Три ЗИЛка, которые смогут вас удивить

Завод ЗИЛ некогда делал не только стандартные синие грузовики-мурлыки, к которым привыкли в 90-е годы и не только бессмертные холодильники, которые могут победить кипятильник. ЗИЛ производил множество интересных с инженерной точки зрения машин. Как человек, который занимается инженерным проектом, я не смог пройти мимо нескольких особенно интересных экземпляров. Скорее всего вам не доводилось их видеть и уж тем более они не встречались вам на дороге.

Вездеход ЗИС-132С

Три ЗИЛка, которые смогут вас удивить Физика, Научпоп, Машина, Авто, Механизм, Инженер, Зил, Длиннопост

На фотографии представлена редкая машина ЗИС-132С, которая так и не поступила в серийное производство. Планировалось, что это будет вездеходный тягач. Идея простая - если сделать движитель (на всякий случай напомню, что так называются колёса или гусеница) широким и пластичным, то он вполне заменит гусеницу. У гусеницы же есть ряд плюсов, а есть и очень серьезные минусы. Конечно же, гораздо удобнее использовать вместо гусеницы именно колёса, но обычные колёса на грязи и бездорожье ведут себя известным образом. Именно поэтому на заводе ЗИЛ решили найти компромисс между гусеницей и колесом. Эта штука называется высокоэластичный движитель.


Вот только компромисс не удался. Машина оказалась крайне тяжёлой. Устойчивость у неё была примерно как у неваляшки. Доходило до того, что её могло опрокинуть сильным ветром. Ведь центр тяжести у машины высоко.


Следующее слабое место - вопрос управления. "Бочки" не позволяли нормально маневрировать и вели себя примерно как трамбовки парового катка. На грязи машина почти теряла управление и больше походила на санки. В итоге история этого забавного тягача печальна. От дальнейшей разработки отказались так как обнаруженные противоречия делали технику бесполезной и даже опасной.

ЗИЛ 112С

Три ЗИЛка, которые смогут вас удивить Физика, Научпоп, Машина, Авто, Механизм, Инженер, Зил, Длиннопост

Думаю, для вас может оказаться открытием, что легендарный завод выпускал не только грузовики, специальную технику и холодильники, а ещё и гоночные автомобили!


На фотографии изображен спортивный автомобиль ЗИЛ 112С, который был выпущен в 1961 году. Такая техника делалась в единичных экземплярах.


Можно подумать, что экземпляр полностью содран с Ferrari 250 Testa Rossa 1958-х годов выпуска. Визуальное сходство и правда есть, и скорее всего Феррари действительно могла стать прообразом ЗИЛка. Вероятно визуальное сходство - это символ гоночных машин того времени.


Но основной интерес - техническая начинка, которая точно оригинальная и опередила своё время. С инженерной точки зрения ЗИЛок был уникален. ЗИЛ 112С был оснащен двигателем от «Чайки», мощность которого составляла 300 лошадиных сил. Максимальная теоретическая скорость 270 км/ч. Разгон с 0 до 100 км/ч занимал 9 секунд. Впервые на авто был применен стеклопластиковый кузов и использовались самоблокирующегося дифференциала. С нуля была разработана специальная система дисковых тормозов. Интересным было и смещение тормозов к главной передаче.


В общем-то, над авто потрудились на славу и в течение нескольких лет на этой машине брали все первые места в гонках по СССР. Но увы, автомобиль так и остался на музейных снимках.

Шнекоход ЗИЛ 29061

Три ЗИЛка, которые смогут вас удивить Физика, Научпоп, Машина, Авто, Механизм, Инженер, Зил, Длиннопост

Как нас учили в институте: "Проходимость транспортного средства в первую очередь определяется возможностями движителя". Оно и понятно. Если вам доводилось выезжать на машине или мотоцикле по мокрой траве из ямки, а резина уже лысая и копать не хочет, то вы наблюдали, что колёса просто крутятся в холостую и буксуют. При этом возможностей силового агрегата более чем хватает. Но известные движители имеют ряд конструктивных ограничений.


Даже гусеничных трактор может закопаться. Поэтому, ЗИЛовцы пошли дальше и сделали вот такую вот ездящую мясорубку. На фотографии ЗИЛ 29061. Шнекоход обладает практически безграничными возможностями по перемещению. Тут я привёл ролик со своего канала, где показан кусочек из образовательного фильма СССР. Обратите внимание, какие возможности у столь странного движителя!


На удивление, подобная конструкция так и не стала популярной. Мне это не совсем ясно, ведь по сути дела мы тут получаем безграничные возможности. Оно и плавает, и ездит, и боком ходит. Как раз то, что нужно для хорошего трактора! Разве что, если проехать на такой штуке по обычной дороге, то получится откровенное вредительство.