Топ 7 неприятных клиентов для дизайнера

1. "Мне дешево, но богато"

Одним теплым осенним вечером читаю предложение на сайте фриланса от мужчины лет 35: "Мне нужен дизайн 2-х комнатной квартиры, бюджет 5 000 рублей, ПРОСЬБА, неопытным студентам не беспокоить, мне нужен КАЧЕСТВЕННЫЙ проект, чтобы все было "дорого-богато". Я перечитала раза 3, в недоумении предполагая, что он забыл дописать еще один "0". Отвечаю ему уже в сообщении, уточняю информацию, но, оказывается, что все написано верно. Не верила, что такое бывает, убедилась в обратном. Прежде чем брать какую-либо услугу, узнайте цену работы, не берите цифры из головы, не тратьте ни свое, ни мое время.

2. "А давай на "ты"?"

Нет, не надо, спасибо. Вы мне не друг, а я вам не подруга. Но есть и те, которые не спрашивают: "Алло, ну че, нарисуешь мне картинки, там две комнаты, за два денька успеешь?". Я на такие замечательные предложения обычно отвечаю, как на приеме у президента - сверх официально, чтобы показать, на каком уровне у меня происходит общение с клиентами: "Добрый день, вас приветствует дизайн-студия *название*, как я могу к вам обращаться?" и т.д. Из колеи таких персонажей выбивает сразу.

3. "А вы уже сделали? А сейчас? А когда сделаете?"

Ситуация: договариваемся с клиентом созвониться и обсудить детали в подходящее для обоих время - завтра, в 6 вечера. *Наступило завтра*. Время 3 часа дня. Приходит от него сообщение с вопросом по поводу дизайна. Я занята, не читаю, не отвечаю, жду 6 вечера, чтобы обсудить все сразу. Договоренность же. Время 3:15 дня. Приходит от него сообщение: "ну и не сильно хотелось ваш дизайн-проект, до свиданья". Я вижу в строке уведомлений данное смс, откладываю все дела, пишу:

- Простите, что именно вы имеете ввиду?
- Я же знаю, что ТЫ прочитала, почему ТЫ не ответила? (видимо, 2 пункт тоже одна из фишек данного персонажа)
- *имя*, мы же договорились созвониться в 6 вечера, сейчас 3:15, я ошибаюсь? (пытаюсь максимально передать позитивный настрой по телефону, но дальше уже не смогла сдержаться)
- ТЫ бы хотя бы поздоровалась.

Разговор был прекращен немедленно, как и вся работа с данным клиентом.

4. "Голосовые на 30 минут общей сложностью"

Настало время голосовых сообщений в любой понятной и непонятной ситуации. Не важно, где я - в метро, в больнице, в магазине, клиенты мне шлют голосовые без предупреждения (я про тот случай, когда ведеться активный диалог смс-сообщениями и вдруг мне решили прислать голосовое. В моменты, когда я не могу слушать 4 минуты, держа телефон у уха,  я закрываю диалог до момента, когда появится благоприятная ситуация. Но даже тогда, большой объем текста я прочитаю за 2 минуты, а голосовое, где содержится столько же информации, я буду слушать 30 минут (в некоторых мессенджерах нельзя ускорить воспроизведение), не тратьте наше время, либо спрашивайте, смогу ли я прослушать голосовое и попытайтесь кратко и четко изложить информацию, без пауз и ненужных пустых вставок.

5. "Я знаю, как правильно"

Семья из 5 человек заказала дизайн-проект квартиры. Глава данного семейства - женщина-стилист - предупредила: ей нужно много розеток. Было выполнено. "Нет, вы не поняли, мне нужно больше", добавила еще по несколько на комнату. "Нет, еще больше. Мне нужно 6 розеток в ванной возле зеркала - для фена мужа, для моего фена, для зубной щетки мужа, для моей зубной щетки, для зарядки телефона мужа, для зарядки моего телефона, тоже самое и в детской - 9 розеток для 3-их детей. В каждой комнате розетка для интернета, чтобы роутер стоял в каждой комнате, вдруг ловить не будет." Объяснения, что тогда не останется места для обоев, что можно вытащить фен и воткнуть зубную щетку и т.д. не дало никаких результатов. А еще она хотела сэкономить на электрике.

6. "Экономный персонаж"

Один мужчина заказал у меня "недодизайн-проект, где моя цель состояла только в том, чтобы подобрать ему мебель, никаких чертежей, визуализации, ему это дорого. Цена работы - 5 000, взялась. Высылаю ему референсы, картинки с примерами комнат, чтобы понять, что нравится клиенту, куда двигаться дальше. Также и он мне выслал свои примеры. Он утвердил концепцию каждой комнаты и мы начали. Такая работа обычно длиться около 1-2-х дней, если подбирать онлайн. Наша работа длилась полторы недели, потому что ему не нравятся материалы, которые я подбираю. Диалог:

- Мне не нравится этот пол
- Хорошо, давайте подберем что-то другое *высылаю новые референсы*
- Мне нравится этот *показывает на картинку с точно таким же полом*
- Но это и есть тот самый пол
- Но вдруг в моей квартире это будет не так смотреться
- Тогда предлагаю сделать визуализацию, чтобы представить, как это будет выглядеть у вас
- Это дорого

Такие диалоги длились каждый день на протяжении полутора недель, в итоге мы не пришли абсолютно ни к чему, я отказалась от работы с ним, он меня послал, сказав, что я его кинула, не заплатил ни рубля. Вылил на меня ведро грязи и ушел. Через некоторое время он стал извиняться и просить сделать ему визуализацию, на что я сказала, что у меня другие клиенты и освобожусь только через месяц. Он сказал, что я ужасный человек, раз так поступила.

7. "Снизойду до вас"

Самый трешовый случай. Заказала у меня проект молодая семья, все шло гладко, договорились обо всех нюансах изначально, работа предстояла тяжелая, но интересная. Через неделю после начала проекта звонок на телефон от отца семейства, хочет встретиться и обсудить еще детали. Без проблем - второй выезд платный, в любое удобное для обоих время приеду. В назначенный день я поднимаюсь на этаж и вижу, что он не один, а со своей мамой, я вежливо поздоровалась и прошла в квартиру. И как только вы закрыли дверь - началось. Говорила только она - хамоватая, грузная тетка (только так могу ее назвать), сын стоял виновато в стороне и молчал.

- Ты почему так делаешь?
- Что вы имеете ввиду?
- Ты зачем объединила кухню с гостиной?
- Изначально желанием заказчика было объединение этих двух зон.
- Ты что, в Европе живешь? Или совсем не готовишь? Тут на диване будет весь жир и грязь
- В проекте предусмотрен этот момент, зоны достаточно отделены друг от друга, хотя и находятся в одной ком..
- *перебивает недослушав* боже мой, ты что, совсем не слышишь? БУДЕТ ГРЯЗЬ. Нужно вынести обеденный стол на балкон, а телевизор повесить над кухней.
- Но тогда как раз-таки на телевизоре и будет вся грязь и жир, если мы смешаем зон..
- *она одергивает меня за куртку, щипает за кожу и толкает за собой (без преувеличения, так было около 4 раз) и продолжает* а ты вообще почему поставила так близко стул к дивану? (Сейчас будет трешовый момент). Ты понимаешь, что однажды придет злой отец с работы, захочет сесть на диван, но на стуле рядом будет сидеть ребенок, так он его скинет, возьмет стул и кинет в жену. Кто будет виноват? ДИЗАЙНЕР. Все тут же вспомнят тебя!

Все, я улыбаюсь, я не понимаю, что я тут делаю, мне смешно и жалко это семейство одновременно. Разговор передан абсолютно дословно, она сказала, что в домашнем насилии виновата буду я))(())00))

В конце встречи я уже даже не спорила. Я просто улыбалась и хотела побыстрей уехать от этих людей куда подальше. Перед выходом ее сын сказал мне второе слово, помимо "здравствуйте" за весь день "возьмите", и протянул оплату за выезд, шепотом, в тайне от его матери, которая повернулась к нам спиной.

Через неделю он позвонил и отказался от проекта, глубоко извиняясь.