4

Терапия восстановленных воспоминаний: последствия. 2 часть

Первая часть

Это вторая часть о последствиях терапии восстановленных воспоминаний из 80-90-х. В прошлый раз мы смотрели используемые тогда методы и вред, который они наносили.

Еще одним веселым методом были группы поддержки жертв (1-3). Там люди делились историями, поддерживали, помогали восстановить память.
Когда приходил новичок без воспоминаний, он чувствовал себя оторванным от коллектива. Поэтому воспоминания быстро появлялись, часто очень похожие на рассказы других в группе.

«На следующей неделе какая-нибудь другая девушка начинала кричать и истерить. Казалось, все они хотели участвовать в этом, становясь всё громче и истеричнее. Мы сидели, рвали телефонные книги, лупили по стульям битами, а Стив или Дейв кричали нам в уши, вслух читая ужасные вещи, которые мы написали о том, что "вспомнили".»

Иронично, что терапевты верили в сатанинские секты из рассказов пациентов, но сами создавали группы, имеющие черты деструктивных сект:
- харизматичный лидер со своей великой миссией по спасению,
- формирование зависимости и беспомощности,
- замена идентичности на «жертву после насилия»,
- изоляция от семьи и друзей, суррогатная семья в виде группы,
- своя сектантская литература и своя библия (Мужество исцеления),
- контроль информации, любое альтернативное мнение затыкается,
- черное-белое мышление «ты с нами или против нас», внешние враги,
- страх при выходе из группы: «тебя убьют сатанисты».

«Я забросила все, кроме своей группы. В группе все мы говорили об одних и тех же вещах: изнасилование в детстве, инцест, содомия, пытки. И мы все находили им подтверждение в словах друг друга. Мне всегда хотелось быть частью чего-то, и в группе я наконец обрела это чувство»

«Меня постоянно порицали и критиковали за то, что я жила рядом со своей семьей»

Для справедливости, была и другая часть пациентов, которым становилось лучше в терапии. Возможно терапевты более аккуратно искали травмы и вовремя останавливали конвейер воспоминаний. Критики считают, что людям становилось легче, потому что они находили причину всех своих проблем во вне и перекладывали ответственность.
Я считаю, что не только это. Некоторые терапевты все же лечили травмы, облегчали эмоции от воспоминаний. Неважно, ложных или истинных.

«Когда Элизабет спросили, как она чувствует себя после того, как вспомнила о сексуальном насилии, она ответила, что никогда не испытывала подобного облегчения. Оказалось, что в ее депрессии виновата не только она, но и ее отец»

«Может быть, поэтому я чувствую, что не управляю своей жизнью, страдаю от перепадов настроения, от депрессии и тревоги. Если я подвергалась насилию и если я сумею восстановить эти воспоминания, то, может быть, тогда все мои проблемы разрешатся, и я начну новую, более полноценную жизнь»

Суды

На основании восстановленных воспоминаний о насилии людей судили и сажали в тюрьму. Без доказательств, без подтверждения. При этом в некоторых случаях должны были остаться следы от пыток, насилия, абортов. Пахую, присаживайся, родной.

Позже, когда критики забили в гонг и показали риск ложных воспоминаний, судьи очухались и некоторых сидельцев по-тихому оправдали. Многие чалились до упора.

При этом терапевты говорили:
«Если месяцы или годы спустя вы выясните, что ошиблись в деталях, вы всегда сможете извиниться и исправить ошибку»

Ну вы знаете эти извинения: «Я обвинила тебя в педофилии и инцесте, из-за меня ты потерял работу, деньги, семью, доброе имя, тебя посадили в тюрьму, где тебя пытались убить и изнасиловать. Я сломала тебе жизнь. Ну извини, бывает».
Причем мне удивительно, что многие родители прощали детей и первые стремились воссоединиться.

«Они не винят меня в том, что случилось во время терапии, но я страдаю от ужасного чувства вины. На меня накатывают волны грусти и беспокойства, и мне часто кажется, что я потеряла контроль над своей жизнью»

«Все они жалеют о потерянном времени, о годах, проведенных в безуспешных попытках вспомнить прошлое, которого никогда не было. Они жалеют о том, что причинили страдания мужьям, детям, родителям и друзьям. Они с болью вспоминают о потерянной невинности и доверии, подаренном не тому человеку.»

Многие бывшие пациенты подавали в суд на терапевтов за нанесенный ущерб. И выигрывали. Покрывалось все это за счет страховки.
Поэтому к концу 90-х страховые компании начали отказываться страховать эту терапию.
Также суды перестали принимать показания на основе восстановленных воспоминаний и гипноза. Стали требовать других доказательств.

Терапевты-вспоминальщики не могли принять это. Психологически сложно отказаться от всего, чему ты посвятил пол жизни, понять, что вместо помощи ты вредил людям. Поэтому большинство терапевтов уходили в глухую оборону и перекладывали ответственность. Давили на своих пациентов, чтобы они продолжали лечение, обвиняли их в обмане и сутяжничестве.

«Доктор Деминг сказал мне, что если я оставлю его заботу и вернусь домой, то секта устроит убийство меня и моей семьи, либо отправив наемного убийцу, либо заставив меня сделать это самой. Я все еще изо всех сил пытаюсь преодолеть страх, посеянный этим внушением. Я редко выхожу на улицу и постоянно беспокоюсь, что предсказания доктора Деминга могут сбыться. Я нервничаю, просто говоря с вами о том, что произошло в больнице. Мне до сих пор снятся кошмары о том, что я там увидела и пережила»

Почему вообще возникла эта терапия?

Это то ли больше американское качество, то ли общечеловеческое – мы увлекаемся. Соблазняемся какими-то убеждениями и практиками, и не только забиваем на проверку, работает оно или нет, но и забиваем на отрицательные результаты.
Психиатрия в этом плане особенно любит танцевать на граблях: лоботомия, психоанализ, конверсионная терапия, френология...

В этическом кодексе написано, что психотерапевт должен работать в границах своей компетентности. Вот только терапевты часто не знают этих границ. Они искренне хотят помочь, они думают, что могут помочь, но они не могут.

Да, у нас вошла в моду доказательная терапия. Но все равно каждый может практиковать любые сомнительные методы, разрабатывать новые, не проверять их и применять на людях.

Кстати, в следующий раз посмотрим регрессивную гипнотерапию, которая до сих пор популярна и несет идеи восстановления памяти

Источники:
1. Ofshe Richard, Watters Ethan. Making Monsters. False Memories, Psychotherapy, and Sexual Hysteria. 1996.
2. Pendergrast Mark. The Repressed Memory Epidemic. How It Happened and What We Need to Learn from It. 2017.
3. Лофтус, Кетчем. Миф об утраченных воспоминаниях.

Психология | Psychology

27K поста61.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.