Теория смены поколений западного общества.

Есть такая занятная теория, которая делит всех родившихся в конце XIX — начале ХХI веков на поколения по 15-25 лет с присущими им в целом чертами. На Западе эта теория более популярна, в России менее, поскольку можно говорить о соответствии только в тех исторических периодах, где у нас более-менее все совпадало. Итак, традиционно выделяются следующие поколения:


1) Потерянное поколение. Родившиеся в конце XIX века; годы их активности: 1910-1930-е. Прошли через Первую мировую войну, вернулись сломленными ее бессмысленностью, столкнулись с поствоенным экономическим кризисом и не смогли с ним справиться. Но смогли развязать Вторую мировую войну.


Основные психологические маркеры: этот мир не наш и не для нас, в нем нет для нас места, его надо изменить, но мы не знаем и не можем. Основной социальный маркер: экономические кризисы 1920-30-х.


Russian Edition: этот мир не наш и не для нас, но мы его сделаем своим или ему конец. Основной социальный маркер: революция и складывание советского тоталитаризма.


2) Великое поколение. Дети предыдущего, потерянного поколения, по совместительству самое стоящее его произведение. Годы активности: 1940-60-е. В отличие от предшественников, четко понимали, за что и почему идут воевать. Имели практически неиссякаемый запас пассионарности: победа в войне, эра информационных технологий, создание ядерного оружия, Интернета, начало космической эры — это все их достижения.


Здесь без разграничений для Запада и СССР. Основные психологические маркеры: сделать мир лучше, завоевать его для себя. Основной социальный маркер: Вторая мировая война.


Характерные черты:


— отсутствие ориентира на опыт предыдущих поколений


— поколение коллективистов, завязанное на семье и обществе


— высокая степень вовлечения в политические процессы


— высокая работоспособность


— ощущение себя единственным продуктивным поколением между Потерянным и Молчаливым


Russian Edition: В России поколение участников ВОВ фактически оставалось у руля высшей политической власти вплоть до 1980-х, то есть перестройки, что сказалось на формировании ценностей всех последующих поколений.


3) Бесшумное (Молчаливое) поколение. Поколение, находившееся в тени своих старших товарищей, Великого поколения, не являясь при этом их детьми. Включает в себя родившихся в 1930-40-е годы, то есть "детей войны", но не беби-бумеров. В целом унаследовали систему ценностей от старшего поколения победителей, но политически оставались в их тени. Встретили свою молодость уже в мире, построенном и благоустроенном для них предшественниками. Они были послушны и исполнительны, а свою нерастраченную энергию пустили в интеллектуальные сферы, науку и искусство. Именно ими была создана неформальная молодежная культура 60-х. В России из ярких представителей можно отметить, например, Высоцкого.


Основные психологические маркеры: мир хорош и развивается без нас, наши посильные усилия лишь помогают ему. Основной социальный маркер: улучшение качества жизни середины ХХ века.


4) Поколение бэби-бумеров. Вот их традиционно относят к детям Великого поколения, хотя сдается мне, что победители в свое время взяли под опеку и задавили своим авторитетом и предыдущее, Бесшумное поколение. Ужасы войны, пережитые двумя старшими поколениями, наложили отпечаток на модель воспитания бэби-бумеров: они первое инфантильное поколение, которое родители заботливо оберегали от всех негативных впечатлений, для которых были созданы условия для потребления.


Характеристики:


— поколение с ярко выраженной личностной идентичностью


— политически и социально полностью подавляемое Великим поколением, но психологически уже уходящее от родительских ценностей


— вместе с тем поколение трудолюбивое и производительное, нашедшее себе место в построенном родителями мире


— благодаря своей численности, усвоили принципы рабочей конкуренции, ориентированы на успех в карьере


— свидетели стремительного улучшения уровня жизни и благосостояния, они уверены в прямой связи между вкладываемым трудом и получаемым результатом


Russian Edition: поколение развитого социализма, это именно те, кем и для кого была построена эта система, для кого она работала и кому она нравилась. Основной социальный маркер: так же, как и у предыдущего поколения, улучшение жизни и ослабление контроля в послесталинском СССР. Годы их активности можно определить как "от отставки Хрущева до перестройки".


5) Поколение Х. К этому поколению относятся родившиеся в 1960-70-е годы. Поколение, на чью юность пришлась очередная перестройка общества: из индустриального оно стало постиндустриальным и именно поколению Х пришлось с этим столкнуться. С изменениями экономической сферы пришел слом культурных ценностей: поколение Х росло и формировалось уже в условиях свершившейся сексуальной революции.


Характерные особенности:


— недовольство властью, недостаток доверия руководству, особенно институционному


— огромная политическая индифферентность


— рост количества разводов, нулевой прирост населения


— широкая экономическая эмансипация


— либеральная ориентация, демократичность


Основные психологические маркеры: этот мир не так уж плох, но наш должен быть другим. Основной социальный маркер: окончание Холодной войны, ставшее возможным благодаря отходу от дел последних остатков Великого поколения и политической индифферентности более поздних поколений, включая поколение Х.


Russian Edition: К поколению Х отношусь негативно и субъективно считаю его самым деструктивным из всех. Годы их активности: 1980 — фактически настоящее время. Распад СССР и политическая ломка 90-х, а также текущая политическая обстановка — это все их рук дело.


6) Поколение Y. К этому поколению отношусь я и все, кому от 30 до 18, и мне кажется, что именно на моем поколении заметнее всего разница между западным и российским обществом. Поэтому говорить буду только за наших. На самосознание российского поколения Y оказало влияние родовая травма агонии совка и пиздеца 90-х.


Характеристики:


— резкое неприятие ценностей родителей, отказ от их опыта


— позднее взросление, поздние браки, позднее начало карьеры


— низкий уровень вовлечения в политическую систему при относительно высокой подверженности радикальным политическим идеям (национализм, коммунизм)


— яркий, но бездеятельный индивидуализм


— безусловная заточенность на получение высшего образования


— низкая интеграция в экономическую систему, низкое влияние на производство и потребление, высокой уровень безработицы


Основные психологические маркеры: че блять происходит и когда оно кончится? Поскорее бы уже все стало хорошо, а что что-то плохо. Основной социальный фактор: экономические кризисы 1998, 2008, 2013 и далее годов.


7) Ну и наконец последнее из ныне живущих, то, за которое все так пересцались — поколение Z. Родившиеся начиная с 2000-х, то есть самым старшим из поколения Z сейчас по 16, а самые младшие еще родятся в середине 2020-х. Подростки поколения Z, как и молодые взрослые поколения Y — дети поколения Х. Но если на воспитание поколения Y всем было глобально плевать, начиная от КПСС, которая загнулась и заканчивая родителями, которые думали, где достать еду, то поколение Z как правило получает гипер-опеку и гипер-внимание.


Основная их характеристика: жизнь в мире компьютерных технологий. Они не создавали этот мир, они не видели его зарождения и развития, они пользуются им с рождения. Я не знаю, каково психологическое самоощущение этого поколения, тем более не знаю, какие основные социальные маркеры выпадут на их юность, но у меня стойкое ощущение, что это поколение себя еще покажет. И что именно они будут нашими главными конкурентами за власть и влияние на экономику, когда поколение Х в конце концов сойдет с арены по естественным причинам. Мы, как и тихое Молчаливое поколение, можем говорить о том, что надо сделать, но в конечном счете боимся брать ответственность.


Поколение Z не боится ничего и отказывается от авторитетов прошлого. Они пришли в готовый мир, но в отличие от нас, смотрят в будущее открыто и смело, ожидая, что любые изменения - это прогресс. И мне хочется верить, что именно это поколение однажды встанет и сделает что-то (хотя бы чтобы у них не забирали Интернет).

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Так то эта теория очень прикладная, используется в маркетнге и в продажах. Тот кто писал про поколение иксов - негативно отношусь, явно не понимает причин становления такого поколения. Тут ведь дело не в том, что они совок развалили, а в том, что они были потомками бэби-бумеров. И там начиная с того, что иксы своих родителей просто не видели (поскольку те восстанавливали страну/строили коммунизм/ездили на БАМ/верили в светлое будущее), потому у иксов есть сильная потребность чем-то выделиться, обратить на себя внимание, доказать, что они чего то стоят. И если возвращаться к моим излюбленным продажам и маркетингу, то здесь не стоит забывать, что иксы на данный момент - основная покупательская сила. У бэби-бумеров мировоззрение другое, насквозь совковое, да и они в основном песионеры уже. У игреков все круто, желание покупать есть, и они бы окончательно переделали рынок под себя, но у них в большинстве нет еще тех ресурсов. При зэтов не говорю даже. Таким образом иксы задают розничный рынок. Да, типичный икс - "сорокалетний жлоб", но,на мой взгляд, сложно осуждать людей за то, что они выросли в определенную эпоху в определенных условиях.
А за пост спасибо, хотя есть у меня некоторые внутренние противоречия, ну хоть память освежила)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку