Теории личности. Часть 7. Эрик Эриксон. Часть 1.

Начало цикла статей здесь https://pikabu.ru/story/teorii_lichnosti_chast_1_zachem_oni_...


Всем привет!

После достаточно длительного перерыва продолжаю цикл статей из серии Теории личности. Сегодня речь пойдет о такой фигуре, как Эрик Эриксон (1902-1994гг) - психоаналитик, один из создателей направления Эго-психологи. Отмечу, что не стоит его путать с Милтоном Эриксоном, также очень значимой фигурой - одного из самых выдающихся психиатров 20-ого столетия.

Теории личности. Часть 7. Эрик Эриксон. Часть 1. Теории личности, Психология, Эрик эриксон, Длиннопост

Эрик Эриксон относится к числу авторов-постфрейдистов. Глубокое изучение психоанализа в 20-30-х годах под руководством Анны Фрейд (младшей дочери Зигмунда Фрейда), опыт преподавания и клиническая практика в лечении детей, приводит Эриксона к серьезному исследованию в изучении влияния культуры на развитие ребенка. Почти десять лет исследований и размышлений над этим вопросом легли в основу первого труда Эриксона "Детство и общество", опубликованную в 1950 году. Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.


Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития Я (отсюда и название направления "эго-психология"). Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее развитие концепции Фрейда в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по трем важным пунктам.

Теории личности. Часть 7. Эрик Эриксон. Часть 1. Теории личности, Психология, Эрик эриксон, Длиннопост

1. Вопреки теории Фрейда Эриксон утверждал, что Я не является марионеткой в руках слепых инстинктов, а представляет из себя фундаментальную структуру, формирующую личность путем своего развития и адаптивности, способную управлять, в том числе, и развитием инстинктивной части (ОНО). Этот решительный сдвиг акцента от Оно к Я, частично признавал и сам Фрейд в своих поздних работах.


2. Эриксон расширяет учение влияния родителей на становление личности ребенка тем, что говорит о необходимости брать в расчет исторический и культурный аспект. Это предположение он высказал, в том числе, после наблюдений за воспитанием детей у индейцев племени Сиу.


3. Эриксон расширил теорию развития личности и заявил о том, что развития стержня Я охватывает все жизненное пространство от младенчества до старости. В классическом психоанализе в основном рассматривалось влияние на формирование Я только периода раннего детства.


Здесь я немного остановлюсь и постараюсь пояснить непосвященному в тему читателю, почему отношение к структуре личности и ее внутренние взаимоотношения становились причиной жарких споров и создания принципиально новых концепций. Дело в том, что воззрение на структуру личности является фундаментальным для понимания принципов работы человеческой психики. От этого зависит как мы будем интерпретировать, например, личностный кризис конкретного человека в своей неповторимости - будет ли кризис говорить о подавленности чувств, или нереализованности жизненных целей, о торможении на некой фазе развития или еще множество вариантов, а может быть все вместе? Мы наблюдаем за тем, как видоизменялось представление о личности, что ставилось во главу угла, а что отходило на задний план. В любом случае, за каждым из тезисов часто стояли годы практической работы, размышлений и исследований.


Продолжим. Центральным положением теории Эриксона стало утверждение о том, что в течении жизни человек проходит восемь стадий развития, универсальных для всех нас. Ступенчатость стадий развития личности получила название эпигенетической концепции.


Каждая из стадий заканчивается кризисом, который рассматривается скорее как поворотный пункт, граница расширения личности, а не как угроза. Успешно преодолевая каждый из кризисов, личность расширяется, становясь все более адаптивной и зрелой.


Стадия 1. Орально-сенсорная. Период 0-1 год от рождения.

Теории личности. Часть 7. Эрик Эриксон. Часть 1. Теории личности, Психология, Эрик эриксон, Длиннопост

Предмет конфликта развития: могу ли я доверять миру? На этом этапе формируется базовое доверие или же недоверие миру. Основные социальные условия - постоянство, последовательность, узнаваемость матери. В этих условиях поддержки ребенок учится воспринимать мир как место безопасное, базовое. В случае же непоследовательности, отвержения, недостатка поддержки формируется восприятие безусловного недоверия всему внешнему миру. Этот конфликт "доверие-недоверие" будет проявляться и в дальнейшей жизни, однако, правильное прохождение этого периода (что зависит не от самого ребенка, а от его окружения) приводит к появлению такого социального навыка как надежда.


Стадия 2. Мышечно-оральная. Период 1-3 года.


Предмет конфликта: могу ли я управлять собственным поведением? На этом этапе формируются базовые понятия самоконтроль-сомнения. При разумной дозволенности, поддержке, ребенок учится воспринимать зоны своего влияния на окружающий мир, что придает ему чувство уверенности, особенно вкупе с чувством базового доверия, которое он приобрел на первом этапе. В противовес, при гиперопеке (чрезмерной), в сочетании с базовым недоверием миру формируется стойкая неуверенность и сомнение в своих силах влиять на этот мир. Появляется сильная зависимость от "покровительства", неумение отстаивать свои границы, стыд. При благополучном прохождении этой стадии формируется такой навык личности как сила воли.


Стадия 3. Локомоторно-генитальная. 3-6 лет.


Предмет конфликта: могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей? Исходом периода может служить доминирование чувство инициативы или же вины. Социальные условия: поощрение активности, наличие возможностей предоставленных со стороны родителей помогает ребенку развивать инициативность, которая касается многих сфер жизни - быт, общение со сверстниками, творчество. Неодобрение активности, в свою очередь, сильно сковывает чувство инициативы, приводя к чувству вины. Складываясь с чувством недоверия, сомнений в себе, чувство вины образует огромный комплекс проблем, который максимально тормозит развитие личности.

Теории личности. Часть 7. Эрик Эриксон. Часть 1. Теории личности, Психология, Эрик эриксон, Длиннопост

Как мы видим, на этих этапах развития влияние родителей на формирование личности ребенка максимально и фундаментально. Именно их поведение закладывает базовые навыки, от которых зависит внутреннее благополучие жизни ребенка. Учет этих факторов при воспитании крайне важная задача.


На этом я прервусь. Иногда сложно оценить как будет восприниматься текст такого содержания и объема. Кто читает эти статьи, отпишитесь, пожалуйста, стоило бы вместить все в одну часть (это еще столько же по объему текста), либо разделение на несколько частей более удобно? И нужны ли картинки, помимо фотографии ученого? Заранее спасибо!

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.