Тарзан русской поэзии

Говоря о Маяковском, практически все биографы неизменно отмечают один факт, ставший уже трюизмом: его вопиющее, тотальное невежество, которым он при этом всячески бравировал. Кажется, к моменту появления "Пощёчины общественному вкусу" он написал больше стихов, чем прочёл.

Тарзан русской поэзии Русская литература, Владимир Маяковский, Серебряный век, Русская поэзия, Футуризм, Длиннопост

(Тут нелишне заметить, что изначально Маяк позиционировал себя именно как художника - и вот как раз живописи он учился всерьёз, имел представление об академической школе, и всю жизнь свои познания успешно в этой области применял.)


А культура Серебряного века, обратите внимание, была чисто постмодернистским проектом, немыслимым вне глубокого культурного контекста. Практически у каждого поэта - что поэта, у каждого стихотворения и едва ли не у каждой строки - можно проследить "родословную". Это была такая "игра в стихи как образ жизни" - вполне в духе той помеси карнавала с конвульсиями, каковой и является Серебряный век.


"Культурный контекст", которым мог оперировать Маяковский, равен нулю. Собственно, отсюда его пренебрежение классикой, призывы побросать всех предшественников за борт и прочее. Так они для него и не были предшественниками, он не был продолжателем какой-либо литературной традиции. Именно этот факт и выводит его за рамки Серебряного века.


Здесь необходимо заметить, что братья Бурлюки, некогда откопавшие этот самородок, были как раз более чем продуктом своего времени. Уж у этих-то с контекстом всё было отлично. А Маяк, слегка пообтёршись в кругу поэтической богемы, мгновенно сообразил, что стихи пойдут у него куда лучше картинок - и мигом переквалифицировался в поэты.


В этом феномен Маяковского: он ниоткуда. У него нет литературной родословной. Над ним не висела тысячелетняя история поэзии с её законами и табу. Он единственный, кто мог встать вровень с тем заросшим кроманьонцем, который впервые издал рифмующиеся вопли - и убедился, какое воздействие те оказывают на его соплеменников. Он сам был для себя точкой отсчёта, системой координат и мерой вещей. Именно в этом уникальность Маяковского, именно поэтому все его последователи (а школа Маяковского - это огого, от Заболоцкого до Вознесенского, оцените разброс!) не смогли повторить его магии: культурный багаж мешал. Духовные богатства.


Потом, конечно, Маяка пообтесали. И Пушкина он уже не порывался сбросить откуда-нибудь к чортовой матери, а даже написал "Юбилейное" - слабое, "программное", в худшем смысле слова, стихотворение.


Тарзана превратили в лорда Клейтона, приодели и научили вести себя за столом. Но что-то от той неистовой дикой мощи, перед которой когда-то трепетали джунгли, осталось в нём до конца.

Тарзан русской поэзии Русская литература, Владимир Маяковский, Серебряный век, Русская поэзия, Футуризм, Длиннопост

(Собственно, таких "гениальных невежд" в русской литературе двое - Маяковский и Лев Толстой. Но Толстой - это другая история.)

Лига литературоведов

28 постов160 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Общаемся вежливо, избегаем неоправданного употребления обсценной лексики, аргументируем свою точку зрения.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий

Побольше бы таких невежд, стихи Маяковского лучшие среди всей этой серебряной толпы.

раскрыть ветку (26)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Невежды, как правило, заново изобретают велосипед.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

И даже это - считанные единицы из них.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Они даже не "лучше", они просто другие. тёплое и мягкое. Блок, пожалуй, вполне вровень по таланту, но Блок - прямой наследник Пушкина. А Маяк абсолютно сам по себе, занесло в оранжерею дичок. Он и попёр вверх, в комфортных-то условиях. Говорю же, Толстой был ровно таким, "я дикарь и поручик". Другое дело, что для этого изначально нужно быть прирождённым гением, а то любая школота, которая что-то коряво карябает, любит кричать "вы ничо не понимаете, я как Маяковский!" - вот это жалкое зрелище.

раскрыть ветку (23)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Быкова что ли перечитал?

Автор поста оценил этот комментарий

А про Велимирушку нашего у вас было/будет что-нибудь?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тут - увы, я больше про заек, о поэзии редко пишу
1
Автор поста оценил этот комментарий

Где то согласен, Блок или Есенин действительно воспринимаются как скучное продолжение Пушкина. Маяковский же уникум и гений, такого не было и нет до сих пор.

раскрыть ветку (19)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, назвать Блока "скучным" - значит просто признаться в том, что вы мало читали Блока. Он очень крутой и по таланту Маяку не уступает. Позднего Есенина тоже почитайте - "Пугачёв", "Страна негодяев", "Чёрный человек"...

раскрыть ветку (18)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Наверное, но каждому овощу своя осень, не зашло мне. Скажу даже кощунственные в здешней парнасской среде вещи, у меня поэзия Маяковского перекликается с песнями и стихами Летова, та же энергия и напор, и слушается хорошо.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Летов - это безусловно школа Маяковского. ну и песня "Самоотвод" ("Маяковский видел сон...") туда же.

раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я Маяковского начал понимать после того, как увлёкся Летовым. До этого тащился по этим вашим загнивающим декадентам.


И второй момент, который я понял чуть позже — поэзия Маяковского — это поэзия эстрадная. Она расчитана на исполнение оратором. Читать его про себя — всё равно, что читать партитуру.


Маяковского надо читать вслух. По возможности — в голос, на радость соседям и домочадцам.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Всё так :)

А русская поэзия в основе своей эстрадно-песенная. Собственно, почти всё, что на слуху из классики - романсы. А Сервек вообще чистая эстрада, её квинтэссенция - Вертинский. А потом оттуда выросли и "вечера в политехническом", и барды, и русский рок, и русский рэп. Абсолютно прямая последовательность.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Что интересно, мне 50+, в свое время как и многие увлекался роком в т.ч. и русским, тогда Летов прошел мимо, вообще,  а сейчас года два как его расслушал и наслушаться не могу,  может Блок и другие тоже придут позже).

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я Егорку слушаю уже лет 30 с гаком, с семнадцати. Жену подсадил - она на 12 лет моложе и как-то больше по симфонической музыке, а вот Летов зашёл, и даже обсценная лексика не смущает.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Обалденный ролик выложили, вроде как визуализация нейросетью песни Все идет по плану, прям красота.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

видел, не понравилось.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Мне "Чёрный человек" напоминает чем-то по стилю Маяковского.
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

совсем разные.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, я в стилях плоховато разбираюсь. Но, когда я впервые её прочитала, почему-то сразу Маяковский замаячил по ощущениям)
Вот тут например:
"...Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою..."
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

тут, видите ли, такое дело. Субъективно восприятие - штука сугубо индивидуальная, ещё не хватало мне вам объяснять, что после чего у вас должно "замаячить по ощущениям". Раз у вас так, значит, для вас оно так.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Сам о нем напоминает)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

а вот это уже синяя занавеска ))))

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Это просто шутка, а не занавеска)
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И "Чёрного человека" никогда до конца не поймёт тот, у кого не было белой горячки.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку