Так живёт музей. Часть 2.

Первая часть здесь


Челябинск - это не тот город, где в сфере культуры крутятся баснословные деньги. Да и музеи не ворочают миллионами, чтобы позволить себе вкладывать большие деньги в выставочные проекты. Но чтобы сделать хорошую выставку, в неё надо вложить деньги. Не знаю как сейчас с этим в музее, но наверняка что-то да выделяется, но в муниципальной конторе, где работаю сегодня, изыскивание средств - это тот ещё квест.


Моя первая выставка, посвященная Отечественной войне, была первой созданной выставкой. В ходе монтажа особых проблем не было, т.к. опытные "старички" вытягивали всё на себе, попутно объясняя что да как. Основной затык любой выставки - это концепция. Концепция лежит в основе всего. Один мой нынешний коллега, отставной военный, заочно получивший историческое образование, увлекающийся археологией и спелеологией, как-то бросил фразу: "Да что там делать? Накрыл витрину и всё!". Теперь эта фразочка, накрыть витрину, у нас в коллективе используется, когда надо сделать выставку.


Так вот о концепция. Задача экспозиционера сделать так, чтобы выставка не выглядела как собрание "накрытых витрин", а имела свою логику повествования. Хоть тот же заезженный хронологический подход, который позволит проследить логику. Но мы старались делать тематические зоны. Главной сложностью стало привязать Челябинск к событиям 1812 года. Кутузов город не сжигал, Наполеон тут не ходил,  хоть и есть в области свой населённый пункт с гордым именованием Париж, а фонды музея отнюдь не пестрели артефактами этой войны. Пришлось извращаться. Тогда и вспомнилось незабвенное слово коммеморация. Если коротко, то это способы сохранения памяти о чем-либо. Вот поэтому и решили мы показывать как в России и Челябинске помнят об Отечественной войне.


Здесь во многом на помощь пришли личные связи. Коллекционер дал  наградные знаки разного времени, местные реконструкции поделились штандартами аля XIX век, я принёс юбилейные монеты, выпущенные по этому поводу, ну а из фондов набрали предметов близких к этому времени.


Вот тут и сыграл свою роль вопрос финансирования. Печать изображений, баннеров, информационных планшетов - это не обсуждается. Но, чтобы сделать выставку более привлекательной для посетителей, мы пошли чуть дальше и руководство идею поддержало. Были пошиты костюмы: два гусарских мундира, ампирные платья для дам и один костюм человека светского. В этих костюмах проводили экскурсии. Ажиотаж был бешеный. Ряженый экскурсовод  - это же так прикольно))


Правда самая первая экскурсия для меня на этой выставки стала самым фееричным провалом. Вышел такой из себя в гусарской одежке, что-то мямлил в течении 30 минут... В общем злобная училка, притащившая школьников, была крайне недовольна. Пришлось идти к зам. директора, кланяться в ноги, и уже она по-новому проводила экскурсию, а потом морально меня поддерживала. С тех пор к подготовке подходил ответственно. Теперь текст экскурсии редко  меньше 50 страниц мелкого печатного текста, а по выставке экскурсия в среднем составляла часа 1,5.


Кто сам водил экскурсии, тот знает какой это тяжеленный труд. Даже после одной экскурсии связки устают безумно, а если подряд 2, или 3, или 4.. Но научным сотрудникам за экскурсии чуть-чуть доплачивали - 50 или 100 рублей (уже и не помню). Но есть подозрение, что орготдел, который набирал группы и считал кто сколько и кому провел экскурсий, что-то мутил, потому что на зарплате 3-4 ежедневных экскурсии никак не сказывались.


Вообще ситуация была крайне забавная. В музее есть целый экскурсионный отдел, который, почему-то, водил исключительно по постоянной экспозиции. На вопрос а почему сменные выставки без их внимания все пожимали плечами. Никто не мог объяснить. Хотя ответ, наверное, очевиден:

Так живёт музей. Часть 2. Музей, Челябинск, Работа, Выставка, Трудовые будни, Длиннопост

Вообще экскурсоводы были забавными. Держались особнячком, сплетничали, перемывали всем кости, а на экскурсиях тарабанили один и тот же текст, написанный при царе Горохе и с тех пор не менявшийся. Шаг в сторону - и всё. На них периодически поступали жалобы от недовольных посетителей, потому что нудный монотонный рассказ и полное отсутствие умения держать внимание аудитории мало кого устраивал. Ну и, естественно, текучка там была адская. Кто не приживался, ну а кто в декрет.