Так живёт музей

Привет, пикабутяне! Грядёт "великий" праздник - День работника культуры. К этой дате и решил приурочить публикацию, поскольку сам работаю в сфере культуры. А именно, в организации, очень близкой к музеям. Да и, честно говоря, поработать в музее тоже успел, поэтому кое-что знаю о жизни этого учреждения изнутри.


Речь пойдёт об организации, работающей в очень известном городе. Том самом, где метеорит пролетал. К этому времени чуть больше, чем полгода работал в музее, где этот метеорит хранится сегодня, набирался, так-сказать, опыта и мечтал о подвигах на поприще музейного дела.


Для многих музей - это место, где лежат старинные артефакты, сидят бабушки-смотрители, а блаженная тишина нарушается воем сигнализации, потому что очередное дитё, чаще великовозрастное, заступило за красную линию. В принципе, всё так оно и есть, но кроме залов с экспозицией, есть ещё огромное количество больших и малых кабинетов, где прошлое кропотливо изучается научными сотрудниками, где распивают чаи экскурсоводы в ожидании очередной группы, где сотрудники фондов описывают и маркируют предметы, принимая их на постоянное хранение, а ещё есть инженерная служба, бухгалтерия, сектор учёта и т.д.


Но это жизнь, скрытая от глаз посетителей, поскольку в служебные помещения попасть человеку со стороны крайне проблематично. А между тем, именно в этих помещениях решаются самые серьёзные вопросы: какую выставку делать, как её показать, какие предметы отобрать, что принять в основной фонд, а что в научно-вспомогательный. По служебным помещениям постоянно снуют люди с бумагами, экспонатами, книгами учёта и хранения, а из кабинетов частенько доносится здоровый смех. Обычный рабочий процесс.


Несмотря на то, что трудился в должности научного сотрудника, научной деятельностью заниматься было некогда. Конечно, можно было бы писать статьи, изучать прошлое, но тогда бы пришлось абсолютно забить на выставочную деятельность, которая является основным хлебом любого музея. Ну а сидеть ровно и зарабатывать геморрой молодому организму не хотелось совсем, поэтому со всей головой окунулся в выставочную работу.


Когда я пришёл в музей, то была дана краткая справка о том что тут делается, что надо делать, провели по служебным помещениям, познакомили с несколькими десятками человек (многих из которых так и не запомнил по именам за 2 года работы) и выделили рабочее место. Но чтобы жизнь не казалась сладким мёдом, радостно сообщили: "Будем делать выставку к 200-летию Отечественной войны 1812 г. Ты - куратор". Вот так, с места в карьер.


Вообще, в идеале, куратор должен разработать концепцию выставки, подобрать предметы из фондов, привлекая других сотрудников, подготовить печатную продукцию, привезти предметы в зал, всё расставить/развесить, разложить номерки, сделать этикетки, составить ТЭП (тематико-экспозиционный план, на котором указывается где какая вещь расположена). Затем подготовить текст экскурсии и провести методическое занятие для других научных сотрудников. Ну а дальше уже открытие и приём первых экскурсионных групп.


На всю эту работу уходит огромное количество бумаги. Просто колоссальное. Музей до ужаса бюрократическая институция, где любое действо совершается исключительно по бумажке. Нужны грузчики? Пиши служебку и может быть они придут. Именно поэтому в большинстве случаев мелкогабаритные вещи таскали самостоятельно.

Хочешь предметы из фондов? Сначала будь добр сходить к хранителям, ознакомься с имеющимся богатством, выпиши номера предметов, а потом уже на имя главного хранителя пиши служебку о выдачи предметов для выставки N, на основании приказа такого-то, и приложи перечень предметов. Но тут никаких претензий, поскольку главный хранитель несёт уголовную ответственность за десятки тысяч предметов культурного наследия. И, не дай Министр культуры, хоть одна вещь пропадёт. Тогда мало не покажется.


Но, так-как был человеком новеньким, едва сползшим с университетской скамьи, то меня не бросили одного, а стали обучать. Вообще, тот коллектив, в который пришёл, оказался на редкость доброжелательным и всячески поощрял стремление учиться новому, постигать музейные азы, и всегда шёл на встречу. По секрету, все вместе ушли из краеведческого музея и сейчас продолжаем работать, совместно реализуя выставочные проекты.


Вообще, выставка не делается за день. В идеале это несколько месяцев подготовки, включая сюда подбор и подготовку материалов, написание сопроводительной документации и монтаж. Однако на практике так получается не всегда...


Наверное, надо немного остановиться, поскольку, садясь за написание, не удосужился продумать структуру публикации и примерное содержание. Поэтому где-то получилось немного скомкано, но постараюсь исправиться в будущем. Если, конечно, эта тема зайдёт у столь славной аудитории.