Так вот она, наша Победа! Юбилей освобождения Гданьска

75 лет назад – 30 марта 1945 года – город Гданьск был освобождён от немецко-фашистских захватчиков, войсками Второго Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского.


Вернее, польским «Гданьском» этот город стал уже после описанных здесь событий, а так это всегда был Данциг – до самых корней немецкий, как Мемель или Кёнигсберг, о которых я рассказывал ранее (теперь это Клайпеда и Калининград соответственно).


После Первой мировой войны, которую Германия проиграла, Данциг был по решению победителей (французов и англо-американцев) изъят из её состава, но и Польше не передан, а оставался «вольным городом», находившимся под прямым управлением тогдашней ООН (она называлась в те годы «Лига Наций»). Хотя немцы составляли 95 процентов населения Данцига, поляки всё время пытались его «отжать». Для начала они добились, чтобы им разрешили открыть военно-морскую базу на полуострове Вестерплатте, который прикрывает Данциг с моря (отмечен на прилагаемой интерактивной карте чёрным кружком с цифрой «7»).


В дальнейшем Польша неоднократно пыталась поглотить этот город, сделав его своей неотъемлемой частью, в том числе силовым путём.


Именно эти действия Польши по «отжатию» Данцига и стали поводом для начала Второй Мировой войны. В 1939 году Германия потребовала от Польши оставить Данциг в покое, а также предоставить Германии возможность беспрепятственного доступа к Данцигу и Восточной Пруссии (нынешней Калининградской области).


Отказ Польши удовлетворить эти требования стал формальным поводом к началу Второй мировой войны. На рассвете 1-го сентября 1939 года прозвучали её первые выстрелы: это немецкое учебное судно «Шлезвинг Гольштейн» (я рассказывал о нём в предыдущей публикации) подвергло артиллерийскому обстрелу занятый поляками полуостров Вестерплатте в Данциге. Сопротивление небольшого польского гарнизона было сломлено в течение нескольких дней, и Данциг стал первым городом, захваченным Германией в ходе Второй Мировой войны. Сейчас о событиях тех дней напоминает мемориал на Вестерплатте (на фото).


С тех пор утекло много воды в Висле (а Данциг стоит в месте её впадения в Балтийское море), и в марте 1945 года сюда пришли войска Второго Белорусского фронта, завершавшие Восточно-Померанскую стратегическую наступательную операцию. В те дни, преимущество в боевых действиях на море было у немецкой стороны, поскольку наш Балтийский флот не мог покинуть свои базы в районе Ленинграда, из-за плотного минирования подходов к ним. Поэтому сначала мы обошли Данциг по суше, пройдя всего в 20 километрах южнее его, и ушли далеко на запад, а потом развернулись на 180 градусов и стали наступать по суше, с запада на восток, с тыла на Данциг, прижавшийся к западному берегу одноименной, Данцигской бухты.


25-го марта 1945 года советские войска взяли город Сопот (в 10 км севернее Данцига) и тем самым вышли к побережью Данцигской бухты, охватив Данциг в полу-«котёл», прижатый к морю. В Данциге оказались заблокированы части немецкого 18-го горно-егерского, 20-го, 23-го, 27-го пехотных корпусов.


Город был хорошо подготовлен к обороне в инженерном отношении, его окружала цепь фортов новой постройки: Вейзельмюнде, Вестерплатте, Нейхарвассер и Хойбуде. Все форты были хорошо замаскированы и вооружены мощными огневыми средствами. Сухопутные укрепления Данцига состояли из старого крепостного пояса, окружавшего город с юга и востока, и из внешнего пояса укреплений современной постройки с двумя капитально построенными укрепленными районами Бишофсберг и Хагельсберг. Оба этих района имели большое количество железобетонных и каменно-бетонных огневых сооружений, которые располагались на командных высотах.


Территория, прилегавшая к городу с юго-востока и юга, могла в случае необходимости затапливаться. Система долговременных сооружений была дополнена оборонительными постройками полевой фортификации; кроме того, к ведению обороны были приспособлены здания и целые кварталы города. Все населенные пункты, расположенные в радиусе 15 км от города, также были подготовлены к обороне как опорные пункты и узлы сопротивления и имели постоянные гарнизоны.


Вечером 26 марта соединения 2-й ударной и 65-й общевойсковых армий из состава Второго Белорусского фронта, завязали бои непосредственно в пригородах Данцига, и уже утром 27 марта начался непосредственный штурм города. Частям 2-й ударной, 49, 65, 70-й армий при поддержке авиации приходилось с боями выбивать немцев с каждого дома, перекрестка, улицы.


Два дня шли упорные бои в районе бумажной фабрики и химического завода в северной части города: здесь части 199-й стрелковой дивизии штурмовали эти сильно укрепленные пункты при поддержке 18-ти тяжелых орудий, поставленных на прямую наводку. Несмотря на упорное сопротивление противника, Данциг был взят 30 марта 1945 года:


«Командующему войсками 2-го Белорусского фронта

Маршалу Советского Союза Рокоссовскому


Войска 2-го Белорусского фронта завершили разгром данцигской группы немцев и сегодня, 30 марта, штурмом овладели городом и крепостью Гданьск (Данциг) – важнейшим портом и первоклассной военно-морской базой немцев на Балтийском море.


Над Гданьском поднят национальный флаг Польского государства.


В боях за город Гданьск войска фронта взяли в плен 10000 немецких солдат и офицеров, а также захватили танков и самоходных орудий 140, полевых орудий 358, подводных лодок 45 и много другого вооружения и военного имущества.

В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение городом и крепостью Гданьск, представить к присвоению наименования “Гданьских” и к награждению орденами.


Сегодня, 30 марта, в 22 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 2-то Белорусского фронта, в том числе танкистам 1-й польской армии генерал-лейтенанта Поплавского, овладевшим городом и крепостью Гданьск, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Гданьска.


Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость Советского Союза и Польши!

Смерть немецким захватчикам!


Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

30 марта 1945 года, № 319»


Наши польские партнёры не случайно упоминаются в этом приказе несколько раз. Эта операция стала крупнейшим сражением Второй мировой войны для польских войск, в ней участвовали 85 тыс. военнослужащих 1-й армии Войска Польского (для сравнения, в Битве за Монте-Кассино в армии Андерса было до 50 тысяч). При этом, безвозвратные потери 1-й армии Войска Польского составили 2575 солдат и офицеров.


Для сравнения, на советском мемориальном кладбище в Гданьске захоронено 3092 солдат и офицеров (1206 известных и 1886 неизвестных), ещё в деревне Бояно — 6058 солдат и офицеров (193 известных и 5865 неизвестных), и в г. Картузы — 1011 советских солдат – всё это в районе Гданьска, на ближних подступах к нему.


Как писала недавно газета «Аргументы и Факты», об этом поляки предпочитают сейчас не вспоминать. Вот фрагмент этой газетной публикации:


«… У пристани прямо на зданиях через проектор демонстрируется видеоклип — над городом поочерёдно колышатся сначала нацистское знамя, а потом красный флаг. Красное полотнище падает — изорванное, продырявленное, знаменуя конец «русской власти». … «Кто освобождал Гданьск и кто вернул его Польше?» — интересуюсь я у стайки школьников. — «А разве Гданьск не всегда был польским?» — хмыкают те в ответ … Советское кладбище вспоминают только в связи с актами вандализма: в последний раз опрокинули несколько надгробий и сломали на могилах жестяные звёзды...».


В 80-е годы Гданьск стал центром антисоветского движения, возглавляемого Лехом Валенсой, смысл которого: «А не надо было нас освобождать – пили бы сейчас баварское!». Как известно, их деятельность увенчалась успехом.


А тогда, 30-го марта 1945 года, изгнанные из Данцига и соседней Гдыни остатки немецкой 2-й полевой армии были блокированы на косе Хель (в 25 км северо-восточнее Данцига) и в устье реки Вислы (в 20 км юго-восточнее Данцига). В дальнейшем они держались там, капитулировав только 9 мая 1945 года.


Кстати, в одной из предыдущих публикаций я рассказывал о том, как 8-го мая немецкое командование подписало Акт о капитуляции, находясь в штабе наших англо-американских партнеров в городе Реймсе. Как известно, маршал Сталин этот акт не признал, и потребовал подписать новый, 9-го мая. Обычно приводят цитату Сталина в таком виде:


«… Договор, подписанный в Реймсе, нельзя отменить, но его нельзя и признать. Капитуляция должна быть учинена как важнейший исторический акт и принята не на территории победителей, а там, откуда пришла фашистская агрессия, — в Берлине…».


В связи с этим, хотелось бы обратить внимание, что Данциг, а конкретно – полуостров Вестерплатте – это и есть в прямом смысле слова «место, где началась фашистская агрессия» (тогда как в самом Берлине большинство немецких солдат не бывали ни разу в жизни).


По идее, нужно было немецких руководителей за уши привести как раз в Данциг, на Вестерплатте, и там – где началась война – учинить важнейший исторический акт – подписание Капитуляции, с классическими словами: «Русские войну не начинают – русские войну заканчивают».


Интерактивная карта боевых действий:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor:f954630612c422a885288307e01f6f5ac6c564e68ba83f84fbe3af25901e6095&source=constructorLink

Так вот она, наша Победа! Юбилей освобождения Гданьска Данциг, Гданьск, Освобождение, Март, 1945, Длиннопост, Вторая мировая война, История