Так ли опасно виртуальное детство?

«Интернет – зло» - пишут люди в сети, не осознавая иронии ситуации. «Мы-то ещё ничего, мы нюхнули жизнь, нодети!.. Чтоизнихвырастет?! Они не приспособлены к реальному миру, они тепличные цветы, живущие в иллюзии иллюзиями!» - знакомый вопль, м? Каждый из нас его слышал, кто-то из читающих этот текст такое, скорее всего, говорил, патетически размахивая руками, с искренней скорбью в лице.

Так ли опасно виртуальное детство? Интернет, Зависимость, Дети, Игры, Реальность, Длиннопост
Наглядный пример "острой" критики. В интернете. В формате демотиватора...

Может, от бабушек на лавочке такой спич слышать и терпимо – в конце концов, что они в своей жизни видели, кроме работы на износ и общей безнадеги… Но особенно веселит слышать такое в среде, позиционирующей себя как интеллектуальная. От людей с парой-тройкой высших образований, от людей вовсе не глупых, имеющих свое обоснованное мнение по разным вопросам, глубоко копающих, так сказать, людей… Копающих глубоко, но, когда речь заходит о нынешних детях и подростках, интеллигентные граждане моментально теряют способность к анализу и начинают автоматически воспроизводить речь, написанную их ригидностью в соавторстве с подсознательным страхом перед очередным поколением «гадких лебедей».


Да, мир изменился. Нравы изменились – не везде и не то чтобы очень сильно, но в самых продвинутых странах общая атмосфера становится все более гуманистической. Появились новые проблемы, раньше перед людьми не стоявшие… Их тоже не особенно много, но все же их есть. Ну и все. Если современную нам реальность немножко поскрести, то можно выяснить, что налет изменений с неё слезает вполне свободно, а содержание осталось тем же самым – и люди все те же самые. Да, и подростки в том числе.

Чем же эти несчастные дети, «погрязшие в виртуальном мире», заняты? Играми, общением и развитием. К каждому слову в этом коротком списке необходимо добавить «с поправкой на современные реалии». Потому что, черт бы вас всех побрал, проклятые нытики, виртуал – часть нашей реальности и никуда вы его не денете, как бы вам ни хотелось.

Так ли опасно виртуальное детство? Интернет, Зависимость, Дети, Игры, Реальность, Длиннопост

Игры.

Можно играть в песочнице, а можно – в «Майнкрафт». Можно играть в куклы, а можно – в «Симс». Можно играть в шашки или в шахматы, или, чем черт не шутит, в нарды – а можно в стратегии. Разнообразные дворовые развлечения типа «войнушки», «казаков-разбойников» и прочая тоже имеют виртуальные аналоги. Во дворе можно разодрать колено или там нечаянно кому-то палкой (в воображении – ружьем) в глаз заехать. А также полюбоваться на стрёмного мужика, отирающегося в кустах возле детской площадки, раскопать в песке засохшее кошачье дерьмо, порезаться о битое стекло или ещё как-то травмировать себя физически или психологически – и аналоги этих побочных развлечениям опасностей тоже есть в виртуале! Короче, вот разница – в Интернете ты не получишь физического вреда. А все остальное будет. И, так же как и во дворе, ребенок в процессе игры освоит некоторые полезные для жизни навыки – анализ ситуации и планирование своих действий, способность к кооперации, контроль эмоций… А также способность распознавать намерения стрёмных мужиков, в каких бы кустах они не отирались – реальных или цифровых.

Так ли опасно виртуальное детство? Интернет, Зависимость, Дети, Игры, Реальность, Длиннопост

Общение.

Кажется, здесь и так все очевидно, но на всякий случай разжую – социальная сеть, дисковый телефон, голубиная почта или сигнальные костры – суть одно говно. Приспособления, выступающие посредниками в человеческом общении, если возможности или желания встретиться лицом к лицу нет. Правда, именно в сфере общения сеть дает своим пользователям значительные преимущества. Теперь человек не обязан ограничиваться своей средой – а ведь она, знаете ли, бывает разной, и не всегда приятной. Где бы ты ни жил, хоть и в самом захолустном селе на крайнем севере – если у тебя есть Интернет, ты можешь общаться с кем угодно, искать любых знакомств и не ограничиваться живущими в соседнем военном городке тремя сверстниками, двое из которых нюхают клей, а третий скоро сядет по малолетке. Слышать о том, что разнообразие собеседников когда-либо кому-то навредило, мне не приходилось, а вот видеть, что происходит с детьми, если их окружение оставляет желать лучшего, а возможности вырваться из него нет – очень даже.

Так ли опасно виртуальное детство? Интернет, Зависимость, Дети, Игры, Реальность, Длиннопост

Развитие.

В «реальном мире» здесь, как и с общением, слишком многое зависит от места проживания. Да, можно родиться везунчиком – в большом городе, в интеллигентной семье, с доступом к широкому выбору театров, музеев, библиотек и учебных заведений. Это, конечно, не дает гарантии, что из человека в самом деле выйдет толк, но значительно повышает вероятность такого исхода. Конечно, «захолустное село на крайнем севере» так же не дает гарантии, что родившийся там обязательно к двадцати годам сопьется и сядет – но значительно повышает вероятность… Интернет дает возможность уравнять шансы. Он – доступ к мировой литературе (и мнениям о литературе, которые в школе озвучены никогда не будут), живописи и скульптуре (которые школа вообще не особо затрагивает), к разнообразию площадок для дискуссий на самые разные темы – от бытовых до политических и научных. Музыка, кино, театр – наслаждайтесь! Да, в век такого изобилия отделить зерна от плевел, а качественную информацию от бросовой может быть непросто – но кто сказал, что ребенку лучше принять на веру те шаблоны мышления, которыми пользуются и которые ему насаждают школьные учителя или родители?..

Так ли опасно виртуальное детство? Интернет, Зависимость, Дети, Игры, Реальность, Длиннопост

Да, виртуал может быть опасен. Ну а что, реал безвреден? Да, ребенок в виртуале может попасть в сообщество, в которое, для его блага, ему бы лучше не попадать – ну а что, в реале плохую компанию найти трудно? Да, он может усвоить вредное мнение, поддаться пропаганде чего-либо, испортить свой вкус на фанфиках и плохой манге или дорваться до порнографии и навсегда сломать себе здоровую сексуальность – а ещё он может узнать о великих открытиях, понять, что физика не заканчивается рисованием схемы электроприбора из проводка, кнопки и лампочки, найти друзей, союзников и путь в жизни, потому что теперь он выбирает не из цемзавода, зоны и трех магазинов родного пгт, а из ВСЕГО.

Так ли опасно виртуальное детство? Интернет, Зависимость, Дети, Игры, Реальность, Длиннопост

Кроме того, все, кто мечтает, чтобы нынешние дети активнее колупались в песочницах, писали мелом по доске, лепили из пластилина и показывали друг другу письки за гаражами, забывают, что, повзрослев, эти бывшие дети будут жить в мире, где ни песочницы, ни меловые доски, ни прочие прелести широко практиковаться НЕ БУДУТ. Они будут жить в мире, значительную часть которого составляет мир виртуальный. Со всеми этими пугающими играми, соцсетями и роликами на ютубе вместо газет и выпусков новостей.

В реале их точно так же, как и в виртуале, можно обмануть, можно промыть мозги, можно нанести психологическую травму – СОВЕРШЕННО ТОЧНО ТАК ЖЕ. Столь любимый некоторыми «реальный мир» на протяжении всей человеческой истории преотлично навязывал мнение, формировал комплексы, делал из людей идиотов или доводил их до самоубийства. Тут нет ничего нового или принципиально отличного, потому что за всеми технологиями там, перед монитором, сидит человек из мяса – источник глупостей и откровений, добрых и злых намерений, потребитель и производитель информации.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
Автор поста оценил этот комментарий

Согласна, но есть пара замечаний. Во-первых, насчет игр. Играя в куклы/машинки/войнушки ребенок придумывает сценарии самостоятельно, что идет ему на пользу. Он, по сути, прорабатывает реальную жизнь, по нескольку раз примеряя на себя разные сценарии. Плюс, в реальной игре ты должен договориться со сверстниками о едином сценарии ("А давай твой Кен женится на моей Барби? - Нет, пусть он будет ее братом!", "Сегодня мы были разбойниками, а завтра вы будете! - Э, нет, я так не играю!"). В виртуале же игра имеет свою логику, ограниченный инструментарий и прописанный сценарий, от которого нельзя отклониться.
Во-вторых, очень важно познание мира и фантазия. Как из одуванчика сделать куклу на палочке, как лепится мокрый песок, как сильно греется железная горка летом, что будет, если сильно раскачать качели? Вот эта коряга похожа на пистолет, а этот кирпич сойдет за стол для кукол. Ну, и с этим сопряжено физическое развитие ребенка - он прыгает, бегает, залезает и слезает, борется... Такие двигательные паттерны потом помогают в жизни. Если заменить бытовую физнагрузку спортивной (ребенок не бегает на улице, а играет в футбол в секции), то такие навыки не развиваются. Да, гиподинамии не будет, но "уличный" при необходимости легко взберется на дерево, так как делал это сто раз, и на разных деревьях, а "спортивный" в первые разы столкнется со сложностями.

раскрыть ветку (5)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Во-первых, насчет игр.

Сейчас у этой аудитории весьма популярны всякого рода песочницы и выживайки. Да хоть тех же уже не новых "Симс" возьмите. Или "Майнкрафт". Никакого сценария. Никто не ведёт тебя за ручку, никто не ограничивает. Делай что хочешь, отыгрывай тот сценарий, который ты сам себе придумал. Если хочешь, то в коопе. Только в отличие от игрушек в реальности, игровой мир реагирует на действия игрока, что позволяет эти сценарии еще больше разнообразить.


Во-вторых, очень важно познание мира и фантазия.

Ребёнок проделывает путь в школу. Ребенок носится с одноклассниками/сверстниками по коридорам, сшибая учителей и всё, что слабо привинчено к полу. Это одно. Второе: сильно офисному планктону пригодится навык лазания по деревьям?

раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий

С каких пор мир населяет только офисный планктон? Да и от собаки, например, которая стремится тебя искусать, на дерево полезешь только так. И чтобы в лесу выглянуть выше деревьев. И на даче абрикосы-черешни собирать. И ветку подпилить.

раскрыть ветку (3)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Если человеку, который сидит в интернете, потребуется подпилить ветку, то он -ТА-ДА - найдёт эту информацию в гугле. Всё остальное, что вы здесь написали, простите, - это либо базовые инстинктивные вещи, либо что-то оторванное от той реальности, где стоит проблема детей в интернете

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

искать в интернете "подпилить ветку"? эмм...

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А что вас смущает? Как минимум надо знать оптимальный сезон и чем заделывать спил. Городскому жителю это нафиг не надо. Но пригодится тому, кто всё же решил начать возиться с дачей

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку