3056

Таблетка для памяти. Озаричи

Озаричи

Большинство туристов, не вникающих в детали трагедии, которая произошла здесь в 1944 году, удивляются, как правило одной и той же фразой: «Что тут могло быть страшного? Ну немного заболоченный лес, какого в Белоруссии завались. Здесь нет крематориев, печей, бараков. Птички поют. Тишь да благодать!»

15 марта 1944 года

В то раннее утро мне впервые стало холодно рядом с моей мамой, и я проснулась от того, что мамочка перестала меня греть.

Она всегда была очень горячей, настолько, что с ней невозможно было спать под одним одеялом, и я всё время из-под него выползала на свежий воздух. Грелочка моя любимая...

Сначала я ничего не поняла, а когда мама не отозвалась и её рука вместо того, чтобы как обычно меня крепко обнять, повисла, я обняла её безжизненную руку и заплакала без слёз...

Из воспоминаний Веры Курьян, вот этой вот девочки, которая смогла выжить и в немецкой оккупации, и в немецком концлагере для нетрудоспособного населения, который решили использовать, как биологическое оружие против наступающих войск Красной Армии.

Таблетка для памяти. Озаричи Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Военная история, Трагедия, Дети, Нацизм, Концентрационный лагерь, Длиннопост, Негатив

На фото 6-ти летняя Вера Курьян. Место концлагерь "Озаричи". Автор фото Семён Альперин

Концлагерь «Озаричи»

Замысел благородных арийских рыцарей состоял в следующем:

Создать заграждение (бруствер) на десятки погонных километров из детей и женщин вдоль линии фронта, и лишить их возможности передвигаться (по сути спрятавшись за ними), чтобы сбить наступательный порыв нашей армии и вынудить её атаковать на других участках фронта, дав возможность гитлеровцам закончить строительство серьёзных оборонительных сооружений в глубине оккупированных территорий.

Для этого они организовали и связали в единую линию несколько концлагерей. Потом наполнили их детьми и женщинами из ближайших населённых пунктов и соседних областей.

Из немецких документов следует, что первоначально их было собрано в трёх лагерях около 50 тысяч человек. Из них детей было около тридцати тысяч.

Продолжение дьявольского, до мелочей продуманного плана, было следующим:

Заразить максимальное число детей и женщин тифом, которые после освобождения нашей армией войдут в контакт с сердобольными солдатами, после чего неминуемо должна произойти эпидемия сыпного тифа, которая остановит нашу армию, возможно навсегда.

Тиф

Название греческое, переводится как: дым; туман; помрачнение сознания. Собирательное название некоторых инфекционных заболеваний, сопровождающихся нарушениями сознания на фоне сильной лихорадки и интоксикации. Наиболее известны сыпной тиф, брюшной тиф и возвратный тиф.

Брюшной тиф — это инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением кишечника, поражением местной лимфатической системы, поражением печени и органов брюшной полости. В некоторых случаях в расстройство вовлекается и легочная система. Переносчик – вши.

Создатели

Концлагерь «Озаричи» был создан 10 марта 1944 года по приказу командующего 9-й армии генерала Йозефа Харпе (попал в плен к американцам, потому дожил до 80-ти лет) и состоял из трёх оборудованных вдоль линии фронта концлагерей.

Места там сплошь болота и редколесье.

Первый лагерь находился рядом с селом Дерть.

Создан 35-й дивизией вермахта, командир генерал-лейтенант Георг Рихерт .

=генерал-лейтенант Георг Рихерт публично казнён (повешен) в 1946 году по приговору военного трибунала Белорусского Военного Округа в г. Минск=

Второй лагерь около местечка Озаричи.

Третий неподалёку с деревней Подосинник.

Лагеря в Подосиннике и Озаричах организованы 110-й дивизией вермахта. Командир генерал-лейтенанта фон Куровски.

=генерал-лейтенант фон Куровски приговорён к 25 годам тюрьмы=

Ад

Территория окружена колючей проволокой. Периметр заминирован. Вокруг сплошные болота. Деревьев практически нет. Воды питьевой нет. Еды нет. Незаболоченных, сухих мест крайне мало.

Есть пятьдесят тысяч женщин и детей – узников концлагеря «Озаричи».

Правила этого лагеря были крайне просты:

За разведение костра – расстрел.

За попытку разжалобить немца – расстрел.

За попытку побега – расстрел.

В связи с тем, что большая часть узников должна была дожить до прихода нашей армии для того, чтобы заразить русских солдат тифом – их подкармливали хлебом, изготавливаемым из опилок и овсяной муки.

Такой «хлеб» перекидывали через колючую проволоку, а не завозили, боясь заражения. Доставался не всем.

Начало марта 1944 года

Холод. Снег идёт, местами тает. Ночью –3, днём +1.

Десятки тысяч детей и женщин пытаются найти чистую воду, еду и согреться. Но это невозможно. Немцы предусмотрели всё.

Вода только болотная, которая сразу же после употребления вызывает рвоту и понос.

Еды нет. Только опилочный хлеб в минимальном количестве.

Согреться нет возможности.

Начали пить болотную воду. Процеживали её как могли, но...

Через день всё вокруг уже всё было в моче и человеческом кале.

Эпидемия внутри концлагеря «Озаричи» началась.

Пятьдесят тысяч женщин и детей и у практически каждого – безостановочная рвота и понос.

Плач. Детский плач. Непрекращающийся детский плач тридцати тысяч детей и вой их матерей, которые ничем не могли помочь своим детям.

Брюшной тиф, которым начали болеть все, кого согнали сюда немцы, лечился только антибиотиком, если вовремя его начать принимать.

А ещё через день в лагерь пришла смерть.

Гениальный план белокурых немцев из Третьего Рейха вошёл в свою основную фазу. Большая часть маленьких узников уже больна, потому в лагере начался мор.

Дети и женщины умирали тысячами в день.

Помочь им было некому.

Хоронить было запрещено.

Выносить тела за колючую проволоку было запрещено.

Снимать с больных тифозную одежду со вшами разрешалось.

Это распространяло болезнь, потому данное действие приветствовалось немецкими рыцарями.

Да и по всей видимости они хорошо знали историю похождений своих далёких предков – завоевателей Америки, которые с помощью тифозных одеял (они дарили зараженные одеяла ничего не подозревающим аборигенам) уничтожали индейских детей и женщин в Северной Америке.

Оккупантам не нужны местные жители.

Ни в Америке, ни в Европе.

Общее число уничтоженных европейцами индейцев приближается к цифре 110 миллионов!

В Озаричах за 9 дней умерло в мучениях около двадцати тысяч женщин, стариков и детей. Это по две-три тысячи смертей в день на глазах друг у друга!

Наша разведка донесла командованию 65‑й армии ситуацию, которую сложили немцы на линии фронта. Без раздумий был написан и безотлагательно вручён ультиматум командованию 110‑й пехотной дивизии вермахта. В нём говорилось, что в случае немедленного отвода немецких войск и оставлении концлагеря «Озаричи» советское командование гарантировало отход германских войск без преследования отступающих.
Подпись: начальник штаба генерал-майор М. В. Бобков

18 марта 1944 года советские парламентёры вручили ультиматум.

Ночью 19 марта немецкая армия снялась и отошла на заранее подготовленные позиции.

Утром 19 марта в «Озаричи» зашли первые воины Красной Армии, которые увидели огороженные колючей проволокой бесконечные заболоченные низины и низкорослые деревья, без каких-либо признаков строений и бараков, среди которых ещё живые узники давно завидовали мёртвым.

Малочисленные сухие места были заполнены еле живыми детьми, которые плакали рядом с мёртвыми мамами и бабушками.

Спасательная операция нашей армии по перемещению спасённых в госпитали началась.

Тогда и были сделаны вот эти фотографии:

Из воспоминаний начальника 3-го отдела сануправления 1-го Белорусского фронта подполковника медицинской службы Серковой:

Из него на наш передний край бежали, шли, ползли истощенные, грязные, голодные и почти все больные сыпным тифом, наши советские люди. Ужас и отчаяние были на их лицах, они просили о спасении и помощи. Внутри лагеря было еще более ужасно. В болоте валялись трупы и еще живые, но совершенно обессиленные люди. Бредя, больные сыпным тифом кричали о помощи и спасении. Нередко можно было видеть, как по мертвой матери ползает живой ребенок или больная мать качает на руках мертвого ребенка...

Немцы прекрасно понимали, что после освобождения десятков тысяч ещё живых (детей около 16 000, женщин около 13 000, стариков более 4 400), которые практически поголовно были заражены сыпным тифом, они войдут в контакт с нашими сердобольными солдатами, чем вызовут эпидемию этой смертельной болезни в нашей армии.

Солдаты, врачи, санитары, рискую жизнью сделали всё, что смогли.

19 марта 1944 года было объявлено чрезвычайное положение «в целях создания условий, исключающих всякую возможность просачивания оставленных немцами больных сыпным тифом гражданских лиц в глубину армейской полосы и заражения тифом военнослужащих и местных жителей».

Было организовано 25 госпиталей в полевых условиях, где работали медицинские работники из трёх наших армий.
Большинство документов с пометкой «Озаричи» засекречено по сей день.

Из того, что я видел и читал мне стало понятно почему: медики не справлялись и статистическая смертность спасенных детей была ужасающей:

Михаил Поркалов в 1944 году ему было 11 лет, вспоминает:
... Когда вышли из лагеря, думали, что все закончилось, но радость освобождения очень скоро была омрачена смертью самых маленьких детей, которые умирали уже в наших госпиталях один за другим. Восемь детей из нашей большой семьи умерли от тифа.

Выжил я один...

Протокол допроса Н.А. Шаблинской, бывшей заключенной Озаричских концлагерей о ее нахождении в лагере и положении в нём

Много воинов 65-й армии и 19-го стрелкового корпуса, из тех, что выносили детей, несмотря на меры предосторожности, заразились и умерли. Они похоронены в районе посёлка Озаричи.

Вера – девочка на той фотографии, выжила. Рассказывала, что немцы пытались расстрелять её и её семью много раз, но когда она улыбалась, глядя им в глаза, то опускали своё оружие и уходили.

Вера завела свою семью, изменила свою фамилию на фамилию мужа – Солонович. Прожила счастливую жизнь и умерла только в этом году в мае.

Нюрнбергский Международный Трибунал квалифицировал организованный командованием вермахта концентрационные лагеря в районе местечка Озаричи по шкале жестокости к высшей степени – категории «А».

Отрывок из документального военно-исторического романа "Летят Лебеди" в трёх томах.

Том 1 – «Другая Война»

Том 2 – "Без вести погибшие"

Том 3 – "Война, которой не было" (в процессе ...)

Краткое описание романа здесь

Если понравилось, вышлю всем желающим жителям этого ресурса

Пишите мне в личку с позывным "Сила Пикабу" (weretelnikow@bk.ru), давайте свою почту и я вам отправлю (профессионально сделанные электронные книги в трёх самых популярных форматах fb2\epub\pdf). Пока два тома, третий на выходе, даст бог.

Есть печатный вариант (пока) двухтомника в твёрдом переплёте

Предыдущие мои публикации на Пикабу:

Бабий Яр

Они вырезали 900 пар глаз. Крымские татары в Великой Отечественной

Железняков

Один КВ против танковой дивизии – И один в том поле воин, если он по-русски скроен

Очень интересная специальная операция нашей разведки, возможно, самая интересная из рассекреченных

Танго Смерти

Они пришли на рассвете