Та весна /1944/. Годовщина старта Крымской операции

76 лет назад – 8-го апреля 1944 года – началась Крымская наступательная операция: войска Четвёртого Украинского фронта под командованием генерала Толбухина включились в тотальное весеннее наступление Советской Армии.


Ранее, в ходе боёв осенью 1943 года, советские войска овладели Перекопским перешейком (остановившись чуть севернее г. Армянска), а также плацдармами на южном берегу залива Сиваш и на Керченском полуострове. Но продвинуться дальше им тогда (в 43-м) не удалось, встретив сильное сопротивление противника.


С того времени, в Крыму оставалась заблокированной крупная группировка немецких войск, опиравшаяся на глубоко эшелонированные оборонительные позиции. На Перекопском перешейке и против плацдармов на Сиваше немецкая оборона состояла из трех, а на Керченском полуострове – из четырех полос. Снабжение этой группировки осуществлялось морским и воздушным путём. Немецкое военное руководство считало, что в условиях сухопутной блокады дальнейшее удержание Крыма в военном отношении представляется нецелесообразным, но Гитлер приказал защищать Крым до последней возможности. При этом, фельдмаршал Манштейн неоднократно просил Гитлера перебросить войска из Крыма: сначала под Луцк и Ровно, потом под Тернополь, Одессу и на советско-румынскую границу – но неизменно получал отказ: для Гитлера удержание Крыма было высшим приоритетом. Более того, немецкая группировка в Крыму была ещё и дополнительно усилена двумя дивизиями: в конце января 1944 г. на полуостров морским путем была доставлена 73-я, а в начале марта — 111-я пехотные дивизии (дислокация этих и остальных немецких частей в Крыму показана на прилагаемой карте).


Истинные причины, по которым Гитлеру так важен был Крым, изложены далее по тексту. Заметим, что официальная историография ограничивается по этому поводу неубедительной отговоркой: якобы «Гитлер боялся, что оставление Крыма немецкими войсками подтолкнёт Румынию, Турцию и Болгарию (немецких союзников) к выходу из войны». На самом деле, до Болгарии ли было ему, когда советские танки находились уже в 750 километрах от Берлина, а последние боеспособные немецкие войска уничтожались между Днепром и Карпатами?


Кроме того, читающую публику пытаются развлекать громкими заголовками вроде: «Гитлер искал в Крыму чашу Святого Грааля, которая бы дала ему власть над миром». Как правило, за подобными вступлениями не следует никакой конкретной информации. На самом деле, всё не так просто. Чтобы в этом убедиться, необходимо ответить на три вопроса: что такое «Святой Грааль», почему он «даёт власть над миром», и при чём здесь Крым.


Главное заблуждение начинается с того, что под «Святым Граалем» обычно понимается некий конкретный предмет, который можно пощупать и предъявить публике. При этом, хотя речь идёт вроде бы о чём-то «святом», не существует официального разъяснения этого термина со стороны церковных организаций. Святой Грааль – это объект из художественной литературы, вернее – из средневековых хроник, которым пренебрежительно присвоен статус «развлекательной литературы». При этом не исключено, что если в будущем власть поменяется (вернее, поменяет свою идеологию), то легенда о Святом Граале будет признана «серьёзным историческим источником», и в этом статусе введена в научный оборот.


Итак, есть два варианта определения «Грааля». Первый: Грааль – это чаша, из которой пил Иисус Христос на Тайной Вечере. Затем один человек сохранил эту чашу, а после распятия собрал в неё несколько капель крови Иисуса. То есть «Грааль» - это священный сосуд с каплями крови Иисуса. Второй вариант: «Грааль» - это колыбель младенца-Иисуса, внешне представляет собой что-то вроде сосуда-ванночки для купания новорожденных и одновременно – колыбели для них же. В этой колыбели тоже есть капли крови Иисуса и его матери Марии: ведь, по одной из версий, она рожала путём кесарева сечения. В обоих вариантах, «Святой Грааль» - это предмет, связанный с Иисусом, содержащий капли крови и обладающий магической силой, в том числе дающий своему владельцу власть над миром. В версии кельтской мифологии это волшебный котёл «Керидвен», купание в котором придаёт ведьмам магическую силу. В романе «Код да Винчи»: Грааль – это «кровь Иисуса», в смысле – прямые потомки (родственники), в жилах которых течёт эта кровь.


Та из версий, что «Святой Грааль» - это колыбель Иисуса, трансформировалась в Легенду о Золотой Колыбели, которая является символом Крыма. Вот, например, сообщение ТАСС от 15 августа 2015 года: «Председатель региональной немецкой национально-культурной автономии Крыма Юрий Гемпель вручил президенту России в Ялте на встрече с представителями национальных объединений Крыма символическую Золотую колыбель. Он рассказал легенду, согласной которой в Крыму спрятана древняя Золотая колыбель, обладатель которой будет владеть Крымом и всем миром...». Ослепительный свет, который (согласно легенде) исходит от Святого Грааля – это вспышка Вифлеемской звезды, сопровождавшая рождение Иисуса.


В свою очередь, информация об этой крымской Золотой Колыбели – Святом Граале, берёт свои корни из теории о том, что на самом деле реальный исторический персонаж, известный сейчас как «Иисус Христос», родился в Крыму, на мысе Фиолент, а вовсе не на территории современного Израиля. И слово «колыбель» на самом деле означает не конкретную вещь, которую можно потрогать, а используется для обозначения места зарождения чего-либо, как в составе фраз «Африка – колыбель человечества», или: «Европа – колыбель современной цивилизации». В противном случае, миру бы уже давно предъявили некую окровавленную чашу (разумеется – из чистого золота и со стразами из драгоценных камней) и объявили бы – это и есть тот самый Святой Грааль, который все ищут. В XIX веке 6-7 городов утверждали, что именно они обладают Граалем; в наши дни Кафедральный собор Валенсии демонстрирует в зале капитула экземпляр чаши, якобы признанный в качестве подлинного самим Ватиканом. В 1933 году на Всемирной выставке в Чикаго как Святой Грааль была продемонстрирована чаша из антиохийского клада, которая позднее была датирована VI веком. Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе: перед храмом Великой Богоматери расположена статуя Веры, она держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать. И так далее.


Если говорить нормальным языком, то «поиск Грааля в Крыму», которым занимался Гитлер – это поиск археологических и документальных подтверждений вышеупомянутой теории о том, что Крым (а не современный Израиль) – это колыбель (родина) Иисуса. Как видим, никакой мистики здесь нет: секретная научная немецкая организация Ананэрбе и параллельно – специализированные подразделения эсэсовцев, изучали конкретные «артефаки» на местности – в пещерных городах Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, в районе горы Бойко, а также проводили кабинетные исследования в уцелевших архивах на территории Крыма.


Если бы эти поиски увенчались успехом, если бы человечеству были предъявлены убедительные доказательства того, что Иисус на самом деле родился в Крыму, то Гитлер действительно «получил бы власть над миром». Ведь в этом случае Крым приобрёл бы в глазах верующих в Христа жителей Земли (а их, по некоторым оценкам, два миллиарда) такой же сакральный статус, как, скажем, Ватикан, гора Афон или тот же Иерусалим в Израиле, или Мекка и Медина для мусульман, или Умань и Меджибож для хасидов, и так далее.


Гитлер исходил из того, что уже достигнутая им власть над Европой – неустойчива и ненадёжна, поскольку опирается в основном на танковые дивизии, фронтовую авиацию и подводный флот. Завтра приедут русские танки – и ничего этого не станет (как и получилось в реальности). Совсем другое дело, если ты владеешь «священным» Крымом, колыбелью Иисуса и местом паломничества христиан со всего мира: тогда любое нападение на Крым (и особенно – со стороны «безбожника» Сталина) вызовет не просто крайнюю озабоченность среди верующих планеты, но и стремление встать на защиту святыни, с оружием в руках.


Здесь уместно вспомнить известную историю, как перед войной, на одном совещании у Сталина обсуждалось, сколько дивизий может выдвинуть та или иная страна для участия в боевых действиях, и кто-то подал реплику: надо ещё учитывать возможную реакцию Ватикана, а Сталин тем же деловым тоном поинтересовался – «а сколько у Ватикана дивизий?». Известен и последующий (заочный) ответ тогдашнего Папы Римского: «Передайте моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах». И действительно, Ватикан (благодаря своей сакральной составляющей) имеет в мире гораздо большее влияние, чем иные государства с гораздо более крупными армиями.


Тот же самое пытался провести Гитлер в отношении Крыма: обосновать его сакральную составляющую, а затем, как владелец Крыма, приобрести на мировой арене такой же вес, как, скажем, у Папы Римского. А в сочетании с сильной армией – и даже больший вес.


Получилось у него или нет (найти Грааль) – никто не знает, поскольку танки безбожника Сталина взяли Крым быстрее, чем результаты археологических исследований эсэсовцев прошли «субстантивную имплементацию», поэтому Крым так и не стал вторым Ватиканом или Меккой. Достоверно известно только то, что немецкие учёные и офицеры СС, занимавшиеся исследованиями в Крыму, получили высокие государственные награды, «за успешное выполнение особо важного задания».


В свою очередь, советское командование, не делавшее ставку на религиозную составляющую в своей идеологии, рассматривало Крым как стратегически важный район, в качестве главной базы Черноморского флота (Севастополь), что значительно улучшило бы условия базирования кораблей и ведения боевых действий во всём Причерноморском регионе. 6-го февраля 1944 года, начальник Генерального штаба, маршал Василевский (постоянно находившийся, в качестве куратора, в расположении Четвёртого Украинского фронта) представил Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину свои соображения относительно проведения Крымской операции, которую предполагалось начать 18-19 февраля.


Однако в дальнейшем срок начала операции неоднократно переносился. Так, 18 февраля поступило распоряжение Верховного Главнокомандующего: Крымскую операцию начать только после того, как будет освобождено от противника все побережье Днепра, до Херсона включительно. Затем, в своих дальнейших указаниях, Сталин потребовал начать операцию не позднее 1-го марта, независимо от хода боевых действий на Правобережье Днепра. В ответ Василевский доложил Сталину, что, учитывая погодные условия, Крымскую операцию можно будет начать лишь в период между 15 и 20 марта. Сталин сначала согласился, но 16 марта опять дал новые указания, что Крымскую операцию «начинать после овладения войсками Третьего Украинского фронта районом города Николаева и выдвижения их к Одессе». Однако и после овладения Николаевом (28-го марта), из-за плохих метеорологических условий Крымскую операцию смогли начать только 8-го апреля 1944 года.


Всё это время шла углублённая подготовка войск к предстоящим штурмовым действиям. Анализировался опыт штурма Перекопа войсками Красной Армии в период Гражданской войны (1920 год), шлифовались приёмы рукопашного боя и новая тактика атаки – «следование пехоты вплотную за огневым валом артиллерии». В войска поступала новая техника и вооружение: автомат Судаева (ППС-43), пулемёт Горюнова (СГ-43), модернизованные танки Т-34-85 и новейшие тяжёлые танки ИС-2, и самоходки с орудиями калибром 152 мм.


Операция планировалась на глубину до 170 км, продолжительностью в 10-12 суток, со среднесуточным темпом наступления 12-15 км, а для танковых частей 30-35 км в сутки. Замысел Крымской операции состоял в том, чтобы нанести одновременно два удара: с севера (от Перекопа и Сиваша), и с востока (от Керченского полуострова), в общем направлении на Симферополь и далее на Севастополь, расчленить и уничтожить группировку противника, не допустив ее эвакуации из Крыма. Главный удар планировалось нанести с плацдарма на южном берегу Сиваша, тогда в случае успеха советские войска выходили бы в тыл перекопских позиций противника, а овладение Джанкоем открывало бы им свободу действий в сторону Симферополя и Керченского полуострова. Вспомогательный удар наносился на Перекопском перешейке (на Армянск).


За пять суток до начала операции, советская тяжелая артиллерия разрушила значительную часть долговременных оборонительных сооружений противника. Вечером 7-го апреля была проведена разведка боем, подтвердившая прежние сведения о группировке немецких войск в районе Перекопа и Сиваша.


8-го апреля, в 8:00 утра, началась артиллерийская и авиационная подготовка атаки, общей продолжительностью два с половиной часа. Сразу после ее окончания, войска Четвёртого Украинского фронта перешли в наступление. При этом успешно был выполнен следующий тактический приём, благодаря высокому уровню взаимодействия пехоты и артиллерии: когда артиллерийская подготовка, казалось бы, завершилась, и огневой вал был перенесен вглубь немецких позиций, советские пехотинцы (продолжая оставаться на исходных позициях) дружно закричали «Ура!» и приподняли манекены над окопами имитируя переход в атаку. Немцы, пережидавшие в укрытиях во время артиллерийской подготовки, спешно заняли свои позиции в первых траншеях, готовясь отражать атаку – но в это время советский огневой вал вернулся обратно на их передовые позиции. И так повторялось три раза. И только за четвёртым огневым валом, в небо взлетела серия разноцветных ракет – и по этому сигналу советская пехота пошла в уже настоящую атаку, при массированной поддержке бронетехники и штурмовой авиации.


На перекопском направлении, части 2-й гвардейской армии уже к 15 часам овладели тремя линиями немецких траншей в поселке (ныне городе) Армянск, а концу того же дня (т.е. 8 апреля) полностью очистили Армянск от противника. На направлении главного удара – с плацдармов на южном берегу Сиваша – части 51-й армии завязали ожесточённые бои, не стихавшие в течение трёх дней, и к исходу дня 10-го апреля прорвали оборону противника, начав стремительно продвигаться на Джанкой...


«… Последних пламенных порывов

Была исполнена душа.

В железном грохоте разрывов

Вскипали воды Сиваша,


И ждали все, внимая знаку,

И подан был условный знак,

Полк шёл в последнюю атаку,

Венчая путь своих атак…


О нас ли помнила Европа,

И кто в нас верил, кто нас знал,

Когда над валом Перекопа

Огня вставал девятый вал ? …»


Интерактивная карта боевых действий:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor:132c65da3b9e0e3b2d994df2c4131009b1c9c8dfa664308c87bcb8662f66355f&source=constructorLink