Свой бизнес: интернет-магазин с нуля до прибыли 500,000 рублей в месяц. Часть 1

Если вы думаете, что создание интернет-магазина заключается в программировании, перечислению полей для заполнения в корзине или выборе цвета и места кнопки КУПИТЬ, то вы глубоко ошибаетесь.



Привет, пикабушники! Вы планируете открыть интернет-магазин, свое дело или вам просто интересна тема бизнеса? Устраивайтесь поудобнее, сегодня я начинаю серию постов, которая откроет вам глаза на то, сколько в действительности вас ждет работы. Надеюсь, я помогу кому-нибудь избежать глупых ошибок.



Поехали, какой у нас план?


План? Обычно я слышу что-то вроде этого: открою фирму, найду поставщика, закажу интернет-магазин.


Стремление начинающих предпринимателей как можно раньше открыть юридическое лицо я могу объяснить лишь иллюзией того, что как только они станут генеральными директорами и сделают себе визитки (!), то сразу смогут общаться на равных с другими директорами, на менеджеров смогут смотреть с высока и по первому требованию их будут сразу соединять с директорами.


Знаете, что самое смешное? Этот план-огрызок даже не включает в себя какой-то общий пункт, где начинается зарабатывание денег. То есть закажешь ты интернет-магазин, дальше-то что? Думаешь тебе разработчик клиентов будет приводить?Конечно нет.


Уверен, ты многозначительно скажешь: “сайт нужно продвигать”. Ты решил, что обратишься в веб-студию, где тебе в довесок пообещают все сделать за тебя: и “продвижение”, и “выскакивать на первых позициях” и даже волшебную таблетку- “SEO”?


SEO - от английского “search engine optimization”, оптимизация под поисковые системы


В следующих постах подробно разберу что вообще такое SEO и объясню почему этим стоит заниматься самостоятельно.


А ещё дальше - каналы и способы привлечения клиентов. А также почему они плотно переплетены с понятием “SEO”.


Нет, такие пункты плана тоже не подразумевают “закрытие лида” - другими словами, наш потенциальный покупатель не получил от нас товар и не отдал нам свои денежки.


На самом деле этот момент сейчас ОЧЕНЬ далеко - нас ждут бизнес-процессы работы с клиентами, скрипты продаж, бизнес-процессы обработки заказов, принятие заказов и их статусы, работа с CRM, телефония, условия доставки, оплаты, гарантии, возвраты, карточки товаров и их наполнение, категории, свойства, логистика, работа с поставщиками и бизнес-процессы, привлечение клиентов, контекстная реклама, SEO и многое другое.


Этот рассказ растянется на несколько частей. Поэтому давайте по порядку.



Перейдем к делу.


Словам я предпочитаю действия. Поэтому общий план вроде “найти поставщика” за план я не считаю - должны быть конкретные действия, которые можно однозначно и просто выполнить.


Советую определить цели и максимально подробно расписать действия по пути их достижения.


Для простоты повествования я возьму главного героя Васю, который, как и все, твердо решил открыть свое дело, именно поэтому он сделал первый серьезный шаг - подал документы на открытие ООО. Всего через неделю пора будет их забирать…


То, что я бы хотел знать, начиная заниматься бизнесом:

Продажи осуществляются и зарабатываются деньги не БЛАГОДАРЯ соблюдению юридических и правовых норм, а ВОПРЕКИ. Открывая юридическое лицо вы соглашаетесь выполнять уйму работы и платить УЖЕ СЕЙЧАС за то, чего у вас еще НЕТ. Время, которое можно было бы потратить на извлечение и стабилизацию прибыли приходится тратить на вещи, которые не приносят денег.


Я: Вася, чем ты сейчас занимаешься?

Вася: Я сейчас открываю ООО

Я: Что у тебя по плану?

Вася: Открыть ООО

Я: Ок, а конкретно?

Вася: На следующей неделе заберу документы, дальше найду поставщика

Я: То есть сейчас ты ничего не делаешь. Почему ты не “ищешь поставщика” уже сейчас?

Вася: Фирма же еще не открыта - я не смогу представиться от организации и заключать контракты

Я: И что ты будешь делать после того, как заберешь документы?

Вася: Найду поставщика, договорюсь о встрече


Какие ошибки уже допустил Вася? Опустим мелочь относительно необходимости открытия расчетного счета в банке после получения документов. Без него он договор тоже не заключит, но мы-то понимаем, что там до договора как до луны. Успеет десять раз. Кстати, продавать “в белую” Вася сможет тоже только после регистрации кассы, это еще минимум неделя.


Думаю о тонкостях начала ведения деятельности полностью “в белую” было уже много постов, но если будет много комментариев на эту тему, то я разберу ее в одной из следующих частей.


Совершит Вася один звонок поставщику. Ну два. Дальше что? Вместо того, чтобы подготовиться заранее и составить полный список поставщиков со всеми контактами, Вася просто ждал открытия ООО. Теперь на деле Васе сперва нужно составить таблицу, проанализировав присутствие брендов в категориях выбранной ниши, выбрать бренды-лидеры в категориях, найти официальных дистрибьюторов нужной продукции в своем регионе и их контакты.


Уже выглядит так, будто Вася профукал много времени? Теперь прикиньте сколько потребуется еще времени чтобы встретиться со всеми поставщиками, получить актуальные прайсы и остатки. Это только начало.


В следующих постах я отдельно разберу работу с поставщиками, типовые схемы работы и интересные способы получения выгодных условий.



Эй, я тут вообще-то про интернет-магазин заходил читать!


Ок, давайте опустим теорию - на интересующие вопросы я отвечу либо в комментариях либо в переписке. Перейдем к практике.


Поскольку наша цель не тешить самолюбие Васи, а зарабатывать деньги, то мы не будем тратить несколько недель и вести переписку с десятком веб-студий описывая гениальную Васину идею. Васе не придется писать техническое задание, выдумывать навигацию, возможности административной панели, прописывать содержание уникальных блоков каждой страницу, ее функционал и, соответственно, согласовывать шестизначный бюджет.


Да что уж там, я просто щелкнул пальцами и он появился. Васе вообще платить не пришлось. Счастливчик. Смешно, конечно, но интернет-магазин в твоем первоначальном понимании готов. Серьезно.



Поздравляю, ваш интернет-магазин готов, можете работать!


Так просто? Да, именно так!. Я не буду заострять внимание на моментах интеграции и тем более разработки - большинству это будет не интересно. Технические вопросы задавайте в комментариях, если их много, то посвещу этому отдельную часть.


Поверьте, от этого упрощения общая картина не станет менее монструозной.


Чтобы вы понимали: у Васи сейчас пустой каркас (я подразумеваю CMS; CMS - система, используемая для управления содержимым сайта) с хорошим шаблоном, который позволяет просто себя наполнить, используя удобную панель управления. На текущий момент, в реальном мире мы бы только на это уже потратили от 60,000 до 100,000 рублей. Это если делали ВСЕ сами. На деле без специализированных знаний это невозможно, поэтому плюсуем чек за установку и настройку всего. Ну да, еще копейки за VPS (хостинг - виртуальный сервер) и домен.


Использование качественной CMS и шаблона с небольшими доработками позволяет вместо тешения своего самолюбия начать зарабатывать деньги как можно быстрее.


Наверняка у Васи может быть демо-наполнение, но мы же не собираемся продавать те 10 демо-телефонов? Васе нужно разобраться в админке, разобраться где что каким образом храниться, а потом удалить демо-товары, статьи и прочее наполнение. Впрочем я просто щелкнул пальцами - Вася все умеет, а магазин готов к тому, чтобы его наполнили настоящим контентом.



Займемся наполнением!


Чтобы не создавалось ложного чувства быстроты и простоты происходящего, я рассказываю о конкретных действиях. Конечно, вы можете заменить их на результат, например “наполнить слайдер”, но кого вы обманываете, ведь чтобы получить результат нужно проделать те самые конкретные действия, иначе все так и останется на словах.



Начинаем с малого


С чего начнем по-проще? Что ты видишь, войдя на любой интернет-магазин? Красивую картинку в слайдере.


Слайдер - типовой функциональный блок, листающий изображения-предложения.


Так вот, у Васи ее нет. То есть сам функциональный блок есть и вставить-то он картинку туда запросто может - CMS позволяет, только вот самой картинки нет.


Что делать Васе? Заказать на фрилансе? Нет проблем! Хорошо, что у Васи уже есть шаблон - ему не нужно думать какого она должна быть формата, размера и так далее, просто закажем по аналогии.


Стоп. А что мы там вообще собрались разместить? “Что значит что?” - наверное такой вопрос прозвучал у тебя в голове? То и значит! Что Вася скажет нарисовать дизайнеру? Без конкретного задания, результат непредсказуем. Вася должен сформировать техническое задание, которое выложит на он фриланс биржу, предварительно на ней зарегистрировавшись, пообщается с несколькими исполнителями, выберет одного, согласует порядок оплаты и сроки выполнения, произведет предоплату, согласует промежуточный результат и внесет свои 5 копеек правок, примет итоговую работу в конце концов. Сколько на это уйдет времени?


Но Васе не придется все это делать - я просто щелкну пальцами, сначала Вася получает готовое техническое задание на 3 изображения, а потом эти 3 изображения волшебным образом материализуются. Без общения с пятью дизайнерами, без срыва сроков и без правок.


Кстати, знаете что такое оффер? Это предложение покупателю. Это то, что обычно написано поверх картинки. Да-да, не дизайнер об этом должен думать, а Вася. А что будет написано на кнопке? Призыв к действию. Тоже нужно Васе придумать. А куда ведет клик по ней? Да, этой страницы тоже еще нет, ее нужно сделать.


Ладно, слайдер мы худо-бедно разобрали. Ну а Вася получает его готовым по щелчку пальцами.



Продолжаем с малым


Смотрим главную странице ниже, что там у нас? Список преимуществ, которые Вася гарантирует покупателям. Звучит просто. Если не принимать во внимание, что Васе их нужно сформулировать. Что он напишет? Возьмёт стандартные: бесплатная доставка, оплата картой или приём онлайн платежей?


Хорошо бы Васе ознакомиться заранее сколько стоит сделать отправление, допустим, в славный город Алдан. При этом не забывать о том, что еще существует стоимость привлечения клиента, логистические и прочие операционные расходы. Включать бесплатную доставку в стоимость? Советую сразу узнать на сколько тысяч рублей ваша цена будет выше конкурентов с МРЦ. Бесплатная доставка отпадает.


Оплата картой курьеру? Предположим прямо сейчас поступил заказ с курьерской экспресс доставкой. Вася несется на всех парах через весь город к клиенту, а у него не оказывается налички, ведь на сайте указана возможность оплаты картой. Куда ее Васе засунут?


А онлайн платежи. Вы можете прямо сейчас подключить систему онлайн-оплаты и интегрировать ее с CMS, автоматически обновляя статусы заказа? Если нет, то в жизни из ниоткуда все это само собой не возьмется - нужен четкий план достижения этих целей.


Не можешь сделать прямо сейчас? Не обманывай себя, что сможешь потом - не сможешь. Сперва подготовься.


Не будем мудрить - я снова щёлкнул пальцами и преимущества написались сами. В конце концов уверен, многие думают, что это всего лишь мелочи, просто несколько каких-то фраз.


Вот досада, наш шаблон предполагает наличие иконок над преимуществами, а стандартные из шаблона Васе ну никак не подходят. Что делать? Снова идти на фриланс и теперь заказывать иконки?


Вася снова получил все иконки по щелчку, по второму они загрузились и сами поместились в нужные блоки.


Вам же я предпочту рассказать о существовании банков иконок (и изображений). Не все они платные - есть и те, которые распространяются по свободной лицензии. Есть на любой вкус, и векторные и растровые. Все просто - нашел в банке по ключевому слову, и скачал в подходящем формате.



Все самое интересное впереди


Хотите узнать чем на самом деле оборачиваются кажущиеся простыми на первый взгляд задачи по созданию товарной матрицы? В чем сложность работы со структурой каталога? Хотите знать на сколько действительно объемной является задача наполнения карточек товара? А на сколько сложна задача систематизации свойств, создания их структуры и значений? Хотите конкретные примеры к чему может привести несистематизрованный подход?


Хотите чтобы любой входящий звонок автоматически направлялся на закрепленного менеджера? Чтобы на экране компьютера выводилась вся информация о звонящем - текущие задачи, связанные с ним и их статус? Чтобы разговор автоматически записывался, а запись хранилась для разбора? Что бы все звонки новых обращений автоматически создавали для себя контакт и вели историю?


Хотите знать действительно работающие способы и стратегии привлечения клиентов? Хотите узнать почему SEO нужно заниматься самому? Каким образом пересекается контекстная реклама пересекается с SEO? Или вы узнать больше о бизнес-процессах?


Я расскажу вам обо всем этом и многом другом в следующих постах.

А пока подписывайтесь и задавайте вопросы в комментариях!


Не забывайте ставить плюсы на самых интересных для вас вопросах - я дам на них развернутые ответы в следующую пятницу, вместе с продолжением основного рассказа.