«Сундук» с ракетами

«Сундук» с ракетами США, Флот, Эсминец, Невидимка, Проект, Длиннопост

И все же в апреле 1993 года это экспериментальное судно было поставлено на прикол после завершения всесторонних испытаний, продолжавшихся почти восемь лет. Почему?

«Плавучий гроб», не имеющий вооружения, должен был стать прототипом для создания надводных боевых кораблей ВМС США, способных вести борьбу с советским Военно-морским флотом на всей акватории Мирового океана. Однако обстоятельства кардинальным образом изменились. В 90-е годы из-за развала СССР ВМС США фактически остались без «потенциального противника». А потому чрезвычайно продвинутые технологии, опробованные на «Морском призраке», оказались преждевременными.

Отдельные «стеллсовские» элементы, зарекомендовавшие себя на «Sea Shadow», используются при строительстве эсминцев типа «Орли Берк» и некоторых других кораблей. Прежде всего это отразилось на архитектуре надстроек – плоских и заваленных, уменьшающих радиолокационную заметность. Но говорить о том, что это корабли «невидимки», было бы преувеличением.

Первая попытка более полного внедрения технологий малой заметности в кораблестроении США была предпринята в 1991 году, после начала войны против Ирака. Статистика операции «Буря в пустыне» показала, что, хотя доля высокоточного оружия во всем объеме использованных боеприпасов составила всего 9 %, именно на него пришлось 75 % серьезного материального ущерба, причиненного вооруженным силам Ирака. Особенно успешными были удары крылатых ракет «Томагавк» морского базирования. Из 288 ракет 85 % поразили назначенные цели.

И тогда явилась идея «корабля-арсенала». Ее автор – адмирал ВМФ США Александр Крекич – рассуждал так: «Когда корабль больше всего подвергается риску быть замеченным и атакованным противником? В тот момент, когда он ведет огонь по позициям противника. К исходной позиции он может подойти незаметно под покровом ночной темноты, ослепив радары противника помехами, пользуясь своей собственной радиоскрытностью за счет технологии “стеллс”. Но когда он начинает вести огонь… Вспышки залпов бортовой артиллерии, запуски крылатых, управляемых и неуправляемых, ракет заметны за много километров и сразу же демаскируют боевую позицию…»

А что, если создать такой корабль, уничтожение которого после того, как он произвел первые залпы, становится уже бессмысленным, продолжил свои раздумья адмирал.

«Представим себе на минуту, что корабль представляет собой нечто вроде плавучей батареи или ракетной установки залпового огня. Тихо выйдя на заранее намеченную позицию, он производит залп всей мощью имеющегося вооружения по заранее намеченным целям, и все, арсенал пуст, как консервная банка, из которой выбрано все содержимое. И атаковать корабль уже бесполезно…»

По существу, описанный корабль-арсенал – это низко сидящая в воде самоходная баржа с небольшой надстройкой специальной формы, чтобы меньше отражала радарное излучение.

Немногочисленный экипаж – по некоторых данным, на плавучем арсенале достаточно всего 20 моряков – обеспечивает надлежащую техническую сохранность загруженных на базе нескольких десятков ракет и тщательную подготовку к их старту. При необходимости весь боезапас может быть выпущен в течение всего нескольких минут, после чего пустая баржа не представляет никакой практической ценности. Причем пуски могут быть осуществлены как непосредственно командой, так и дистанционно – с корабля управления.

В конкурсе на создание «корабля-арсенала» приняли участие ведущие американские военно-промышленные компании: «Локхид-Мартин», «Бат Айрон Уоркс», «Нортроп-Грумман». Конструктивные решения каждого из участников, конечно, отличались друг от друга, но все проекты в той или иной степени учитывали опыт, полученный при создании «Морского призрака».

Поначалу программа создания «кораблей-арсеналов» активно поддерживалась администрацией и конгрессом США. Но осенью 1997 года ассигнования были сильно урезаны, что привело к свертыванию программы. Почему же американцы отказались от реализации проекта? Вероятно, потому, что сама концепция «корабля-арсенала» оказалась все же ущербной: не будучи сам по себе полноценным боевым кораблем, он мог решать лишь ограниченный круг задач.

И все же программа «корабля-арсенала» отнюдь не канула в Лету… Теперь ту же идею пытаются реализовать в проекте DD21 – эсминца для атаки берега. Предполагается построить серию из 32 малозаметных кораблей водоизмещением в 12–13 тыс. т, оснащенных 256 универсальными вертикальными ракетными установками, двумя артиллерийскими орудиями и двумя вертолетами.

Однако будет ли и эта программа осуществлена в полной мере, пока непонятно.
Станислав Николаевич Зигуненко, «100 великих загадок истории флота», 2008г.