Судно-прилипала
Это рыба-прилипала.
Прилепилась и катается.
Прилипает хорошо. Отодрать присосавшуюся рыбу нелегко.
Убедился сам опытным путём.
Название этой рыбы - Ремора.
Remora.
А вот это...
И вот тут я затрудняюсь сказать, что это.
Судно? Самоходное подруливающее и одновременно погрузочное устройство?
Вспомогательное устройство?
Но зовут ЭТО - REMORA.
Один из редких случаев, когда название соответствует содержанию и назначению.
Полное название этого судна - Hiload DP No.1
Буквы DP, это сокращенно - Dynamic positioning. То есть, Система динамического позиционирования.
IMO чётко даёт определение этой системы - «Система динамического позиционирования — это система, которая автоматически контролирует судно для удержания его позиции и курса исключительно посредством активного использования судовых движителей»
Если очень кратко,то при ряде работ в море, судну требуется удерживать заданную позицию , или выполнять передвижения из позиции в позицию с высокой точностью.
Система довольно дорогая, и устанавливается в основном на специализированные суда.
Одно из применений - при добыче нефти в море.
Упрощённо схема отгрузки нефти в море выглядит так :
Нефть с буровой поступает на танкер-накопитель FSO (Floating Storage and Offloading), и уже с FSO отгружают на танкеры-перевозчики.
Но есть ещё и FPSO (FLOATING PRODUCTION, STORAGE, AND OFFLOADING VESSEL) СУДНО ДЛЯ ДОБЫЧИ, ХРАНЕНИЯ И ОТГРУЗКИ НЕФТИ.
Сам добывает, сам себе хранит, сам отгружает
Зелёненький, это FSPO, жёлтенький - танкер-челнок под погрузкой.
Танкеры-челноки, забирающие нефть с FPSO, нередко оборудовались системой динамического позиционирования. И система эта очень дорогая.
Так и придумали судно-прилипалу, которое и заменит всю эту систему, да ещё и сократит расходы на сопровождающие процесс отгрузки буксиры.
Судно-прилипала в прямом смысле прилипала. Оно не швартуется к борту танкера-челнока классическим способом, с подачей швартовых концов и использованием буксиров.
Оно именно прилипает к борту.
Вот так выглядит прилипала.
L-образная форма.
Балластная система позволяет прилипале погрузиться ниже днища танкера-челнока.
Платформа под днищевую часть танкера-челнока.
Потом судно подвсплывает, прижимается ко дну и бортам танкера с помощью системы присасывания и плотно удерживает танкер-челнок.
Скорость балластировки-дебалластировки очень высокая, весь процесс швартовки занимает примерно семь минут, даже при скорости ветра в 43 узла.
Запатентованная система присасывания позволяет управлять судном в бурном море.
Сцепление от присосок оценивают в 5000 тонн, но влияние на структуру танкера незначительно, потому, что это практически совпадает с давлением воды, которое судно испытывает в нормальных условиях эксплуатации.
Три подруливающие устройства обеспечивают силу, эквивалентную тяговым усилием 120 тонн.
Итак, как оно работает?
Вот небольшой ролик, наглядно показывающий работу прилипалы.
Выгода - сокращение времени на швартовки-отшвартовки, удерживание танкера-челнока на безопасных позициях относительно FPSO,не требуется установка системы динмического позиционирования на танкер-челнок.
И подходит ко всем видам танкеров.
На снимке нефтерудовоз, судно, которое перевозит два типа груза - руду и нефть.
А вот ролик уже не презентационный, а снятый в полевых условиях.
Ролик с испытаний
Спроектировали и построили этот необычное судно в Норвегии.
Нефть нефтью, но так же грузят и газ.
Смотришь на всё это, и вспоминается старый анекдот - "чего только не придумают, лишь бы дороги не строить"...