Стратегии А. Эйнштейна в юности

Альберт Эйнштейн «уже ребёнком он был, как он сам позднее сказал, «затворником» и лишь с трудом мог присоединяться к людям и людским компаниям. Да у него и не было в этом большой потребности. Обычно он в одиночку занимался техническими играми.


Для научного развития Эйнштейна очень важны три поразившие его в детстве события: их воздействие было столь глубоко, что учёный неоднократно указывал на них и в последние годы своей жизни.


Ребёнком четырёх или пяти лет он впервые обнаружил присущее ему свойство «святой любознательности», которую позднее, будучи уже зрелым исследователем, он называл «первоисточником» технических и естественнонаучных достижений.

Стратегии А. Эйнштейна в юности Альберт Эйнштейн, Творчество, Молодежь, Развитие, Развитие детей, Творческие люди, Креатив, Наука, Длиннопост, Кот

Играя с компасом, он поражался тому, что может как угодно поворачивать корпус, а стрелка все время показывает в одном и том же направлении. Что за таинственные природные силы действуют во вселенной! Это «чудо» побуждает его в детски-наивной форме ставить вопросы, ответы на которые тридцать лет спустя привели к революции во взглядах на строение Вселенной.


Когда он был 12-летним школьником, произошло ещё одно событие, имевшее важные последствия. Учебник геометрии, который он получил к началу учебного года, так захватил его, что он, не ожидая начала занятий, единым духом проработал книгу самостоятельно, будучи глубоко потрясён ясностью и убедительностью доказательств и наглядностью разъясняемых фигур.


В автобиографии Эйнштейн любовно говорил о «священной книжечке по геометрии». По поводу «Начал» Евклида, известного изложения классической геометрии, он замечает: «Кто не был в молодости захвачен этим трудом, тот не родился исследователем-теоретиком».


Образность мышления, характерная для Эйнштейна и делающая его сочинения предметом особого восхищения, начала развиваться под влиянием геометрии ещё в юности.


Его глубокое уважение к Спинозе не в последнюю очередь обусловлено тем, что этот философ стремился изложить свою систему «mоrе geometrico», то есть передать свои философские воззрения в форме евклидовой геометрии, в виде аксиом, теорем и определений.


Наконец, в 13 лет Эйнштейн испытал переживание, которое решающим образом определило его духовное и нравственное становление.


Безденежный еврейский студент из русской Польши, приходивший обедать раз в неделю, обратил внимание любознательного мальчика на «Естественнонаучные книги для народа» Арона Бернштейна, популярное обобщенное изложение достижений естествознания. Когда гимназист Эйнштейн взял в руки эти сочинения 60-х годов прошлого века, они были уже устаревшими по содержанию. Но живая манера, в которой преподносился обширный и разнообразный материал, делала их достойными внимания. Как писал Эйнштейн в автобиографии, он читал эти томики «не переводя дыхания». Прежде всего он натолкнулся на разбор такого природного явления, как скорость света, которое через

12 лет приобрело фундаментальное значение для создания теории относительности.


Примерно в это же время он познакомился с работой, которая до появления «Мировых загадок» Эрнста Геккеля пользовалась, вероятно, наибольшей популярностью: книгой Людвига Бюхнера «Сила и материя». Эйнштейн, позднее считавший эту книгу с её «наивным реализмом» «несколько детской», в то время был глубоко захвачен ею.


Чтение книги Бюхнера оказалось чрезвычайно важным для него и в мировоззренческом отношении. Она помогла ему избавиться от веры в библейские сказания.


Чтение этих сочинений укрепило в Эйнштейне-школьнике убеждение, что «молодёжь умышленно обманывается государством» (См. видео:

65 обманов развивающейся личности – Прим. И.Л. Викентьева) «с помощью благочестивой легенды. Необычайно правдолюбивый и глубоко религиозно настроенный юноша, сочинявший маленькие песни в честь Бога и напевавший их по пути в школу, был так потрясён и задет в своём утонченном чувстве справедливости, что его благочестие обернулось страстной, резкой враждебностью к религии. Он стал теперь неверующим, как и его родители, он перестал доверять авторитетам.


Как сообщал впоследствии Эйнштейн, в нём развивалось «скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей... среде». Этот скептицизм, по его словам, сохранился у него и в дальнейшем, хотя и утратил с течением времени свою первоначальную остроту по мере все более глубокого проникновения в причинные связи.


Рано проявившееся сомнение в истинности господствующих взглядов стало одной из основных предпосылок для революционных достижений Эйнштейна в физике. Неподкупный скепсис и независимость, которыми он восхищался в Эрнесте Махе и в которых он видел «истинное величие» этого спорного и столь противоречивого по своим воздействиям физика-философа, руководили им в его собственной исследовательской работе».


Фридрих Гернек, Альберт Эйнштейн: Создание квантового учения о свете и Теории относительности / Пионеры атомного века: великие исследователи от Максвелла до Гейзенберга, М., «Прогресс», 1974 г., с. 114-117.


Дополнительные материалы:

111 примеров по теме «Творческое развитие девушек & юношей»