Сталинские пропагандисты. Сергей Михалков
Замечательные комментарии от (вырезано модератором) пользователей, слетевшихся, не особо вникая в содержание статей, как мухи на дерьмо, на теги "Сталин" и "сталинские репрессии" на предыдущие посты:
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар
Сталинские пропагандисты. Валентина Осеева
сильно меня вдохновили:"Значит, хорошие сапоги - надо брать".
И я уж давно их забанила, а они все в Ответах (вижу в силу бана только количество) бегут за мной "3 дня," чтобы сказать, как я им безразлична -:)
Одна бесноватая даже отдельным постом вынесла ответ на мою статью. На полет "интеллектуальной" мысли некоторых особо развитых индивидов и силу их аргументации можете полюбоваться в скринах.
****
Итак, продолжаю эту рубрику. И буду продолжать.
А эпиграфом к ней возьму цитату из книги Г.Вишневской:"Спите спокойно, товарищ Сталин, посеянные вами и вашими верными соратниками семена ненависти, зависти и злобы дают пышные всходы и из поколения в поколение питают души советских людей своими ядовитыми плодами".
"Чужая роль"
Написана пьеса уже после смерти Сталина, т.е с пистолетом у виска автора никто не стоял, премьера состоялась 24.02.54 в Москве в Центральном детском театре.
Сюжет пьесы таков. Пионер Алик Племянников подделывает двойку в дневнике на пятерку, его мама не замечает обмана и подписывает дневник не глядя, но тут звонит учительница и сообщает о двойке. Невольной свидетельницей обмана становится соседка Племянниковых. Затем Алика приглашает встретивший его случайно на улице помощник режиссера сниматься в кино в эпизодической роли - он должен останавливать поезд, увидев лопнувший рельс. Трое одноклассников Алика приходят на киностудию к режиссеру с доносом на товарища: он плохо учится, поэтому не имеет права сниматься в таком почетном эпизоде. Взамен Алика они поручают своему однокласснику по фамилии Пучеглазов - отличнику - заменить его, если он подойдет режиссеру. При этом они обращаются к нему "пучеглазик"; отличник в этой сцене выглядит довольно жалким и трусливым.
Если вы думаете, что таким способом автор показывает нам каких-то неприятных детей (именно такое ощущение у меня возникло к этим персонажам даже в десятилетнм возрасте, когда я читала эту пьесу) или пример того, как не надо себя вести по отношению к товарищам, то ошибаетесь. Режиссер Дундаковский соглашается с мальчиками и снимает Алика с роли, мотивируя свое решение детским аргументом, что актер и в жизни полностью должен соответствовать своему киношному образу, если этот актер - ребенок. Я даже не поленилась выписать вручную сюда эту цитату, потому как в электронном виде этого шедевра С.Михалкова нигде не нашла.
Дундаковский: Вы слышали, как эти мальчики говорили об искусстве? Как они верят в то, что мы пишем, снимаем, показываем на сцене.Так думать и говорить об искусстве могут только наши дети, наши советские ребята. Какое чистое и искреннее представление об образе положительного героя и о праве на изображение такого героя! Можем ли мы пройти мимо наивных, но не лишенных смысла утверждений этого Ручейкова? По-моему, не можем. Я бы даже так сказал: не должны. И мне это нравится! Честное слово, нравится!
Мало того, что автор говорит своим зрителям (детям, между прочим), что донос- это здорово, так в пьесе еще и активно действуют внетекстовые "персонажи" в виде таких общественных организаций, как родительский комитет, совет отряда, совет дружины. Именно на совете отряда, а потом и на совете дружины разбирают преступление несчастного Алика - подделку оценки в дневнике, а та самая соседка, свидетельница инцидента, по поручению родительского комитета настойчиво советует маме Алика запретить ему сниматься в кино и недоумевает, как это она могла дать разрешение, не посоветовавшись со школой.
Интересно, С.Михалков своих сыновей в детстве тоже учил доносить на друзей? И советовался со школой, когда его 15-летний Никита снялся в своем первом фильме? Иначе, как пропагандистской поделкой, эту пьесу с картонными пионерами назвать нельзя, причем, похоже, писал человек не из страха цензуры, когда Сталина уже не было в живых, а именно по убеждениям, возводя такую мерзость, как донос, в пионерский подвиг, что отвратительно вдвойне.
Алик Племянников в финале пьесы написал сочинение "Как я не стал киноактером", которым заинтересовалась редакция пионерской газеты. Что было в этом сочинении, нетрудно догадаться.
А другой пионер, десятью годами ранее, Вася Рубцов, герой рассказа А.Платонова "Корова"(1943), написал сочинение на другую тему: "Кем я хочу стать, чтобы принести пользу нашей родине." К сожалению, у меня нет печатного издания, а в сети этот рассказ сейчас только в сокращенном варианте. Поэтому цитирую частично по памяти: "Кем я хочу стать, еще не знаю. У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало.. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я тоже хочу принести пользу нашей родине, но я помню нашу корову и не забуду".
С.Михалков всю жизнь прожил в достатке, А.Платонов - в нищете, наверное, потому, что не учил детей доносить, а совсем другому - доброму, человечному. Рассказ "Корова" давно убрали из школьных учебников литературы, теперь самое время мракобесам от образования вставить туда "Чужую роль".