Сталинские пропагандисты. Сергей Михалков

Замечательные комментарии от (вырезано модератором) пользователей, слетевшихся, не особо вникая в содержание статей, как мухи на дерьмо, на теги "Сталин" и "сталинские репрессии" на предыдущие посты:
Сталинские пропагандисты. Аркадий Гайдар

Сталинские пропагандисты. Валентина Осеева

сильно меня вдохновили:"Значит, хорошие сапоги - надо брать".
И я уж давно их забанила, а они все в Ответах (вижу в силу бана только количество) бегут за мной "3 дня," чтобы сказать, как я им безразлична -:)
Одна бесноватая даже отдельным постом вынесла ответ на мою статью. На полет "интеллектуальной" мысли некоторых особо развитых индивидов и силу их аргументации можете полюбоваться в скринах.
****

Итак, продолжаю эту рубрику. И буду продолжать.
А эпиграфом к ней возьму цитату из книги Г.Вишневской:"Спите спокойно, товарищ Сталин, посеянные вами и вашими верными соратниками семена ненависти, зависти и злобы дают пышные всходы и из поколения в поколение питают души советских людей своими ядовитыми плодами".

"Чужая роль"

Написана пьеса уже после смерти Сталина, т.е с пистолетом у виска автора никто не стоял, премьера состоялась 24.02.54 в Москве в Центральном детском театре.

Сюжет пьесы таков. Пионер Алик Племянников подделывает двойку в дневнике на пятерку, его мама не замечает обмана и подписывает дневник не глядя, но тут звонит учительница и сообщает о двойке. Невольной свидетельницей обмана становится соседка Племянниковых. Затем Алика приглашает встретивший его случайно на улице помощник режиссера сниматься в кино в эпизодической роли - он должен останавливать поезд, увидев лопнувший рельс. Трое одноклассников Алика приходят на киностудию к режиссеру с доносом на товарища: он плохо учится, поэтому не имеет права сниматься в таком почетном эпизоде. Взамен Алика они поручают своему однокласснику по фамилии Пучеглазов - отличнику - заменить его, если он подойдет режиссеру. При этом они обращаются к нему "пучеглазик"; отличник в этой сцене выглядит довольно жалким и трусливым.
Если вы думаете, что таким способом автор показывает нам каких-то неприятных детей (именно такое ощущение у меня возникло к этим персонажам даже в десятилетнм возрасте, когда я читала эту пьесу) или пример того, как не надо себя вести по отношению к товарищам, то ошибаетесь. Режиссер Дундаковский соглашается с мальчиками и снимает Алика с роли, мотивируя свое решение детским аргументом, что актер и в жизни полностью должен соответствовать своему киношному образу, если этот актер - ребенок. Я даже не поленилась выписать вручную сюда эту цитату, потому как в электронном виде этого шедевра С.Михалкова нигде не нашла.

Дундаковский: Вы слышали, как эти мальчики говорили об искусстве? Как они верят в то, что мы пишем, снимаем, показываем на сцене.Так думать и говорить об искусстве могут только наши дети, наши советские ребята. Какое чистое и искреннее представление об образе положительного героя и о праве на изображение такого героя! Можем ли мы пройти мимо наивных, но не лишенных смысла утверждений этого Ручейкова? По-моему, не можем. Я бы даже так сказал: не должны. И мне это нравится! Честное слово, нравится!

Мало того, что автор говорит своим зрителям (детям, между прочим), что донос- это здорово, так в пьесе еще и активно действуют внетекстовые "персонажи" в виде таких общественных организаций, как родительский комитет, совет отряда, совет дружины. Именно на совете отряда, а потом и на совете дружины разбирают преступление несчастного Алика - подделку оценки в дневнике, а та самая соседка, свидетельница инцидента, по поручению родительского комитета настойчиво советует маме Алика запретить ему сниматься в кино и недоумевает, как это она могла дать разрешение, не посоветовавшись со школой.
Интересно, С.Михалков своих сыновей в детстве тоже учил доносить на друзей? И советовался со школой, когда его 15-летний Никита снялся в своем первом фильме? Иначе, как пропагандистской поделкой, эту пьесу с картонными пионерами назвать нельзя, причем, похоже, писал человек не из страха цензуры, когда Сталина уже не было в живых, а именно по убеждениям, возводя такую мерзость, как донос, в пионерский подвиг, что отвратительно вдвойне.
Алик Племянников в финале пьесы написал сочинение "Как я не стал киноактером", которым заинтересовалась редакция пионерской газеты. Что было в этом сочинении, нетрудно догадаться.

А другой пионер, десятью годами ранее, Вася Рубцов, герой рассказа А.Платонова "Корова"(1943), написал сочинение на другую тему: "Кем я хочу стать, чтобы принести пользу нашей родине." К сожалению, у меня нет печатного издания, а в сети этот рассказ сейчас только в сокращенном варианте. Поэтому цитирую частично по памяти: "Кем я хочу стать, еще не знаю. У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало.. Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я тоже хочу принести пользу нашей родине, но я помню нашу корову и не забуду".

С.Михалков всю жизнь прожил в достатке, А.Платонов - в нищете, наверное, потому, что не учил детей доносить, а совсем другому - доброму, человечному. Рассказ "Корова" давно убрали из школьных учебников литературы, теперь самое время мракобесам от образования вставить туда "Чужую роль".

Сталинские пропагандисты. Сергей Михалков Сталин, Сталинские репрессии, Сергей Михалков, Детская литература, Доносы, Длиннопост, Идиотизм, Галина Вишневская
Сталинские пропагандисты. Сергей Михалков Сталин, Сталинские репрессии, Сергей Михалков, Детская литература, Доносы, Длиннопост, Идиотизм, Галина Вишневская
Сталинские пропагандисты. Сергей Михалков Сталин, Сталинские репрессии, Сергей Михалков, Детская литература, Доносы, Длиннопост, Идиотизм, Галина Вишневская