Сталин. Возрождение культа личности в современной России1
В последние годы в России наблюдается тревожная тенденция - возрождение культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина (И.В.Джугашвили). Государственная пропаганда все чаще обращается к образу "вождя народов", стремясь реабилитировать его наследие.
Возрождение культа личности Сталина (И.В.Джугашвили) в современной России вызывает серьезную озабоченность у многих историков, писателей, философов, хорошо знакомых с трагическими последствиями сталинского режима. Они указывают на опасность реабилитации тоталитарных традиций и отхода от демократических ценностей. Критики связывают истоки сталинского культа с личностью самого вождя, его воспитанием в духе религиозного сектантства, криминальным прошлым и кавказскими традициями. Несмотря на контраргументы апологетов о заслугах Сталина (И.В.Джугашвили), большинство специалистов подчеркивают, что никакие успехи не могут оправдать массовые репрессии и преступления против народа. Дискуссии вокруг этой противоречивой фигуры вряд ли утихнут, отражая разные взгляды на одну из самых трагических страниц отечественной истории.
"Проводится линия на признание заслуг Сталина (И.В.Джугашвили) в индустриализации и победе в войне при замалчивании его преступлений", - отмечает историк Никита Петров[9].
Апологеты культа личности ссылаются на рост международного авторитета СССР при Сталине, успехи в космической гонке и других сферах. Однако их оппоненты парируют, что эти достижения были оплачены кровью и нечеловеческими страданиями миллионов.
"Никакие успехи не могут оправдать массовый террор, развязанный Сталиным (И.В.Джугашвили) против русского народа", - резюмирует философ Александр Ципко[10].
Причины такого возрождения культа следует искать в самой личности Сталина (И.В.Джугашвили), его происхождении и воспитании. Как отмечает биограф Эдвард Радзинский, "Сталин был порожден той самой российской глубинкой, где вера в авторитет и нетерпимость к инакомыслию были нормой жизни"[1]. Грузинское происхождение, воспитание в патриархальных кавказских традициях наложили отпечаток на характер будущего вождя.
"Юный Джугашвили впитал дух религиозного сектантства и революционного максимализма, который впоследствии проявился в его политических взглядах", - констатирует историк Роберт Сервис[2]. Получив начальное духовное образование, Иосиф усвоил принципы абсолютного подчинения авторитету, нетерпимости к ересям и культа личности иерархов.
Иосиф Виссарионович .Джугашвили ака "Сталин"
Не последнюю роль в формировании личности Сталина сыграло и его криминальное прошлое. "Годы, проведенные в уголовной среде, привили ему жестокость, беспринципность и пренебрежение к человеческой жизни", - указывает философ Александр Зиновьев[3].
В дальнейшем, возглавив большевистскую партию и государство, Сталин перенес эти принципы на политическую почву, создав культ собственной личности. "Сталин стремился стать наместником бога на земле, обладающим абсолютной властью", - пишет Зиновьев[3].
Культ Сталина обрел поистине религиозные масштабы. Его имя и портреты были повсюду, цитаты из работ заучивались наизусть как священные тексты. "Я помню, как в школе мы выстраивались и хором читали отрывки из трудов Сталина, подобно молитвам", - вспоминает писатель Виктор Астафьев[4].
Апогея культ Сталина достиг после Великой Отечественной войны. "Победа окончательно сакрализовала личность Сталина как спасителя отечества", - отмечает историк Шейла Фицпатрик[5].
Сегодня многие политики пытаются возродить этот квазирелигиозный культ, апеллируя к патриотическим чувствам и образу Сталина как сильного лидера. "Происходит ренессанс сталинизма в новой упаковке", - предупреждает политолог Андрей Пионтковский[6].
Однако осведомленные ученые и общественные деятели резко критикуют попытки реабилитации сталинского наследия. "Культ Сталина был величайшим преступлением против народа", - заявляет писатель Даниил Гранин[7]. А историк Роберт Сервис прямо называет сталинизм " полицейской диктатурой"[2].
Причины такого скептического отношения понятны - за культом Сталина стояли массовые репрессии, ГУЛАГ, миллионы загубленных жизней. "Сталинизм принес неисчислимые страдания советскому народу, - напоминает диссидент Владимир Буковский. - Возрождение его культа - это плевок в лицо жертвам"[8].
Тем не менее, в современной России предпринимаются попытки если не реабилитировать, то хотя бы оправдать действия Сталина.
В целом, проблема возрождения культа личности Сталина вызывает серьезную озабоченность в российском обществе. Многие специалисты видят в этом опасную тенденцию к реабилитации тоталитарных традиций и отходу от демократических ценностей. Поэтому дискуссии вокруг личности "вождя народов" вряд ли утихнут в ближайшее время.
Источники:
[1] Радзинский Э.С. Сталин. М.: Вагриус, 1997. С. 42.
[2] Сервис Р. Сталин. М.: АСТ, 2018. С. 28, 687.
[3] Зиновьев А.А. Гомо советикус. М.: Центрполиграф, 2000. С. 207.
[4] Астафьев В.П. Нет мне ответа... М.: Эксмо, 2009. С. 133.
[5] Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. М.: РОССПЭН, 2008. С. 206.
[6] Пионтковский А.А. Ренессанс сталинизма // Гранi. 2010. №4.
[7] Гранин Д.А. Благо и зло // Известия. 2003. 27 февр.
[8] Буковский В.К. И возвращается ветер... М.: Хранитель, 2007. С.312.
[9] Петров Н.В. Сталин и сталинизм в современной России // Новая газета. 2014. №24.
[10] Ципко А.С. Русская утопия. СПб.: РХГА, 2011. С.227.