3472

Средний сын

С рождения сына она знала, что с ребёнком у неё что-то не так. Старший был ближе к сердцу, роднее, хоть и ершистый; младшая была ласковая, болтушка и проказница. А со средним она знала - не складывается.


Свою тонну книг по воспитанию детей она перечитала ещё в молодости. Сыну, казалось, ничего от них не надо: ни подарков, ни объятий. С детьми во дворе особо не играл, сторонился. К отцу тянулся, ездил с ним на рыбалку. Остальное было ему не интересно.


У неё попросил однажды набор инструмента для резьбы по дереву. Это было в его седьмом классе. Она удивилась, стала узнавать, что лучше купить. Никаких денег было не жалко, билась одна мысль - хоть так дать то, что не додала, не вложила, не долюбила. Поиски свели её с мастером резьбы по дереву, у него сын и перенял основы ремесла.


В школе учился сам, хорошо. После школы сын уехал из их маленького города в большой, поступил. Домой не приезжал, - начал подрабатывать. В гости не приглашал, а они показаться дома и не уговаривали - знали, что давить бессмысленно. Пообещает под нажимом, чтобы отвязались, а в последнюю минуту всё переиграет так, чтобы вырулить по-своему.


Когда её мальчику было десять, она разговаривала с психологом о том, в чём её вина, что она сделала не так, что он таким вырос.


Где совершила ошибку?


Психолог задавала пугающие её вопросы - страшным было то, что психолог как будто сына знала, предчувствовала то, как он поступит в разных ситуациях. Потом говорила с ней про то, что ошибки никакой нет, что между людьми бывают разные отношения, и у её мальчика - такой вот тип привязанности, избегающий.


Она шла домой, повторяя про себя слова про то, что он таким уродился и она в этом не виновата. Чувствовать себя недоматерью она перестала только в его шестнадцать, когда он, волнуясь, подарил ей собственноручно вырезанную липовую шкатулку.


Она обомлела, а сын показывал кто где: на крышке скульптурно изображены были и отец, и брат с сестрой, и она с ним у костра, все вместе на рыбалке. Всю композицию он придумал и сделал сам.


После вуза сын приехал один раз повидаться и сказать им, что на Родину не вернётся.


Работать устроился вахтами, чтобы скопить на квартиру в большом городе. Не пил, не курил. С тем, что он проживёт всю жизнь один, она не могла и не хотела смириться.


Раз в неделю она ему звонила, ненадолго. Денег он накопил, квартиру купил, зарабатывал сначала на ремонт, потом на хорошую кухню. Всё сам, без женской руки, - когда речь зашла о кухне, она твёрдо сказала, что после выходных приедут с отцом на новоселье.


Спрашивала, что привезти, что подарить. "Не надо ничего везти, у меня все есть", - как же ранил её раньше этот ответ! Сейчас она ответила спокойно, мол, поняла.


В выходные на базаре столкнулась с учителем по резьбе. Он сильно сдал. Спрашивал, как у сына дела, рассказывал о своих многолетних хворях. Уговорил их с мужем поехать к нему прямо с базара.


В подарок сыну повезли от него тяжёлый мешок грушевых чурбачков. На словах просил передать, что высушена древесина на совесть, сушил для себя.


Дверь по адресу сына им открыла пухлая белокурая девушка. Отец только крякнул.


- Спустись к машине, гостинцы поможешь поднять. Тебе там мешок кой-чего передали, - попросил сына.


Всю дорогу домой она проплакала.


Соседки завидовали, какой он у неё ответственный, разумный и самостоятельный, а ей не хватало его ребячьей открытости, желания прильнуть к маме, того, что было в отношениях с другими детьми - души, тепла. Так и вырос, в своём дому хозяин и при хозяйке теперь. Навсегда взрослый.


- Не угодишь тебе! То один он - плачешь, то женат он - плачешь, - не мог взять в толк, отчего у неё льются слёзы, муж.


Она плакала не о нём, а о себе. О третьем ребёнке, которого у неё не было.


Младшая дочь взяла дело в свои руки, навела мосты, подружилась в Фейсбуке с невесткой. Приходила, показывала ей на компьютере фотографии, которые та выставляла.


Сын тоже там в Фейсбуке был, вёл страницу. Лица его там не было, только на снимках - вырезанные из дерева фигурки. Непостижимо живые.


Она заходила на его страницу каждый день. Научилась лайкать его посты.


Написал он на своей странице только один раз.


На смерть мастера, у которого учился.


Про то, как много этот человек ему дал. Про то, как важно ему было встретить человека, который чувствовал сокровенные движения его души, даже когда словами он не мог их сказать. Про то, что в жизни таких людей у него было только двое - мастер и мама, которая подарила ему первые инструменты, поддержала в учении, всегда верила в него.


Что она не похожа на других мам - она не любит пустые разговоры. А однажды привезла ему тяжеленный мешок дров в подарок, а не занавески и кастрюли на обзаведение хозяйством. Но это был самый желанный подарок на свете, потому что древесину сушил далеко в другом городе его учитель, и это его наследство. Это его дух делает такими чудесными его скульптурки.


В комментариях к посту чужие люди восхищались ею и пели осанну её материнству.


Она молча легла пластом и не могла сдвинуться с места два дня. О том, что она передумала внутри себя, она никому никогда не рассказала.


Источник

Лига психотерапии

5.5K постов26.1K подписчиков

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Я похожий на этого персонажа сынок, сколько осознанно себя помню не мог никак проявлять чувства к родителям, постоянная недосказанность, будто и так всё очевидно, незачем что-то говорить, но я понимаю что очень часто именно этих слов и не хватает. И даже помню приблизительно когда стал таким черствым – как-то внезапно в детстве перестал боятся спать один и бегать к родителям по ночам, задумался почему это так и решил что просто перестал в них нуждаться, после этого начал постепенно становится замкнутым социопатом, а родители принимали это как простое смущение и не придавали значения.

Попустило меня от этой отстраненности где-то лет 10 назад – я тогда начал эникеить в своем поселке и мне приходилось о чем-то непрерывно болтать с клиентами, пока переустанавливается Шиндовс, так как тишина рядом с незнакомым человеком была невыносима я разбавлял её как мог. Но вот с родителями мне и сейчас тяжело, мать уезжала из страны месяцев на 10, недавно вернулась и мне очень неохота теперь появляться у родителей дома, мы нормально общаемся, но мне рядом с ними почему-то дико не комфортно. Возможно это связано с тем, что сильно всерьез воспринимал все их родительские упреки, а упреков всегда было больше, тем более что последнюю похвалу я от них слышал лет 17 назад.

раскрыть ветку (6)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Сила воли у вас огромная какая с детства, решил перестать нуждаться в их утешении - и выдержал. А кто утешает вас сейчас? Или привыкли жить безутешным?
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Хм, заставили вы меня повспоминать и задуматься, утешать меня перестали когда я стал говорить что это меня унижает похуже чем сама причина слез, мол лучше ничего не говорите и не спрашивайте. Короче как-то сам всё в себе таскал и привык скрывать эмоции, а где-то в 14-15 лет была дикая депресуха, на фоне замкнутости, прям злила и раздражала вся эта бытовуха вокруг, тупые одноклассники повергали в уныние, а гопники, которых сторонился по дороге домой, заставляли жалеть что я живу на одной с ними планете, а их ещё кто-то за людей считает. Но когда отпустило, я ощутил какое-то просвещение что-ли, обдумал причины своей недавней печали и понял что просто закопал себя негативом, обмусоливая по 200 раз в уме как могло бы быть.

И с тех пор решил что самое главное не о чем не жалеть, так как это лишено смысла, мы не можем повлиять на прошедшие события, от того нужно воспринимать их как данное, и отталкиваясь от текущих возможностей строить дальнейшие планы. А если планы не удались, то вместо сожалений опять принять текущую ситуацию как должное и плясать от этого. Короче я старался забивать башку не грустными, а рациональными мыслями. Со временем я стал замечать когда поступаю инстинктивно и по возможности останавливать себя, но даже совершая ошибки, я о них не жалею, просто учитываю как полезный опыт. А делая какой-то важный выбор, останавливаюсь на варианте о котором, в случае неудачи, буду сожалеть меньше всего, либо заранее обдумываю на сколько сильно буду сожалеть при выборе более опасного варианта и стараюсь смирится с возможными последствиями.

Но у такой жизненной позиции есть свои недостатки:
1. Лень. Лень часто побеждает, а негативные последствия бездеятельности для меня не столь уж и негативные, я же договорился сам с собой не о чём не жалеть.
2. Равнодушие. Мне иногда приходится вспоминать как я должен реагировать на обыденные вещи, что бы случайно не улыбнутся не в тему.
3. Позитивная зависимость. Я приучил себя постоянно быть в хорошем настроении, то-есть для меня норма это уже не норма, а нечто чу-чуть лучше. Иногда доходит до того, что если мне ничем не хочется заниматься, я иду спать хотя и не хочу. Я боюсь что если произойдет что-то плохое, на что я никак не смогу повлиять, то мне будет сложно это принять и я либо отнесусь к этому чересчур равнодушно, либо не смогу справится с эмоциями и провалюсь в глубокую депрессию.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Ого. Я подумаю над ответом вам, сейчас с телефона односложно писать не хочу
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Хочу уточнить то, как я сам это понимаю. Я разделил своего наблюдателя на Я-эмоциональное и Я-рациональное, первое всегда у руля, так как Я-эмоциональное более естественно для окружающих и по сути это именно я сам как есть. Второе же – Я-рациональное, выполняет роль трезвого советника, которому я доверяю больше чем себе самому. И сейчас я могу иногда не парится отдавая управление второму Я, то-есть действуя не по плану, а чисто по обстоятельствам – не думая и условно рефлексируя, я буду действовать максимально рационально. Я "сделал" эту свою часть такой, каким бы хотел быть сам, но в социуме нельзя всегда поступать рационально, к сожалению это ведет к аморальным поступкам. А без социума мы ничто, именно окружающие формируют нас как индивидуальную личность и мы обязаны с ними считаться.

Дальнейшие мои умозаключения привели к выводам, что мы как осознанное нечто, лишь форма реализации алгоритма самосохранения, которой проще себя сохранять смотря на себя со стороны. А в самой основе наша возможность осознанного выбора не что иное как логический ключ, параметры вкл/выкл которого зависят от множества факторов, таких как инстинкты, опыт, условные рефлексы и их обстоятельства.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Короче по моим личным понятиям, на базовом уровне наша свобода выбора нечто вроде транзистора с плавающими параметрами, которые плавают туда-сюда в зависимости от внешних обстоятельств, нашего опыта и генетически заложенных особенностей темперамента. А мы сами без свободы выбора ничем от омёбы не отличаемся, хотя вроде как и омёбы наделены и памятью, и свободой выбора.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вооооот... примерно об этом я и говорила выше. У каждого отстранения есть своя причина. Если близкие люди не в откровенной ссоре, значит для сложности общения есть причина.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку