Сравнение YouTube Vanced и YouTube Premium

В любом посте про Ютуб стихийно возникают два лагеря пользователей: одни топят за Премиум, а другие за Вансед (и иные резалки рекламы). И из поста в пост повторяются одни и те же неверные утверждения. Поэтому я решил написать пост, в котором их систематизирую и сделаю сравнение аргументов.

Сравнение YouTube Vanced и YouTube Premium YouTube, Премиум, Youtube Vanced, Сравнение, Анализ, Видео, Длиннопост

С технической стороны оба решения сильно схожи: оба позволяют слушать видео и музыку как в фоне, так и при выключенном экране. В обоих случаях сохраняются ваши подписки, история, рекомендации, а также можно смотреть в формате картинка-в-картинке.


Поэтому перейдем к различиям:


1. Вансед позволяет резать т.н. нативную* рекламу блогера

*Нативная -- это когда блогер внутри видео начинает рекламировать, например, ставки на спорт.

Очень крутая фича, ее ввели не так давно. Есть ли этому альтернатива: у Премиума такой функции нет, у некоторых других резалок есть.


2. Безопасность

Часто сторонники Премиума говорят о том, что не хотят ставить Вансед, т.к. это стороннее приложение и может красть данные. Однако на самом деле Вансед -- это не более чем мод оригинального Ютуба и доступа к аккаунту напрямую он не имеет. Для логина в аккаунт используется microG -- это аналог сервисов Гугла с открытым исходным кодом, в случае с Ванседом -- адаптированный для работы с ним. Короче говоря, страхи не обоснованы.


3. Пиратство

Опять же, сторонники Премиума часто говорят, что использование Вансед является незаконным и называют это пиратством. Однако это неправда: уже неоднократно проходили суды, решением которых являлось то, что пользователь вправе потреблять контент с вырезанной рекламой (например, при помощи AdBlock и других резалок рекламы). У любого человека есть на это право. Это не пиратство.


4. Ютуб использует шантаж, чтобы перевести на Премиум

Действительно, нынешняя стратегия Ютуба не очень честна по отношению к пользователям: обычному пользователю будут показывать так много рекламы и постоянно намекать на то, что стоит перейти на Премиум, что это вполне можно отнести к темным паттернам (dark pattern)* -- уловкам, используемые на веб-сайтах и в приложениях, которые заставляют вас делать то, чего вы не хотели, например покупать или подписываться на что-то.


*Есть хороший сайт про темные паттерны https://www.darkpatterns.org/, также можно посмотреть видео на английском о том, как темные паттерны работают:

5. Но ведь у Ютуба так много затрат на инфраструктуру, мы просто обязаны поддержать это деньгами

Ютуб -- это успешный коммерческий проект, за которым стоит невероятно богатый инвестор в лице Гугла. Напомню, что в изначальном бизнес-плане Ютуба не было подписок -- но Гугл все равно счел выгодным купить эту компанию. Мода на подписки пришла уже сильно позже -- и Ютуб просто решил дополнительно монетизироваться на этой моде.


Более того, Ютуб отлично зарабатывает на том, что продает рекламодателям данные о ваших предпочтениях, поисках, проведенном времени и множестве других параметров. Да, с Премиумом вам не показывают рекламу на Ютубе -- но все равно все ваши предпочтения отслеживаются и записываются -- а учитывая, как много сервисов Гугла вокруг нас, то вам просто покажут эту же рекламу, но в другом месте.


И в чем тогда смысл был платить? По сути, это просто подарок денег Гуглу -- компании, которая стоит больше триллиона долларов и у которой на счетах тупо кэшем лежит почти 160 миллиардов долларов (!)


Наверное, на свете есть гораздо более достойное применение этих денег -- хотя бы та же Википедия. Вот это действительно проект с огромной инфраструктурой, но при этом совершенно некоммерческий. Он не продает ваши данные и даже не показывает вам рекламу. Интересно, многие ли понимают, что при желании основатель Википедии уже завтра мог бы стать миллиардером? -- для этого ему просто нужно вставить в Википедию рекламу. Но у него другие ценности и он не хотел, чтобы рядом со знаниями, доступными всем, висела чья-то реклама и с этими знаниями ассоциировалась.


6. Но ведь стоимость Премиума всего лишь цена чашки кофе

Лишь пока что. Современная экономика -- это экономика монополий. Бизнес-модель большинства стартапов в том, что они вначале предлагают свои сервисы крайне дешево и даже себе в убыток -> чем выжигают конкурентов и подсаживают на себя потребителей -> становятся монополистами -> после чего повышают цены.


Пример: сервисы зачастую цену повышают медленно, как температуру при варке лягушки. Но есть и более резкие случаи: Амазон -- у них подписка Amazon Prime, которая до 2018 года стоила $99, в 2018 году увеличилась сразу на 20% до $119. Почему? Да просто деньги очень нужны (с).

Сравнение YouTube Vanced и YouTube Premium YouTube, Премиум, Youtube Vanced, Сравнение, Анализ, Видео, Длиннопост

7. Но как же тогда поддерживать любимых блогеров? Смогут ли они производить контент?

Всегда можно поддерживать блогеров напрямую рублем. Пример такого блогера -- BadComedian: пилит отличный контент, а деньги получает от пожертвований. Более того, это позволяет ему к каждому выпуску долго готовиться. А вот многие другие, которые зарабатывают не на пожертвованиях, а на просмотрах, имеют стимулы выпускать ролики чаще, и это неминуемо отражается на качестве контента.


Выводы:

С одной стороны, Ютуб коммерчески успешен и для поддержания его жизнеспособности объективно не требуется, чтобы за подписку платили деньги. А учитывая, какими темными паттернами и некрасивыми способами Гугл этого добивается, то такого желания и возникать не должно.


С другой стороны, многочисленными судами установлено, что пользоваться блокировками и резалками рекламы законно -- в этом нет ничего криминального и это не является пиратством. Если вы считали до этого иное -- значит над вашим сознанием хорошо поработали маркетологи Гугла.


Любимых блогеров лучше поддерживать напрямую, а не через посредничество Ютуба. Это даст блогеру больше мотивации для создания качественного контента.


Помимо прочего, давайте посчитаем: количество уникальных пользователей Ютуба в России сейчас более 60 миллионов. В месяц подписка стоит 200 рублей, следовательно за год 2400. Если бы все пользователи купили Премиум, то эта сумма равнялась бы 1 триллиону 440 миллиардам рублей.


Для сравнения: бюджет России на образование в 2020 году составил 888 миллиардов рублей, т.е. меньше в полтора раза. Получается, что суммы одного порядка тратятся на огромную систему, которая обучает детей и производит стране всех рабочих, инженеров и ученых, и на приложение, которое (в силу человеческой природы) гораздо чаще распространяет негатив, то, что вы видите во вкладке тренды и дает колоссальную популярность различным Эдвардам Билам.


Понятно, что на самом деле сумма от подписок меньше -- но все равно это существенная цифра, которая утекает из экономики в карман богатого монополиста, который по сути даже не оказывает вам услугу, и уж поверьте, отлично справится без ваших 200 рублей. Люди имеют право тратить деньги как хотят, но если тратить, то уж лучше тратить их умно -- ведь можно найти кучу применений, которые дадут гораздо большую отдачу: их можно откладывать, купить близким мороженку, отдать в хорошие проекты типа Википедии или оформить пожертвования в благотворительные фонды -- благо, уже давно есть хорошие и проверенные временем фонды в которых работают увлеченные и ответственные люди (список хороших фондов: https://trends.rbc.ru/trends/social/5f2d51b19a79476077e5f164). Ну или найти любое другое применение, но не платить за воздух монополисту, который уже давно перестал быть корпорацией добра.