122

Спуск в подземелье

В Лиге психотерапии начался онлайн тренинг "Декабрьский интенсив". В Анонсе заявились участвовать 193 человек, вчера вписались ещё 160, число участников на момент публикации этого поста, за два часа до завершения регистрации, 350.


Вчера я просила вас выполнить упражнение, чтобы мы могли узнать друг друга, откликнулись более 200 человек. Спасибо всем, кто выкладывает отчёты!


В сегодняшнем посте интерпретация упражнения для тех, кому это интересно.


Спуск в подземелье

© Бермант-Полякова О.В., 2017


Каждый знает, что регресс – это движение назад, а прогресс – это движение вперёд. Трансгрессия – это выход за пределы.


Любой выход за пределы знакомого – это встреча с неизведанным миром, с тайной, и включает в себя элемент приключения и опасности. Упражнение "Спуск в подземелье" – возможность встретиться с самим собой-прошлым.


Вот как оно выглядит: "Представьте, что вы находитесь в старом заброшенном здании, и обнаруживаете лестницу, ведущую в подземелье. Вы пробираетесь по ней вниз, считая шаги. Сколько всего ступеней?


В подземелье царит полный мрак. Остановитесь, прислушайтесь. До вас доносятся звуки, издаваемые, похоже, другим человеком. Это не речь, это что-то иное. Опишите, что это? Стон? Плач? Как вы реагируете на эти звуки? Где их источник? Какое ваше первое желание в момент, что вы их слышите?


Развернитесь и поднимайтесь по ступеням лестницы. Обернитесь в дверях ненадолго. Что вы хотите сказать человеку, издающему эти звуки? Скажите эти слова. Возвращайтесь в реальность. Напишите в отчёте, куда вы ходили и что делали в воображении".


Как устроено упражнение?

Оно задаёт вам ассоциативные рамки. Старое заброшенное здание символизирует ваше прошлое. Оно есть, но живёте вы уже в другом времени, в настоящем. В другом доме своей души.


Ваше прошлое может быть безобидным, как одноэтажный дом "частного сектора" или панельная многоэтажка, давно оставленным жильцами. Прошлое может быть небезопасным, и психологическая защита "отдаление" превратит его в замок (отдалив от настоящего подальше во времени, на несколько веков назад) или в американский щитовой дом (отбросив от настоящего подальше в пространстве, за тысячи километров, за океан).


Инструкция упражнения отправляет вас не просто в прошлое – а в раннее детство, в прошлое, покрытое мраком забвения. В подземелье, где нет солнечного света, сознания и памяти. В те детские годы, когда вы ещё не умели говорить, а умели только кричать, плакать, смеяться, - издавать звуки.


В подземелье может быть разная степень освещённости: от кромешного мрака до мягкого света из проёмов или щелей. Чем больше света в подземелье, тем больше надежды, оптимизма было в вас-ребёнке.


Бояться темноты, неизвестного, опасности, возможно, таящейся в подземелье, совершенно естественно. Однако инструкция упражнения отправляет вас в ваше собственное прошлое, которое вы, в глубине души, прекрасно знаете. Именно поэтому часто сразу, интуитивно, появляется готовый ответ, сколько в лестнице вниз ступеней – до того, как вы прошли его в воображении "телом".


Как трактуется спуск

Это путь к себе, если вы ступили на него (или прыгнули в него) - вы способны быть в контакте с разными частями своего Я.

- число ступеней лестницы, - чем их больше, тем больше болезненных эпизодов в раннем детстве,

- пропавшие ступени лестницы, - разлуки с людьми, которых вы любили ребёнком, и к кому были очень привязаны,

- подгнившие ступени лестницы, - болезни в детстве, сильные или долгие,

- ширина и прочность ступеней, ваша устойчивость на них, - ваш целительный контакт с пережитой душевной болью. Чем твёрже и увереннее вы ступаете, тем крепче ваш дух и способность выносить жизненные невзгоды.


Бывают ответы, что исчезла часть лестницы или пола, - это маркер сильного запрета самому себе быть в контакте с состоянием, которое выражает живущая в подземелье часть Я.


Бывают ответы, что лестница делает повороты на девяносто или сто восемьдесят градусов, - это switch, маркер определённого склада психики.


В одной сцене внутри упражнения оказываются, таким образом, два состояния Я: детское бессловесное и взрослое, умеющее понимать себя и говорить. Их встреча запускает процесс трансформации. Если вы делали упражнение, то знаете, что вернулись из подземелья немного в другом состоянии.


Упражнение "Спуск в подземелье" можно повторять. Вы удивитесь, но спустя год вы можете увидеть себя совершенно в другом месте – потому что время и внимание других умеют исцелять душевные раны.


Повторяющиеся мотивы и сюжет встречи

Вместе с тем, при повторе упражнений спустя месяцы и годы одним и тем же человеком, можно заметить повторяющиеся мотивы. Их можно трактовать как проявление сильных сторон натуры человека.


Описывать эти стороны проще как ключевые идеи, например, "вращать и вращаться" – такие люди спускаются в подземелье по винтовым лестницам, "карабкаться, спускаться и подниматься по вертикальной лестнице", "факел", "огонь", "зажжённая свеча"; "благоухание" или "вонь" – такие люди описывают запахи внутри подземелья, "чувство меры, счёта" – такие люди описывают капли, которые размеренно капают в одном и том же ритме; "пение", "звуки веселья и застолья". Связано это с ведущим (от рождения, в натуре наиболее сильным) бессознательным влечением.


Каждый человек подходит к этой встрече взволнованным. Не все одинаково хорошо справляются с эмоциональными перегрузками.


Взрослое Я может отличаться хорошим самообладанием и уметь укрощать страх. Тогда оно переживает страх на уровне психики и легко отдаёт себе отчёт в своих чувствах, пользуясь словами: мне тревожно, мне страшно, мне любопытно, мне интересно.


Взрослое Я может не владеть чувствами. Тогда оно переживает страх на уровне психосоматики и описывает свои ощущения словами про парализующий страх, холодный пот, сильный стук сердца, подкашивающиеся ноги, по коже мурашки, мысли путаются, мысли мечутся, я в ужасе.


Наконец, взрослое Я может быть полностью во власти эмоций. Тогда оно переживает страх как полностью поглотивший тело, и на помощь приходит психологическая защита –диссоциация. Отдаление уже было описано выше, диссоциация означает, что человек словно "вышел из своего тела" и видит себя со стороны, как в кино.


Далее упражнение ставит вас перед выбором: идти на контакт детским бессловесным Я или не приближаться к нему. Иногда испуг слишком силён, и при всём желании контакта, страх побеждает любопытство. Чаще любопытство побеждает страх.


Потом упражнение повторяет эту дилемму, уже с безопасного расстояния на выходе из подземелья. Сказать слова детскому бессловесному Я – значит установить с ним контакт. Не всем это удаётся с первого раза. Многие покидают подземелье молча, не желая быть обнаруженными. Это значит, что какая-то важная часть себя не имеет доступа к вашей сегодняшней жизни, заперта в подземелье без права на то, чтобы с её желаниями считались.


Бывают ответы, когда в подземелье кроме взрослого Я никого нет, пустота и тишина. Это особое мироощущение, присущее людям определённого характерологического склада.


Вид подземелья

Вид подземелья всегда строго индивидуален. Это отпечаток вашей личности. Мусор трактуется как обиды и злопамятность; влажность и сырость как неоплаканная утрата, детское горе; свет в подземелье – как надежда; пыль - как детская депрессия, когда пришлось отказаться от себя-настоящего и смолоть в пыль самого себя, чтобы подчиниться властным родителям. Эхо в подземелье – одиночество, дистантные отношения с теми, кто обычно заботится о ребёнке. Паутина – отношения с заботящимся лицом, которое искажённо трактовало реальность (газлайтинг в отношении ребёнка). Цепи, прикреплённые к стене – симбиотические отношения, в которые вовлекало ребёнка заботящееся о нём лицо.


В упражнении вы оказываетесь во внутреннем мире своего детства своим взрослым, знающим жизнь и правильные слова, Я.


Раз уж вспомнили про слова – люди различаются по ведущему виду интеллекта. Те, у кого от рождения очень сильный вербально-лингвистический интеллект, оставляют отчёты одного вида (живописуют словом, красноречивы, закручивают сюжет). Понимая, что блеснули талантом перед теми, у кого такого дара нет, они обычно оставляют извинительную приписку или обесценивают своё творение – отчёт – каким-то другим образом. Люди с хорошим вербально-лингвистическим интеллектом оставляют структурированные, детальные описания. Люди с обычным вербально-лигвистическим интеллектом одним предложением описывают суть, не вдаваясь в подробности. Люди, у кого вербально-лингвистический интеллект – их слабое место, вздыхают и ничего не пишут, потому что им трудно найти слова для выражения, даже скупого, своих переживаний. В выполнении задания встретится разброс от 30 до 300 слов, почти десятикратный.


Отношение к себе

Упражнение просит ваше взрослое Я действовать в пространстве детского болезненного опыта – поэтому оно имеет терапевтический эффект. При некоторой тренировке ведущее побуждение легко вычленить. Это и будет самоотношение, ваше отношение к самому себе.


Это может быть желание взять слабого под свою защиту, спасти, обогреть, выручить из беды. Это может быть чувство вины за своё бессилие помочь.

Это может быть испуг, замешательство, смущение – сильный эмоциональный выплеск, который дезорганизует любой план и любое конструктивное взаимодействие.

Это может быть ощущение себя лишним, - отчуждённость.

Это может быть предложение помощи, дружески и на равных.

Это может быть желание пообщаться, потребность в собеседнике.

Это может быть острое осознание опасности во время встречи, как будто встретился с психопатом в самом себе.

Это может быть сожаление от того, что не случилось диалога.

Это может быть желание вернуться более готовым к встрече, вернуться в другом качестве.


Нужно быть готовым к тому, что у людей бывает травматический опыт. Тогда травма перекроет встречу с самим собой и в спуск в подземелье "отыграет" ситуацию из реальной жизни, когда человек однажды оказался реальной жертвой нападения.


Встреча со своим детским бессловесным Я всегда эмоционально окрашена. Бывает, что люди плачут после того, как побывали внутри своего детства. Этой реакции надо дать состояться, душа умоется слезами, и станет легче.


Психологи полагают, что бессознательно мы строим отношения с другими людьми по лекалам отношения к самому себе – повторяем то, что хорошо знакомо нам в опыте. Упражнение помогает это обнаружить и осознать. Ваша реакция на звуки в подземелье часто похожа на то, как вы ведёте себя в обычной жизни при столкновении с незнакомым или страшным.


Звуки в подземелье

Звуки, которые вы услышали в подземелье. Обычно это вокализации: вой, завывание, крик, плач, рыдание, всхлипы, стон боли, кряхтенье, стон сексуального удовольствия, крики под пытками, смех, мычание, шум дыхания, хлюпание носом; неречевые звуки: стуки, шаги, шорох ткани, звон железа, падающие капли воды, лязг цепей; и варианты речи: бормотание, шёпот, молитва, пение, игра на музыкальных инструментах.


В этом аспекте детского опыта зашифровано то, как окружающие откликались на ваше страдание "там и тогда". Как ваше Взрослое Я откликается "здесь и сейчас", описывает контакт в подземелье и на пороге. Звуки в темноте беспамятства дают знать, как действовали родные в вашем детстве.


Родные и те, кто заботился о ребёнке, либо утешали его в его страдании, откликались на его голос (тогда в упражнении вокализации), либо игнорировали его страдание, оставляя его настороженным и не доверяющим миру (тогда в упражнении неречевые звуки), либо ребёнок сам отказался от помощи людей, которые рядом, и поддержку ему дал над-личный уровень опыта (мироздание, музыка, Бог). Он нашёл, как пройти через душевную боль в одиночку, без людей.


Слова

Наконец, фраза, которую Взрослое Я говорит детской бессловесной части – это предложение контакта на своих условиях. Фраза восстанавливает баланс между разными частями опыта, взрослое Я было во власти детского, когда спускалось глубоко в подземелье, в бессознательное, теперь детское – во власти взрослого, которое сознательно.


Слова фразы многое говорят о том, как будет вести себя человек, когда станет начальником или облечённым властью человеком. В том числе родительской властью, когда у него самого будут дети.


При первом контакте с детской частью часто хочется сбежать. Это вариант одной из трёх реакций самосохранения: нападай, беги, замри. Те, кто выбрал первую, отважно исследовали подвал и шли навстречу звукам в темноте. Те, кто сбежал, не поговорив, в дилемме "fight or fly" предпочитают второе. Есть ещё так называемая "негативная паника", состояние паралича. Это когда возбуждение так велико, что вся система "зависает" и человек замирает на месте. Как вы уже, наверное, догадались, это значит, что в стрессовой ситуации человек ведёт себя, скорее всего, соответственно.


Люди могут на выходе из подземелья терять дар речи. Расставаться в молчании. Это может быть реакцией на стресс здесь и сейчас, а может быть жизненным уроком, вынесенным из того, как там и тогда родители или заботящиеся о нём лица обращались с его детской частью. Психологи обычно задают уточняющие вопросы, прежде чем предложить вывод.


Интернет-тест похожего сюжета

В интернете существует ассоциативный тест аналогичного сюжета, где в финале взрослая часть остаётся в подземелье, ожидая прихода спасителя – кого-то, кто появится наверху и спустится к нему сверху по лестнице. Это христианский сюжет о Спасителе.


В психологическом упражнении "Спуск в подземелье" терапевтический эффект достигается не за счёт веры в появление в жизни Бога, а за счёт способности быть сильнее своего детского горя и смелости пере-прожить болезненные моменты в воображении. Заговорить с самим собой.


Следует особо сказать, что люди с сильным внутриличностным интеллектом способны очень глубоко погрузиться в упражнение, и скажут вам, что видят в человеке из подземелья свои черты лица. Так и должно быть, это встреча с самим собой, по сути.


И эта встреча может быть наполнена светлыми чувствами и желанием делать жизнь друг друга лучше, а не страхом и болью.


До встречи завтра на тренинге!

Лига психотерапии

5.5K постов26.1K подписчика

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий
А как при трактовке картины учитываются стереотипы? Образ подземелья часто используется в кино, в комп. играх, в литературе и т.п. Если человек увлекается чем-либо, то растиражированный образ подземелья непременно окажет влияние на его картинку, увиденную в ходе этого упражнения, так как сознание непременно выдаст многократно увиденный прежде шаблон, а не создаст новый образ.
раскрыть ветку (16)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Психологи обычно интерпретируют высказывания, похожие на ваше, как рационализацию. Это психологическая защита работает - не хочет в сознание новую информацию впускать. Так тоже можно.


По логике, вы всю жизнь ходите среди многоэтажек, и растиражированы у вас как раз образы домов своего города, вы их видите чаще, чем кино с подземельями. Так что если выдавать самый популярный шаблон первым, то это не подземелье будет.

раскрыть ветку (15)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Все равно это никаким образом не убирает стереотипность и логичность в мышлении.

Если человек видел и бывал в заброшенных домах с подземельями - он будет использовать этот образ и все с ним связанное в данном упражнении. И в большинство своем это негативные впечатления.

Не бывает подземелий куда ведет одна ступень. Если здание заброшено - откуда там люди? Если человек бывал в заброшенных домах, то скорее всего эти люди - бомжи, а значит делать там особого нечего.

И каким образом практический опыт настоящего может описывать мое детство?

В общем я вижу массу несостыковок, которые могут привести к неверным выводам

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Логика может быть такая. С точки зрения ДНК, вы в три года и вы в 13 лет - один и тот же человек. (и в 23, и в 33). Но желания, переживания, стремления и круг друзей у вас разный. Никто не ожидает, что вы в 13 лет будете жить волнениями себя 3-летнего.


Стереотипность мышления мешает вам увидеть собственную способность меняться, принять себя-разного. Оттого и спор сейчас, что здания могут быть только одного вида (вашего).

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, сам эксперимент базируется на весьма спорных образах.

Почему именно подземелье ассоциируется с детством? Было ли какое-то масштабное исследование, приравнявшее образ "дом" к детству?

Почему именно ступени ассоциируются с болезненными переживаниями в детстве? Было ли какое-то масштабное исследование, приравнявшее "ступень" к болезненному переживанию.

Человек, который никогда не видел подземелий - не сможет представить себе его. Значит ли это, что у него не было детства?

Если человек никогда не видел ступеней и не может себе их представить - значит ли что это, что у него не было переживаний?

Человек видевший много подземелий может представить какое-то из них. Человек видевший только одно - представит только его.

Человек создает новые образы, только на основании увиденного ранее. Чем старше и чем больше впечатлений у человека, тем полнее образ. Но как жизненный опыт взрослого человека через этот образ, созданный уже из взрослых впечатлений, рассказывает о его детстве?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почитайте, например, по ЭОТ, символдрамму. Откуда появились эти направления, как и почему работают. Как и почему и от кого уже доподлинно известно что бессознательное говорит на языке символов и метафор, какие анализы проводились. И поэтому важно понимать, что такие визуальные образы – это не воспоминания и не фантазии, которые можно осознанно контролировать, а продукт бессознательного, его способ взаимодействия с человеком.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Вы знаете, у меня вот похожий вопрос всегда к подобным практикам. Мне кажется, что чтобы что-то подобное работало, нужно сначала "привязать" себя, своё детство или что-то подобное, к образу подземелья. Потому что ну вот:

1. Я играю в компьютерную игрушку, где много реалистично нарисованных подземелий. Какие там звуки? Там кричат персонажи. В итоге у меня именно это и начнёт всплывать в голове. И не потому, что я что-то запрещаю себе, а потому что я наигрался в эту игрушку.
2. Я читал недавно книги о средневековье, где в подземельях часто бывали пыточные. Тоже всё мрачно. Но это - не мой опыт.
3. А потом я посмотрел передачу про то, как делают вино в румынских подвалах. Теперь у меня положительное отношение.

Нет, я понимаю...В целом, наверное, о чём речь. Но я не понимаю, почему это должно работать. У каждого свой язык символов. Причём он ещё и часто меняется.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Во время тренинга обсуждали эту тему, не найду сразу эту ветку комментариев, вот тут надо все посты перечитывать

https://pikabu.ru/story/dekabrskiy_intensiv_afterpati_556382...


Но это работает, потому что вы видите сны, как все люди. И во снах у вас образы не из компьютерной игры, а те же самые, что в соннике написали ваши пра-пра- то есть люди одной с вами культуры, которые жили до вас.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Про сны - не соглашусь. Вряд ли пра-пра и т. п. могли видеть во снах самолёты или же что-то подобное из того, что может спокойно присниться мне даже просто из "мозг пережёвывает увиденное за день". В свою очередь мне не снится девушка с коромыслом или же быт тех же самых пра-пра банально потому, что я его себе не представляю.

В общем, спасибо за ссылку, почитаю, но, на мой взгляд, здесь нет логики. Я не спорю, что какие-то результаты есть. Во-первых, хотя бы потому, что люди банально обращают внимание на себя и на своё состояние. Какие-то телодвижения в эту сторону лучше, чем полный ноль. Во-вторых, не в обиду будет сказано, но мне кажется, что здесь возникает риск подгонки.
раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Там есть пояснительные слова про Сновидящее Я и Бодрствующее Я. Вы сейчас рассуждаете из позиции, что кроме Бодрствующего Я нет никакого, и бодрствующее Я управляет сновидениями. Это не так.


Иначе не было бы возможно творчество за пределами комбинаторики, - ведь если в нашем опыте нет чего-то, как мы это изобретаем, откуда берём идеи? А большинство изобретателей автомобиля кроме лошади ничего за жизнь не видели. Однако смогли придумать что-то невиданное. Творчество и Сновидящее Я это другой источник Я. Надеюсь, вы с ним когда-нибудь подружитесь, а не станете только его отрицать.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Во-первых, я удивлён, что из моих простых слов о банальной логике вы сделали столько выводов. Мне казалось, что для этого нужно немного больше общения, чем обмен парой реплик буквально.
Во-вторых, нет, я не рассуждаю из позиции, что "кроме Бодрствующего Я" нет ничего другого. Я нигде это не сказал, это уже ваше видение моих слов. Я просто исхожу из, извините, банальной логики. А также из общения с представителями разных поколений. Моей прабабке, например, снилось то, что её окружало: поля, кони, прялки, скот, крестьянское подворье, прялка и т. п. Я не говорю о том, что ей снилось только это. Но тем не менее.

Следующему поколению часто снилось то, что относилось к СССР. Я же коммунистические реалии не застал, меня они не коснулись. И да, мне часто снились, помимо всего прочего, сны по мотивам тех же компьютерных игр, фильмов и прочего.

Всё это опровергает ваши слова о том, что представителям разных поколений из столетия в столетия снится одно и то же. Мир меняется, действительность меняется, люди меняются.

По поводу творчества и того, как это происходит... Насколько мне известно, в психологии как в науке до сих пор нет ответов на тему того, как люди что-то изобретают. Если вы нашли этот ответ для себя и в нём уверены, то это, конечно, здорово, но тем не менее.

И ещё один момент: пожалуйста, не надо делать выводы о том, что я чего-то отрицаю. Насколько мне известно, психотерапевты могут делать выводы о своих пациентах, к примеру, только после долгой работы с ними, чаще всего далеко не с первого сеанса. И это только в тех случаях, когда пациент настроен на работу с ними хотя бы отчасти. Или хотя бы просто на работу.

Я же настроен на общение, а не на то, чтобы открывать свой внутренний мир. Поэтому я понять не могу, на основании чего вы уже сделали обо мне выводы: о том, что мне нужно с чем-то там подружиться и что-то перестать отрицать. Я вообще обсуждал ваш подход, а не вас, а вы начали переходить на обсуждение моей личности. В общем... Это немного напоминает срачики в Интернете, только в завуалированной форме, извините. Я имею в виду, когда начинают цепляться к собеседнику, если его слова чем-то не нравятся. Возможно, я ошибаюсь, но я и говорю, что этот момент мне напомнил, а не "так и есть, сто пудов".

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Просто поразмышляйте над тем, что я предложила вам как гипотезу.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы знаете, я работаю над собой довольно активно уже несколько лет подряд. За это время я прочитал очень много книг, написанных психиатрами, которые собирали статистику того, что работало, а что нет, почему, как, писали научные труды и т. п. и т. д. В основном, откровенно говоря, опирался на западную науку, потому что я не доверяю тем методам, которые используются при проведении подобных исследований в РФ (если они вообще проводятся). И я довольно хорошо знаю себя и размышляю над собой и так каждый день (уже сложилось в привычку), спасибо. А ещё я в курсе (знал и получил за время такой вот работы подтверждение), насколько бывают опасны "смелые предположения" в области психологии, подгадывания и тому подобное.

И именно поэтому я местами довольно скептично отношусь к идее "представьте себе это" - там будет ваше подсознание, потому что это рассказ со стороны о том, что у аудитории с чем будет ассоциироваться. А подземелье может не ассоциироваться с внутренним миром вообще. Или ассоциироваться, но не с тем, о чём идёт речь. В итоге "кто в лес, кто в по дрова". В итоге человек может полезть в базовые настройки (представьте себе систему) и что-то там перепрошить. Поставить себе другую установку, не особо понимая, что, как и почему. Или может решить, что это и есть вся работа с собой (что она вот такая вот вся). Или что-то ещё...

Разумеется, это будет уже его ответственность. Но я считаю, что у психологов, которые дают подобный материал как то, что работает и помогает, тоже должна быть какая-то ответственность. И вот с этим, к слову, в РФ тоже как-то не очень. Я имею в виду, что на Западе психологи и психотерапевты несут ответственность за свои советы, предложения, идеи и тому подобное. В России, увы, по-моему, главным образом в теории. Что лично у меня тоже не вызывает доверия.

Почему я заговорил об ответственности? Выше написал.

+ Знаете, это как с оказанием помощи и "народной медициной". Человеку плохо, он болен, а ему предлагают лечиться лопухом (грубо говоря, я не говорю, что вы предлагаете лечиться напрямую). Только если с действенностью лекарств всё как-то очевиднее, то в области психологии слишком много пробелов и белых пятен. И, возможно, нужно больше понимать матчасть, чтобы видеть, что что-то не будет работать.

В общем, на этом лично от меня всё. Спасибо за дискуссию, надеюсь, мои комментарии хоть для кого-то будут полезными.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы и бесплатный тренинг онлайн на 380 участников на Пикабу себе не представляли )) если по совести. Не суть важно, быт прошлого века или что-то из неведомого вам ранее, чего нет в опыте. Оно есть на свете, даже если вы не в контакте с ним.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Коллективное бессознательное и Самость vs “я работаю над собой каждый день и хорошо себя знаю”

Уморительно было бы, если б не было так скучно.

1
Автор поста оценил этот комментарий
А можно уточнить. Я только заметил это мероприятие. Если не сложно, объясните - У меня была широкая стеклянная лестница с 7ю ступенями. Я спускался в подземелье, как будто уже бывал там, там было темно, тепло и сухо, пол был гранитный, коричневого цвета (хотя было темно), звуки из темноты - тихий смех. Я неспеша искал источник звука, но не найдя, вернулся к лестнице, поднялся по ней, сказал "всё будет хорошо" и вышел, закрыв за собой дверь.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А почитайте ответы на упражнение от других участников вот здесь

https://pikabu.ru/story/dekabrskiy_intensiv_znakomstvo_55528...


и потом интерпретацию упражнения в посте, под которым мы беседуем. И сумеете растолковать себе сами.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку