#Спасители: за время войны НИ ОДИН еврей Болгарии не был депортирован.

Многие, вероятно, читали о датском короле Христиане, прошедшем по улицам своей столицы с желтой звездой на рукаве в знак протеста против геноцида евреев. История красивая, но, к сожалению, это легенда. О том, как своих евреев спасали болгары, говорят и пишут мало, хотя это как раз является правдой: Болгария единственная из европейских стран, подконтрольных Германии, где численность еврейской общины не только не сократилась за годы войны, но даже увеличилась. Для сравнения: в соседней Румынии, где власти «очищали нацию от меньшинств» далеко не так ретиво, как их германские патроны, было уничтожено около 400 тысяч человек; в Венгрии погибло более полумиллиона. В Болгарии – ни одного.


В конце 30-х годов болгарский царь Борис III понял, что сохранить нейтралитет его стране не удастся. Болгария была нужна Гитлеру как плацдарм для нападения на Югославию и Грецию, и в итоге Болгария присоединилась к Берлинскому пакту.


Царь Борис III не хотел, чтобы его имя ассоциировалось у болгарских подданных с одиозной политикой Третьего Рейха. Он маневрировал, прикидываясь простачком, иногда позволял себе антиеврейскую риторику, на словах выражал лояльность грозному союзнику, но на деле, как мог, им мешал. В 1942 году Гитлер настоятельно рекомендовал Борису III принять его помощь в «окончательном решении еврейской проблемы» и вывезти всех болгарских евреев (а их на тот момент проживало в стране около 50 тысяч) в Польшу. Царь поблагодарил фюрера, но объяснил, что реализовать эту прекрасную идею он, к сожалению, не в состоянии, поскольку дороги в Болгарии находятся в ужасном состоянии и как раз евреи должны заняться их восстановлением.


Этот маневр, к сожалению, лишь отсрочил неизбежное, и в марте 1943 года в Болгарию въехали железнодорожные вагоны для перевозки болгарских евреев в лагерь смерти в Треблинке.


Казалось бы, выхода нет, но дальше случилось невероятное: практически все население страны объединилось и встало на защиту евреев. В столице прошли манифестации, против высказалась православная церковь, интеллигенция, политические партии и депутаты Народного собрания.


Оппозицию возглавила церковь.

«Вся болгарская православная церковь будет защищать евреев», — сказал митрополит Кирилл. В день депортации он привел толпы болгар в центры отправки и заявил испуганным евреям: «Дети мои, я не позволю этому случиться с вами. Я лягу на железнодорожные пути и не дам вас забрать»


Толпы шествовали по всей стране. Болгары напечатали тысячи поддельных свидетельств о крещении евреев, рискуя собственной жизнью. «Будь это один или 1000 евреев – я сделаю все, чтобы спасти невиновных. Бояться нечего, нацисты могут лишить меня жизни лишь один раз» — объяснил священник, напечатавший тысячу документов. Фермеры в сельской местности угрожали лечь на железнодорожные пути, чтобы поезда не смогли проехать. Пекари в городах прятали евреев в своих печах.


Царь Борис III заявил немецкому послу Адольфу Беккерле: «Евреи моей страны — её подданные и всякое посягательство на их свободу мы воспримем как оскорбление болгарам». Премьер-министр Болгарии Богдан Филов записал в своем дневнике: «Его величество полностью отменил меры, принятые против евреев».


После двух месяцев кошмара и ожидания депортации испуганные евреи Болгарии вернулись в свои дома.


Фюрер был в ярости. На встрече с царем Борисом III он потребовал депортации всех болгарских евреев, но царь прибегнул к старой уловке и объяснил разъяренному немецкому лидеру, что Болгария нуждается в евреях для трудовых проектов.


Итог известен: за годы войны еврейское население в Болгарии увеличилось с 45 565 в 1934 году до 49 172 в 1945 году.


На фото: Митрополит Стефан, Димитыр Пешев и митрополит Кирилл, сыгравшие ведущую роль в спасении болгарских евреев.

#Спасители: за время войны НИ ОДИН еврей Болгарии не был депортирован. Евреи, Болгария, Холокост, Спаситель, Вторая мировая война, Чтобы помнили, Текст, Длиннопост

Источник