Советский «Мерседес» или как в Минске строили спортпрототип
Во второй половине 50-х годов в Советском Союзе начал набирать популярность автоспорт. Появляются всё новые соревнования, усложняется их регламент, растут требования и к гонщикам, и к машинам. На старт шоссейно-кольцевых начали выходить уже не слегка «обработанные напильником» серийные легковушки, а вполне гоночные штучные поделки, напоминающие современные спортпрототипы.
Вот, например, некоторые участники заезда 1956 года. Штучное поделие МАЗа с двигателем «Москвич-402» в первом ряду. Дальше будет лучше.
Одним из них стал МАЗ-1500, детище, как нетрудно догадаться, специалистов Минского автозавода. Да, профильным направлением предприятия были грузовики. Однако от кульманов конструкторов до воплощения в металле доходила и разного рода автоэкзотика. Посему, когда в Минавтопроме БССР возникла идея создать команду для участия в чемпионате Советского Союза по шоссейно-кольцевым гонкам, работу по новому проекту возглавил руководитель Конструкторского отдела МАЗа, автогонщик Владимир Майборода.
Так как предстояло выступать в классе до 1600 куб. см, в первую очередь было необходимо подобрать двигатель соответствующего рабочего объёма. О том, чтобы создавать его «с нуля» не могло быть и речи. Пришлось выбирать из того, что есть. «Под рукой» был только «москвичовский». Его форсировали до 60 л.с. при 5000 об./мин, установили четыре карбюратора и «спортивные» впускной и выпускной коллекторы. Наконец, перевели его на бензино-бензольную смесь. Впрочем, в качестве топлива мог использоваться и АИ-93.
Схема новой машины
Но не двигателем единым жив гоночный автомобиль. Чего стоит процесс конструирования кузова нового спортпрототипа!
За образец был взят Mercedes-Benz 300SLR. Эти автомобили прославились удачными выступлениями в ряде крупных европейских соревнований. И не очень удачным выступлением в «Двадцати четырёх часах Ле-Мана» 55-го года, когда один такой «мерседес» вылетел с трассы и устроил катастрофу с 80 погибшими. Тем не менее, облик машины был признан вполне подходящим.
«Мерседес», форма кузова которого была взята за образец. Вдохновляет, я считаю
Разумеется, воссоздавать его в точности никто не собирался. Тем более, что «немец» проектировался под другие мощности, скорости и материалы. Там, где «мерседесовские» конструкторы использовали дорогостоящий магниевый сплав (что и было одной из причин такого большого количества жертв в Ле-Мане), советские спецы применили стеклоткань и клей БФ, который вообще продавался в любом хозмаге. Форму кузова тщательно пересчитали, построили гипсовый макет в натуральную величину и передали в НАМИ. Там и были созданы кузовные панели будущего болида.
Для лучшей устойчивости на трассе машина делалась максимально «приземистой». С этой же целью был увеличен разнос масс. Запасное колесо, радиатор и топливный бак вынесли за пределы колёсной базы. Причём в систему охлаждения добавили дополнительный бачок для лучшей эффективности работы «москвичовского» радиатора. А вот масляный радиатор позаимствовали у ГАЗ-69.
Собственно, вот он какой получился
Конструкция тормозной системы выполнена таким образом, чтобы уменьшить неподрессоренную массу автомобиля. Кстати, с тормозами связана интересная особенность внешнего вида МАЗ-1500. В задней части кузова были установлены «уши»-воздухозаборники, отдаленно напоминающие те, которые позже появятся на «запорожцах». Однако нужны они были для охлаждения не двигателя, который располагался спереди, а задних тормозов.
Немало и других интересных решений было применено конструкторами Минского автозавода при создании новой машины. При этом, что очевидно, широко использовались детали и узлы от серийного «Москвича-407». В т.ч. амортизаторы, коробка передач, элементы рулевого механизма… Делалось это не только для простоты обслуживания, но и потому, что не представлялось возможным изготовить заново некоторые агрегаты. Впрочем, изменения вносились почти во все «донорские» узлы.
И вот, в 1961 году оба свежепостроенных МАЗ-1500 вышли на старт первого этапа чемпионата СССР. Правда, выступление ни в том, ни в следующем сезонах блестящим назвать нельзя. Лучший результат минского болида — 5-е место на этапе. Но время шло, профессионализм пилотов рос, в конструкцию автомобиля вносились некоторые изменения, которые делали его всё более «резвым». И в сезон 1963-го года минчане смотрели с оптимизмом.
МАЗ-1500 в естественной среде обитания
Но не срослось. Автоспортивное руководство страны решило ликвидировать класс 1600 куб. см. На разработку новой, более мощной машины, МАЗовское руководство не выделило ни средств, ни ресурсов. МАЗ-1500 тоже на трассу больше не выпускали. И до наших дней эти автомобили не дожили. Осталось только лишь несколько фотографий посредственного качества. Да ещё мелкосерийные масштабные модели, которые очень ценятся коллекционерами. Но и их практически не достать, так-то.
Миниатюры работы белорусского мастера Вадима Покровского
Автор: turbovagon
Больше интересных статей в нашем блоге на Хабре. Недорогие сервера для ваших проектов — здесь.
Автомобильное сообщество
28.9K поста49.4K подписчиков
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.