Сокровища станционного смотрителя: забытая история

Я известная любительница всего новенького и посему очень давно смотрела на такие интересные локация как будки железнодорожных обходчиков, кои щедро были рассыпаны по старым железнодорожным путям И даже дело не в том, что там должны были быть залежи несметных сокровищ, а в том, что данная локация была новой для меня и очень интересно было закрыть пробел в знаниях, узнав на практике что там и как.

Сокровища станционного смотрителя: забытая история Хобби, Увлечение, Активный отдых, Туризм, Кладоискательство, Металлоискатель, Железная дорога, История России, Сокровища, Находка, Длиннопост, Забытое, Утраченное, Заброшенное, Урбанфакт

Этой осенью прежде, чем выдвинуться на запримеченное мною место, я основательно информационно подготовилась. Изучала карты, читала статьи и исторические очерки. Картинка вырисовалась очень интересная.

Будки железнодорожных обходчиков появились, как это не сложно догадаться, с появлением первых железных дорог для их обслуживания и обеспечения условий безопасной эксплуатации во второй половине позапрошлого века. За каждым служащим железной дороги на должности железнодорожного обходчика закреплялся определенный участок железной дороги протяженностью 7-8 верст (примерно 7,5 километров), который ежедневно он должен был проверять и поддерживать в исправном состоянии, равно как и содержать прилегающую к железнодорожному полотну территорию в надлежащем состоянии (обкашивать траву, вырубать кустарник, убирать упавшие на рельсы деревья и пр.).

Для несения службы железнодорожным обходчикам полагался небольшой домик, имевший название будки, располагавшийся в непосредственной близости от железнодорожных путей. Размеры его были совсем небольшие. Поскольку все будки были типового плана, еще в Российской империи был разработан план типового сторожевого дома общей площадью 6,16 квадратных сажен (что равнялось примерно 28 квадратным метрам).

В северных районах нашей страны будки были деревянные на кирпичной или бутовой основе, в средней полосе и южнее из кирпича. Внутри находилась небольшая печь для отопления, койка, телефон для экстренной связи (появился с начала ХХ века), стол. В подсобном помещении хранился рабочий инструмент. Как правило при будке обходчика имелся погреб и колодец для набора воды. Часто железнодорожные обходчики разбивали небольшой садик с огородом, держали кур и коз. Общий размер участка, который выделялся железнодорожным обходчикам для ведения подсобного хозяйства, мог достигать гектара земли.

Сокровища станционного смотрителя: забытая история Хобби, Увлечение, Активный отдых, Туризм, Кладоискательство, Металлоискатель, Железная дорога, История России, Сокровища, Находка, Длиннопост, Забытое, Утраченное, Заброшенное, Урбанфакт

Каждая будка обходчика с участком вокруг обносилась деревянным штакетником, маячные шпалы были выкрашены в черно белый цвет, шпальные ящики в непосредственной близости от полотна должны были быть заполнены щебнем.

Несмотря на тяжелый физический труд (в любую погоду нужно было идти проверять и в случае необходимости ремонтировать железнодорожные пути, вызывать бригаду подкрепления, оповещать приближающиеся поезда в случае неисправности о снижении хода или полной остановке, не говоря уж о покосе травы на откосах железной дороги и вырубке кустарника) обходчики находились в привилегированном положении от крестьян: им выдавался паспорт, жалованье, жилье (та самая будка), казенные дрова, зимняя (тулуп, шапка и валенки) и летняя (гимнастерка, штаны и сапоги) форменная одежда и обувь, необходимый рабочий инструмент.

Жили обходчики скромно и уединенно, часто вдали от жилья. Часто ими становились солдаты в отставке и прочий служилый люд. Провиант им подвозили на дрезине или останавливался специальный состав с вагоном лавкой. Закупались сразу помногу и надолго (для этого и были погреба и ледники), подсобное хозяйство помогало выживать в тяжелых условиях нехватки провизии.

С середины прошлого века в связи с автоматизацией процесса, появлением железнодорожных ремонтных бригад, профессия железнодорожного обходчика канула в лету. Дожившие свой век домики ветшали и разваливались и сейчас мало гле в отдаленных участках их еще можно увидеть, как правило, в заброшенном состоянии.

Сокровища станционного смотрителя: забытая история Хобби, Увлечение, Активный отдых, Туризм, Кладоискательство, Металлоискатель, Железная дорога, История России, Сокровища, Находка, Длиннопост, Забытое, Утраченное, Заброшенное, Урбанфакт

Этой осенью я не поленилась и путем физической разведки и работы с картами отыскала таки одну из будок железнодорожных обходчиков в своем районе. От нее неплохо сохранился фундамент, к сожалению, нещадно превращенный жителями близлежащей деревни в свалку. Несмотря на это, я все же решила провести там поиски с металлоискателем на прилегающей территории и по тропинке, уходящей в лес, отмеченной на картах прошлых лет.

Действительно, как и предупреждали меня бывалые копари, мусора вокруг будки обходчика было великое множество. Как показал опыт этой осени, часто мусорки являются весьма перспективными локациями,
поэтому я не пожалела сил на внимательное изучение этого небольшого участка .

Так же у фундамента будки было в изобилии всевозможных черных сигналов, выкопав несколько из которых, я извлекла на свет божий сломанный рабочий инструмент типа кувалды и еще какие-то не слишком понятные мне девайсы из чермета.

Недалеко от будки действительно росла старая раскидистая яблоня, виднелся полуоблетелый куст сирени, подтверждавшие наличие когда то сада и палисадика перед домиком обходчика. В аккурат между ними нашла на замечательном сигнале, полагающемуся катиному пятаку, презанятный жетон с затертыми цифрами то ли 26 то ли 28. Чуть в стороне была поднята позднесоветская монета номиналом в две копейки, а так же чуть поодаль по дорожке, старая сломанная лупа внушительных размеров. Как мне думается, именно с ней старый сторожевой мастер путей читал газеты и прочие директивы начальства. Тут же вылез и позднесоветский значок кораблик, выпускавшийся в Питере в 80е годы. Ни монет, ни фирменных пуг, ни знаков отличия в непосредственной близости от сторожки не было.

Сокровища станционного смотрителя: забытая история Хобби, Увлечение, Активный отдых, Туризм, Кладоискательство, Металлоискатель, Железная дорога, История России, Сокровища, Находка, Длиннопост, Забытое, Утраченное, Заброшенное, Урбанфакт

Решив углубится в лес по старой тропе, отмеченной на картах, была обрадована, найдя среди алкодирхемов, коим земля вокруг будки была густо усыпана, несколько монет в аккурат 30х годов (от 1932 до 1937) и старый серебряный крестик с обломанным ушком 84 пробы, который, как я полагаю, потерял сам путейщик, будучи навеселе. Он оказался самым большим сокровищем путевого обходчика, как я ни утюжила окрестности и подступы к будке в надежде на другие находки.

Многие фыркнут, мол этого и стоило ожидать, ибо откуда у простого мастера путей какие то богатства, но мне было просто интересно узнать на своем опыте о жизни этого трудового люда, чем он занимался и дышал.

Пишите в комментариях, а вы копали в подобных локациях и если да, то что вам попалось?

Раскланялась и убежала! Всегда ваша Морозова❤️

Источник публикации:
https://dzen.ru/a/Z03LiyJW_jhsg90f?share_to=link

Заброшенка

2.7K поста16.7K подписчиков

Правила сообщества

В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:


*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий

*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки

*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах

*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов


*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта