“Слово пацана”: манипулирование зрителем и одурачивание детей

“Слово пацана”: манипулирование зрителем и одурачивание детей Негатив, Общество, Скандал, Слово пацана (сериал), Воспитание, Дети, Фильмы

Скандальный сериал “Слова пацана” громыхнул в российских СМИ и ушел в прошлое, очередной раз подтвердив, что у нас - “настоящая свобода”, когда в искусстве все можно. Ну, кроме “голых вечеринок”, разумеется. То есть “голые вечеринки” - исключение, подтверждающее правило.

Полагаю, шума бы не было, если к сериалу не оказался бы причастен мощный концерн, располагающий впечатляющими возможностями. Провал продюсеров был обращен в невероятный триумф. Как будто страну и в самом деле осчастливили высокохудожественным произведением.

Данная история - не первая подобного рода. В 2010 году аналогично сложился показ сериала “Школа”, выпущенного “Первым каналом”. Тошнотворное зрелище, пасквиль на российскую школу тогда был объявлен шедевром и увенчан уймой престижных телевизионных премий страны: “Клуба телепрессы”, “ТЭФИ”, “Золотой носорог”. Откровенную дрянь сделали “Событием телесезона”.

А школьники отреагировали на жалкое “художество” волной избиений учителей, прокатившейся по всей стране.

Подобные сериалы - постсоветская традиция федеральных телеканалов. Телебоссы прекрасно сознают, что под видом развлечения манипулируют аудиторией, навязывают сомнительные ценности, утверждают в молодежной среде гнусные модели поведения.

Теперь и “Слово пацана” объявлено творением гениев. Никита Сергеевич Михалков провозгласил режиссера Крыжовникова лучшим на сегодня режиссером России. А Никита Кологривый, исполнитель роли второго плана (бандита-упыря, удивительно похожего на образ самого Кологривого в последовавших интервью), тут же провозгласил себя актером “выше Смоктуновского”.

Восторги по поводу гениальности создателей фильма могут всерьез воспринимать только люди, ничего настоящего вообще не видевшие. Взрослым же достаточно сравнить сюжетную линию сдачи банды “Черная кошка” в руки милиции в сериале Говорухина “Место встречи изменить нельзя” с эпизодом драки двух школьников - также по поводу сдачи банды - в сериале “Слово пацана”.

В первом случае - настоящее, большое кино с глубочайшей прорисовкой сущности персонажей, потрясающая сюжетная коллизия, во втором - жалкая пародия на искусство.

А как показана гибель под пулями милиционера одного из главных героев в конце фильма? В мировом кино подобный трагический финал встречается, наверное, сотни раз. Но ничего бездарнее финала “Слово пацана” лично я не видел…

“Теперь запомни! Ты теперь пацан! Ты теперь с улицы, а кругом враги”, - эта фраза уличной шпаны из сериала легко западает сегодня в души десятилетним. Примерно в этом возрасте сегодняшние малолетки вступают в опаснейшую зону хорошо известного психологам и педагогам конфликта поколений (“отцы и дети”).

Особенно опасен сериал для культурно неукорененной части подростков, находящейся на социальном дне. Аудитории моргенштернов, милохиных, ксюш собчак, ивлеевых и т.п. Судя по числу подписчиков “модных блогеров”, на дне сегодня десятки миллионов несчастных детей. Понятно, кому телебоссы подсовывают образчики поведения.

Сериал “Слово пацана” пропитан безнадежностью существования подростков, дичайшей серостью и тупостью взрослых, невозможностью для старшеклассника отстоять себя как личность. Все вокруг - воплощение зла: родители, учителя, милиция, общественные организации. Кругом не лица, а жуткие рожи. Кругом - непонимание и враждебность. У нормального человека, кажется, остается лишь один выход - примкнуть к банде, которая живет по собственной морали, по жестко соблюдаемым правилам. Только так якобы можно уцелеть в мире насилия и жестокости. Детей откровенно дурачат.

Уместно спросить: а для чего России художественное телевидение? Чтобы кто-то развлекал обывателя, наживался, манипулировал гражданами - или телевидение обязано духовно возвышать зрителя, помогать осмыслению реальности, воспитывать достойную великой страны молодежь?

Конечно, никакой художник не застрахован от ошибок и неудач. Однако чем больше наши мастера искусств и мастера критики будут воспевать провалы в качестве шедевров, петь друг другу фальшивые дифирамбы, тем дальше отечественный киноцех будет находиться от решения тех задач, которые сегодня требуются устремленной вперед, к своему возрождению, России.

Будем ждать появления новых Рязановых, Говорухиных и Лиозновых, Юлианов Семеновых и Вайнеров. Будем верить.

Александр Запесоцкий, ректор профсоюзного Университета (СПбГУП), академик