Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Сколько в одни руки. Парламент предлагает складывать социальные пособия

Сколько в одни руки. Парламент предлагает складывать социальные пособия Политика, Экономика, Госдума, Пенсия, Пособие, Дети, Закон, Длиннопост

Фото: Олег Колесник / "Солидарность"

В России по умолчанию работает практика, согласно которой один и тот же человек не может получать два вида социальных пособий: например, по инвалидности и по потере кормильца. Хотя и из этого (общего) правила есть исключения: ветераны Великой Отечественной, жители блокадного Ленинграда, космонавты, родители и вдовы погибших военнослужащих. Теперь в Госдуме обсуждается законопроект, позволяющий получать сразу два пособия детям-инвалидам, чьи родители погибли в ходе СВО. В думском комитете по труду надеются распространить это правило на всех сирот с инвалидностью. Об этом - в материале "Солидарности".

На фото: секретарь центрального совета Горно-металлургического профсоюза России, депутат Михаил Тарасенко на заседании Комитета Госдумы по труду 26 марта

КОГО НАДО ЗАКОНОПРОЕКТ

Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов 26 марта обсудил законопроект, дающий право детям, получающим пенсию по инвалидности, на вторую пенсию - по случаю потери кормильца. Ту же меру поддержки предлагается оказывать неработающим взрослым, которые стали инвалидами с детства. (На момент написания данного материала под ним стоят подписи ряда сенаторов во главе с секретарем Генсовета “ЕР” Андреем Турчаком, а также представителей всех думских фракций, кроме “Новых людей”.) Условием для получения второй пенсии авторы законопроекта называют смерть одного из родителей при выполнении задач специальной военной операции.

Повод для такого законопроекта прост: сейчас дети-инвалиды (как и некоторые другие категории россиян) имеют право только на одну социальную пенсию. А в случае появления формального права на две и больше - должны выбирать, какую (только одну) из них себе оставить. Вот парламентарии и предлагают отменить это правило хотя бы для тех детей-инвалидов, у кого родитель погиб на СВО. К слову, в пояснительной записке к законопроекту указывается, что практика не нова: две пенсии уже могут получать, например, родители и вдовы военнослужащих, умерших в период прохождения ими службы. Так что вспомнить здесь о детях тем более логично:

“Исходя из изложенного, полагаем, что дети-инвалиды или неработающие граждане, которые уже с детства являлись инвалидами, порой с достаточно тяжелыми заболеваниями, и остались без родителя, являвшегося их кормильцем, имеют такие же права, как и родители умерших военнослужащих и граждан, пребывавших в добровольческих формированиях”, - указывают авторы законопроекта.

Надо сказать, что подобные инициативы обсуждались в Госдуме не раз и не два, но не двигались дальше первого чтения. (Речь в них шла не именно о детях участников СВО, а о самом принципе получения гражданами двух социальных пенсий одновременно.) Однако теперь, в отличие от предыдущих случаев, абсолютное большинство из 29 авторов законопроекта - это единороссы, да к тому же во главе с такой статусной фигурой, как Андрей Турчак. Поэтому не вызывает удивления то, что инициатива уже получила положительный отзыв правительства.

(К слову, коммунисты, жириновцы и эсеры часто в последние думские сессии призывают единороссов если не проголосовать за “оппозиционные” социальные законопроекты, то внести свои точно такие же - лишь бы дело шло. Может быть, достучались.)

Но тем более удивительно, что на заседании комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов такую простую и без сомнения полезную инициативу обсуждали довольно долго. Как оказалось, нет предела совершенству.

- У меня есть предложения к заключению комитета по трем направлениям, - сразу предупредил зампред комитета Михаил Терентьев (“ЕР”). - Первое. Мы хорошо знаем, что произошло недавно в “Крокус-Сити”. И наверняка была ситуация, когда родители погибли, и у них мог оказаться ребенок-инвалид. И ему надо будет выбирать: или пенсия по потере кормильца, или пенсия по инвалидности. Поэтому в заключении нужно отметить, что [предлагаемые] нормы законопроекта будут в какой-то части несправедливы к тем детям-инвалидам, [родители] которых погибли по иным обстоятельствам.

Иными словами, Михаил Терентьев предложил распространить инициативу на детей-инвалидов не только погибших на СВО родителей, но и вообще на всех из них, кто потерял кормильца. Второе предложение депутата - распространить действие будущего закона на взрослых инвалидов первой и второй группы, потерявших кормильца уже по достижении совершеннолетия. (Инвалиды третьей группы, пояснил Терентьев, как правило, работают, “потому что у них пенсии низкие”.)

- Может быть еще такая ситуация. На данный момент ребенок не является инвалидом. Отца забрали на фронт, - продолжал Михаил Терентьев (к слову, также председатель Всероссийского общества инвалидов). - Отец погиб, и ребенок получает пенсию по случаю потери кормильца. Но [уже после гибели родителя] ребенок становится инвалидом. То есть в тексте законопроекта явно не звучит, в какой период наступает инвалидность.

Всегда (и в этом случае тоже) гуманный единоросс и секретарь Горно-металлургического профсоюза России Михаил Тарасенко не забывал о прозе жизни:

- А мы не должны указать, сколько это (расширение “льготного” круга лиц. - П.О.) будет стоить?

- Мы же комитет-соисполнитель, - как бы снял с присутствующих такую ответственность глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР). Хотя и признал, что расширение налицо. И теперь все равно приходится сомневаться, что рекомендации комитета по труду или даже поправки, которые будут внесены его членами ко второму чтению, будут хоть как-то учтены.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДОГМАТ

Между тем вопрос о стоимости законопроекта интересен и в его нынешнем виде, даже без учета прозвучавших на заседании комитета предложений. В финансово-экономическом обосновании приведены расчеты:

“По данным Минобороны, средний размер пенсии по потере кормильца составляет 22 905 рублей. Количество детей-инвалидов и инвалидов с детства, получателей пенсий, составляет 885 человек (хорошо, если не больше, но цифра для 150-миллионной страны все-таки кажется заниженной; с другой стороны, речь в обосновании идет только о тех, кто получает пособия, без учета инвалидов с детства, которые их по каким-то причинам могут не получать. - П.О.). С 1 апреля 2023 года размер социальной пенсии для детей-инвалидов составляет 17 167,83 рубля и увеличивается на соответствующий районный коэффициент для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Дополнительная потребность в средствах составляет 182,3 млн рублей, а с учетом планируемой с 1 апреля 2024 года индексации на 7,5% - 196 млн рублей”.

И здесь, пожалуй, самое интересное. Настолько интересное, что будет уместен дисклеймер: мы - за то, чтобы социально незащищенным группам российских граждан государство оказывало всевозможную поддержку. И просто детям и взрослым, и инвалидам всех возрастов. Дело в другом. Знаменитая поговорка, приписываемая Иосифу Сталину (настоящий автор - Наполеон III), гласит: неважно, как проголосуют, важно, как посчитают. Перефразируем применительно к описываемой ситуации: неважно, как посчитают, важно, кто посчитает.

Так вот. Когда КПРФ, годами продвигая законопроект о поддержке детей войны, финансово обосновывает его исполнение средствами Фонда национального благосостояния - то есть конкретным источником, - дети войны остаются без пособий. Когда “Справедливая Россия - за правду” с цифрами на руках говорит, что возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам принесет бюджету не расходы, а, наоборот, сплошные доходы, индексации не случается (и трудно припомнить, чтобы с такими расчетами кто-то спорил). Или вот коммунисты, обосновывая финансовую сторону многих своих законопроектов, нередко предлагают лишить предприятия нефтегазовой отрасли части преференций. Тоже впустую, но предложения эти поступали задолго до всяких санкций.

Теперь единороссы и примкнувшие к ним (а что делать) трое депутатов от оппозиции выдвигают следующее обоснование к приведенным выше цифрам: “Дополнительные расходы могут быть профинансированы в рамках действующих расходных обязательств за счет внутренних источников бюджетов”.

Обращает на себя внимание то, что “бюджеты” здесь во множественном числе. Это могут быть как минимум федеральный и региональные источники, а также бюджет Соцфонда, который до сих пор подпитывался субсидиями из Москвы. Спросили мнение у регионов, например? Кроме того, если “в рамках действующих расходных обязательств” - то общая бюджетная смета не должна измениться. Что, в свою очередь, согласно закону сохранения энергии и траты денег, означает: где-то, чтобы здесь прибавить, отнимут. Где - непонятно.

Еще вчера такое финансово-экономическое обоснование наверняка послужило бы отличным поводом завернуть любой социальный законопроект. Сегодня - да, дай бог получится чем-то помочь детям-инвалидам. А завтра… Интересно, как будет завтра реагировать правительство на такое же, слово в слово, финансово-экономическое обоснование к законопроекту о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам?

Павел Осипов, корреспондент "Солидарности"