Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Система «Пенсионный Фонд России». Часть 1.

Экономика должна быть экономной


Недавно наткнулся случайно на некий материал по ПФР и его механизмам. В отрывках комментариев прочитал интересные положения, по которым работает ПФР, и захотелось разобраться в данной истории. О чем и будет идти речь: довольно эффектные и занимательные вещи.


На сентябрь намечено обсуждение очередной реформы пенсионной системы (можно считать, 5-ой по номеру). Рассмотрим конкретные цифры и положения текущего порядка начисления, выплат, перемещения средств. Для удобства, рассчитываем по молодому поколению, которое, условно, работает с 2015 года (дата выбрана во избежание дополнительных расчетов по балльной системе), не опасное производство, без нагрузок в виде Крайнего Севера, иждивенцев; не индивидуальный предприниматель (ИП) и т.д. Некоторые сложные термины и понятия будут заменены для комфортного чтения, без утраты смысла.

На данный момент, пенсии формируются двумя направлениями: страховая часть и накопительная. Обе части выплачивает работодатель по схеме 6 % + 10 % + ( 6 %) от зарплаты до вычета налогов, в сумме 16 + 6 % (это по стандартному работнику; ставки в сумме могут быть разными - работники IT и создатели анимационной либо аудиовизуальной продукции – 8 %; Хозяйственные общества, производители одежды, продуктов, бумаги и так далее, использующие налогообложение по УСН – 20% и т.п.).

(!) Часто указывается, что общие отчисления «на пенсию» составляют 22 %. Однако, на самом деле именно Ваши средства, то есть те, которые влияют на Вашу жизнь, это 16 %. 6 % - это «солидарный тариф», иными словами налог, который государство забирает для выплат пенсий нынешним пенсионерам. Он не влияет на будущее обеспечение работника. Расчет «бонусов» будет производиться исходя из 10 % или 16 % отчислений в страховую часть. Таким образом, то, что называется «взносом в Пенсионный Фонд», частично на самом деле является (в обыденном понимании) просто налогом, а потому далее мы будем оперировать числом 16, а не 22.

Мы взяли за образец «не обремененного» офисного рабочего, поэтому оставим 16 %. Страховая часть 10 % – это то, что уходит в ПФР напрямую; деньги из страховой части вы не увидите, не заберете, не передадите по наследству. За них будут начисляться некие «баллы», которые «конвертируются» в страховую пенсию, об этом ниже.

Накопительная часть 6 % – то, что должно было стимулировать работника повышать уровень экономической грамотности, так как эти деньги переходят в некие организации, которые их вкладывают в ценные бумаги, в какие-то активы, в общем – пускают в оборот, позволяя получать дополнительный доход собственнику этих средств. В интересах работника выбрать «правильный» фонд, портфель инвестиций (куда именно пойдут его средства) и следить за суммой. Накопительную часть пенсии можно передавать по наследству, по достижению пенсии – «гибко» ей распоряжаться (срочные выплаты, единовременные и т.п.); условно – это как «особенный» счет в банке. Помимо прочего, накопительная часть не индексируется государством, так как планировалось, что именно грамотные инвестиции помогут удержать её на уровне инфляции и выше.

(!) По умолчанию, с введением данной системы целевым фондом накопительной части устанавливался ПФР и связанная управляющая компания Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ; инвестиционный портфель составлял: государственные ценные бумаги Российской Федерации; облигации российских эмитентов; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; ипотечные ценные бумаги; облигации международных финансовых организаций. Казалось бы, хорошее вложение, которое будет перекрывать инфляцию и приносить доход, однако реально доходность низкая или нулевая (об этом – далее). Стоит отметить, что большая часть населения не стала ничего «менять» (так называемые «молчуны», по Гражданскому Кодексу молчание – выражение воли совершить сделку, ст. 158) и осталась в ПФР ВЭБ; некоторая часть населения сделала получателем накопительной части другие Негосударственные Пенсионные Фонды, часть из которых либо обанкротилась, либо осталась «на плаву», но эффективность их так же под вопросом.

(!) При этом имеется условие, что в случае перевода средств в другие НПФ, гражданин теряет инвестиционный доход с этих средств и более, если перевод не совпал со «сроком фиксации инвестиционного дохода» (т.е. смена организации произошла до того момента, как прибыль со «счета» работника в НПФ была зачислена и учтена). Этот срок составляет пять лет. Формально разрешено менять фонд ежегодно, но реально лучше это делать с пятилетней паузой. Подобный «недостаток» доработали только несколько лет спустя – в начале 2019 стороны перевода обязали уведомлять владельца средств о том, что он потеряет доход со своих денег (в 2016 году таким образом граждане потеряли около 27 миллиардов рублей инвестиционного дохода). Из-за подобного правила могла и может возникнуть ситуация, при которой один фонд получил убыток от инвестиций, но по требованию перевел средства в другой фонд, и владелец средств потерял и инвестиционный доход, и часть средств. Это не касается инвестиционного портфеля или смены Управляющей компании в рамках самого ПФР.

Тем не менее, про особенности накопительной части можно было забыть с 2014 года – решением государства она была «заморожена» до 2022 года, и теперь все 16 % направляются в страховой фонд. Те, у кого была накопительная часть – продолжают получать (или не получать) дополнительный доход с них, т.е. сумма на счету увеличивается (с превышением инфляции или нет), но как-либо распоряжаться ею до достижения пенсионного возраста работники не могут.

(!) Заморозка накопительной части существует уже 5 лет и будет продолжаться ещё 3 года (с 2014 и продлена решением в текущем году). При этом по решению ПФР предусматривалась такая система: если гражданин отказывался от накопительной пенсии вообще (т.е. выбирал вариант, при котором все 16 % направлялись на страховую пенсию) у него увеличивался максимум баллов, который он мог заработать за год. Если работник отказывается от накопительной части – в год может заработать максимум 10 баллов (с 2021 года, в 2019 – 9,13); если не отказывается – только 6,25. Такова была логика проекта, но, в связи с заморозкой, сейчас в любом случае получается максимум баллов (9,13 и 10 в дальнейшем).

Теперь рассмотрим страховую пенсию. Право на её получение появляется при соблюдении следующих условий: наличие трудового стажа минимум 15 лет; достижение пенсионного возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин; накопление минимум 30 баллов (с 2024 года, напомним, что мы рассматриваем «молодое поколение», начавшее работать после 2015 года). Страховая пенсия рассчитывается по формуле: количество баллов умножить на «стоимость балла» и прибавить фиксированную выплату. Таким образом, самая маленькая пенсия с 2024 года составляет: 30 баллов * 113 руб (это ожидаемая стоимость балла на 2024 год) + 7100 руб (это приблизительный размер фиксированной выплаты на 2024 год) = 10490 (примерно). Меньше этого страховую пенсию получить невозможно. Стоит отметить, что с учетом инфляции (возьмем по долгосрочному прогнозу Минэкономразвития в 4 % в год) эта сумма будет эквивалентна нынешним 8000 рублей (приблизительно).

Конечно же, наш гипотетический молодой работник не планирует получать так мало, и мы произведем оптимистичный расчет по условно-средним показателям.

Каждому по е-баллу.

В первую очередь следует более подробно остановиться на расчете самих баллов. В рамках действующих правил ФЗ-400 количество пенсионных баллов определяется по формуле: переведенные страховые взносы за год (сколько с работника перевели в ПФР) разделить на предельную величину переведенных взносов (на 2019 она установлена в размере 1 150 000 руб * 0,16 = 184 000 руб) и умножить результат на 10.

Средний трудовой стаж на 2019 год по источнику Минтруда составляет 34,5 лет. Однако, это с учетом старого пенсионного возраста. Наш средний гражданин молод, и на пенсию сможет выйти по новым правилам в 65 лет, если он мужчина, и в 60, если женщина. Приблизительно, в России начинают работу после получения высшего образования в 23 года (с учетом года срочной службы для мужчин, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры или 5 лет специального образования, очень грубо округлив, возьмем это значение). Итого трудовой стаж составит 42 года для мужчин и 37 для женщин. Условимся, что он или она получают 40 000 рублей, и находятся на должности, которая им нравится, поэтому работают по данной ставке всю жизнь. Также предположим, что инфляции «не существует» вовсе (так как, условно, на неё же пусть гипотетически повышают зарплату) и будем рассчитывать по установленным показателям 2024 года (когда по планам реформа должна была утвердиться и получить постоянные значения, именно 2024 годом заканчиваются данные по проекту увеличения фиксированной выплаты и стоимости пенсионного балла). Предельную величину переведенных взносов также примем за 184 000 на постоянной основе.

Обязательно стоит сказать, что существуют различные повышающие коэффициенты и дополнительное начисление баллов. За год срочной службы начисляется 1,8 баллов; за год ухода за первым ребенком 1,8 балла (за второго ребенка 3,6, за третьего и четвёртого 5,4); за год ухода за инвалидом I группы или гражданином старше 80 лет 1,8 балла. Если за пенсией обратиться позже установленного срока, то как количество баллов, так и фиксированная выплата увеличивается на определенный коэффициент (работник вышел на пенсию на год позже – фиксированная выплата увеличивается на 1,056, а сумма баллов на 1,07; на пять лет – выплата увеличивается в 1,36 раз, сумма баллов в 1,45 и т.д.). Если имеется инвалидность; при потере кормильца и т.д. – коэффициент с повышением также это учитывает. Однако, мы предположим, что после 42 или 37 лет работы, наш гражданин желает всё-таки выйти на пенсию, что он или она не стали инвалидом, без дополнительных условностей. Также предположим, что через 40 лет средняя продолжительность жизни будет по 85 лет и для мужчин, и для женщин. Повторим, что не учитываются иждивенцы и работа/проживание в районах Крайнего Севера.

Расчеты указываются по двум схемам в следующем виде.

1. Если была выбрана модель без накопительной пенсии, то это 40 000 * 0,16 * 12 месяцев = 76 800 рублей в год. Количество баллов составит (76 800 / 184 000) * 10 = 4,17 баллов в год. Итоговое значение баллов: 4,17 * 42 или 4,17 * 37, то есть 175,14 или 154,29. Можно прибавить кому-либо из участников по 1,8 или 3,6 балла за уход за детьми, или иное, однако на сумму это существенно не повлияет (не более, чем на 300 руб). Таким образом, итоговая пенсия составит: 175,14 * 113 + 7100 = 26 890 или 24 534. По достижению 80 лет размер фиксированной выплаты поднимается в два раза, т.е. составит 14200 (пусть данное правило остается в законодательстве будущего, где люди живут до 85 лет). Таким образом, в общем случае наши работники в теории, в очень грубой модели, перечислили государству 3 225 600 и 2 841 600 руб соответственно. Пенсию же они будут получать на сумму 4 840 200 (до 80 лет) + 2 039 400 (после 80 до 85) = 6 879 600 руб для мужчины и 5 888 160 (до 80) + 1 898 040 (после 80 до 85) = 7 786 200 руб для женщины.

При соблюдении всех условий, приближенные расчеты, казалось бы, демонстрируют абсолютную выгоду для работника. Однако, стоит заметить, что страховая пенсия не наследуется и не передается, т.е. в случае гибели работника все его выплаты государству не вернутся его наследникам ни в коем случае. Также гражданин никак не может обратиться к данным средствам, никогда (если возникнет необходимость в виде, например, операции, или выплаты кредитов и т.п.). Таким образом, даже если в числовом выражении данная стратегия является выгодной, и даже если соблюдаются условия, в реальности этот способ взаимодействия целиком и полностью не может считаться выигрышным по причине высоких рисков и отсутствия гибкости распоряжения средствами.

Стоит отметить, что с позиции государства, это очень невыгодный вариант, и суммы выплат будет необходимо пересматривать: на пенсионера потребуется затратить в два раза больше, чем он отдал. Отсюда вытекает требование тонкого регулирования процесса. Самый грубый и оптимистичный прогноз является негативным для государства; увеличение продолжительности жизни совместно с существованием данной системы ведет, условно говоря, к дефициту средств и необходимости дополнительно их привлекать на пенсионное обеспечение. В конечном счете данная стратегия невыгодна всем сторонам (при условии, что государство преднамеренно не рассчитывает на низкую продолжительность жизни населения).

Добавим расчет «требуемой» продолжительности жизни, под которой подразумевается количество лет, в течение которых пенсионер будет получать средства таким образом, чтобы их общее количество сравнялось с перечисленными ранее средствами страховой пенсии (то есть, условно говоря, срок жизни «не в долг»). Получается 10 или 9,5 лет – именно в такой срок пенсия «сравняется» по перечисленным работником средствам.

2. Преимущество могла бы дать замороженная сейчас накопительная система. Если предположить, что средства перечислялись по схеме 10 % + 6 %, то страховая пенсия составит 19487 для мужчин и 18012 для женщин (до 80 лет). Перечислено на страховую пенсию будет 2 016 000 или 1 777 600 соответственно. Затрачено на страховую пенсию (со стороны государства) будет 5 102 880 или 5 829 600. Накопительная пенсия составит 1 209 600 или 1 065 600. Как минимум, накопительную пенсию можно будет передать родственникам и детям, снять единовременно (при соблюдении определенных условий) или установить срочные выплаты частями (минимум на срок 10 лет). Это всё же лучше, чем риск потерять вообще все перечисляемые средства.

Со стороны государства эта стратегия вновь невыгодна. Конечно же, сами средства не пропадут, они будут затрачены пенсионерами на покупку лекарств, продуктов, как следствие – на НДС и налог на прибыль с предприятий; деньги не исчезают бесследно, они вернутся в составе 1/5 части и 1/6, но в грубом приближении это опять же не слишком позитивно. В данном примере мы не учитывали детей, Крайний Север, позднее обращение за пенсией – те показатели, которые ещё больше увеличивают затраты государства.

«Требуемая» продолжительность жизни составит 8,6 или 8,2 лет соответственно.

(!) Продемонстрировав некоторые проблемы на очень грубом примере, рассмотрим текущие реалии. Следует отметить, что существует «потолок» баллов – максимальное значение за год. На 2019 год максимум баллов 9,13 (с 2021 года и далее - 10 баллов) и для этого необходимо получать зарплату около 85 000 в месяц. То, что выше установленного годового дохода, облагается по ставке в 10 % (выше 1 150 000 руб в год). Иными словами, в течение года по работнику выплачивается 22 % (16 + 6), а затем, как только его совокупная зарплата превысила 1 150 000, с зарплаты начинают перечислять 10 %. При этом на баллах это никак не отражается (ведь максимум уже достигнут). Таким образом те, кто не является индивидуальным предпринимателем, сотрудником благотворительных организаций, работником предприятий по УСН, не включен в перечень «особых» случаев, и получают официальную зарплату выше данного значения, «облагаются», если можно так выразиться, некоей формой «прогрессивного налога» в ПФР.


Продолжение будет