Шедевр Гогена, или как написать картину и уйти умирать. Разбор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Сейчас будет драма. Судите сами – Гоген неудачно переехал на Таити (денег нет, работу местные не дали, картины не продаются), кроме фруктов и креветок питаться нечем, художник узнает о смерти любимой дочери во Франции, а заодно тяжело болеет – конъюнктивит, больные ноги и сердце, удушье и головокружение.


Гоген все решает просто – нарисую свой последний шедевр и уйду в горы умирать.

В страшных мучениях и лишениях художник целый год пишет картину, вкладывает в нее все свои мистические взгляды на бытие. Полотно действительно родилось в муках.


Дописав картину, Гоген исполняет свой долг перед живописью, берет мешок мышьяка и уходит в горы лишать себя жизни.

Казалось бы, все? История на этом заканчивается? А вот и нет.


Гоген принял слишком много яда, и организм просто отторг его – всю ночь художник промаялся в мучениях, но после вернулся обратно в жизнь. По-другому взглянул на окружающий мир, снова полюбил жизнь. Получил хорошую работу, а его картины стали очень популярны на родине. Ну а надрывный шедевр, который писался в таком контексте, остался. Прямо хэппи энд.

Шедевр Гогена, или как написать картину и уйти умирать. Разбор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Живопись, Художник, Поль Гоген, Символизм, Картина, Картина маслом, История искусств, Разбор, Длиннопост

Поль Гоген – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», 1898


Правильно читать картину справа налево, прям как в каббале (Гоген был ее фанатом).

Вот как видит жизнь художник. Сперва мы рождаемся чистыми младенцами (справа внизу), потом мы тинейджеры (чуть левее), далее срываем плод с дерева добра и зла (учимся, хотим все знать), познаем страдания и боль (женщина в черном, задний план еще левее) или бездумно кайфуем по жизни (обнаженная дама на переднем плане) и конец – старость, размышление о своем пути и смерть. Все это придумал не я или любители синих занавесок искусствоведы, подсказки и объяснения дал сам художник.


Кроме этого, Гоген заложил тележку символов, которые он также раскрыл в своих записях.

Например, сразу бросается в глаза синий идол.

Вот он крупнее:

Шедевр Гогена, или как написать картину и уйти умирать. Разбор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Живопись, Художник, Поль Гоген, Символизм, Картина, Картина маслом, История искусств, Разбор, Длиннопост

Многие находят тут намек на потусторонние миры и надежду на перерождение, но учитывая состояние Гогена во время написания картины и мрачность статуи, это все безнадега и отрицание богов.


Еще на картине много животных. Кто-то скажет, что художник просто добавил живности на картину, чего прицепились. Но не забывайте, Гоген обожал символизм и в свою последнюю работу он намеренно закинул дополнительных смыслов.

Шедевр Гогена, или как написать картину и уйти умирать. Разбор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» Живопись, Художник, Поль Гоген, Символизм, Картина, Картина маслом, История искусств, Разбор, Длиннопост

Коза, котенок и щенок, по словам Гогена, показывают беспечность и наслаждение жизнью, без поисков смыслов (как мы сейчас) и вообще каких либо раздумий.


А вот белая птица слева с ящерицей в лапках - неизбежность смерти и конца. Кстати, считается, что белые животные на картинах всегда обозначают смерть. Ну это так, блеснуть при возможности))


Рядом с женщиной в черном есть еще одна птица, она олицетворяет духовный путь и развитие, этот символ художник стащил у древних египтян. Сама женщина отображает высшее духовное развитие человека, который обязательно должен пройти через страдание. Спасибо, Гоген, очень вдохновляет.


Ну а что, разве он в таких обстоятельствах мог написать что-то веселое?


Посмотреть еще интересных историй из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

Добра!