Семейный альбом ацтеков — часть 3

В прошлый раз мы остановились на том, что еле унесли ноги с праздника по поводу рождения девочки и мальчика — не все же могут гулять несколько дней кряду.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Родители купают своего ребёнка (что-то мама недовольна...) / Флорентийский кодекс

Нынче нас снова позвали в гости к ацтекскому семейству. С собой возьмите только душевный покой и выдержку, потому что сегодня мы будем вместе с родителями малышей изучать книгу «Счастливое детство от А до Я», брошюру «Ребёнок: инструкция по применению» и статью газеты «Мешикская правда» под названием «Способы наказания ребенка: правильные и да».

Будем наблюдать за воспитанием и становлением новых граждан Ацтекской империи.

Но если отбросить шутки-прибаутки, как ацтеки понимали детство?

  1. Как возраст, в котором человек подвергается величайшим опасностям естественного и сверхъестественного порядка.

  2. Как период чистоты души, дающий несовершеннолетнему возможность общения с богами.

  3. Как этап жизни, на котором благодаря образованию человек укреплялся и постепенно подключался к экономической деятельности семьи и общества.

  4. Наконец, как этап существования, на котором (по крайней мере, в первые годы жизни), человек был существом с ограниченной ответственностью за свои действия.

Взрослые активно помогали детям выжить в этом мире и на протяжении всего детства защищали их магическими и религиозными средствами, призванными отразить злых духов, завоевать расположение богов и сохранить чистоту души.

Судя по записям Бернардино де Саагуна (во Флорентийском кодексе), чистота эта не была врождённой. Помните процесс купания новорождённого, описанный в предыдущей части? Так акушерка (тламатки) стирала с дитя нечистоты, полученные от родителей. После этого ребёнок считался очищенным, у него не было в том числе сексуальных желаний, рождающих всякое зло. Саагун пишет, что детей даже будили по ночам, чтобы через них раскаяться перед богами.

Родители времени не теряли. Саагун и Кодекс Мендоса сообщают, что детей «приписывали» к школе сразу после рождения — что-то вроде очереди в детский сад сегодня.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

В центре — колыбель с новорождённым. Слева — родители, справа — представители двух типов учебных заведений (о них — в следующий раз) / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

Новорождённого относили в храм, при котором была школа. Именно в ней он по достижению определённого возраста и получал образование. В храме проводился ритуал, цель которого — засвидетельствовать перед богами обязательство о том, что, когда ребенок станет достаточно взрослым, родители отправят его учиться, а преподаватели примут к себе. «Гарантами» этой сделки были раны на теле детей: мальчикам прокалывали нижнюю губу, а девочкам делали небольшие надрезы на груди и бёдрах.

Видимо, чтоб никто не забыл — не было же договоров об оказании образовательных услуг.

В нижней губе мальчики носили ацтекский пирсинг под названием тéнтетль (téntetl — традиционное драгоценное украшение). После этого дети находились под активной родительской защитой и участвовали в разных церемониях, приуроченных как к 365-дневному, так и к 260-дневному циклам.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Пример тентетля у Мотекусомы Второго в виде цветочка под нижней губой

Одним из самых страшных страхов родителей был тот, что ребёнок перестанет расти. Чтобы этого не допустить, проводились сразу две церемонии: первая, как Олимпиада, проводилась каждые четыре года в последний месяц года Ицкалли, вторая — каждые 260 дней.

На празднике Ицкалли маленьких детей в возрасте до 4 лет поднимали над землёй за шею и вытягивали конечности, чтобы они быстрее выросли. Ещё им прокалывали мочки ушей, чтобы те могли к тентетлю добавить и ушные украшения. В этой процедуре участвовали взрослые, выбранные родителями — что-то вроде «крёстных отцов» и «крёстных матерей».

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Так маленьким ацтекам показывали Москву / Флорентийский кодекс

Другая изюминка этого события — праздник пильяуано (pillahuano), когда алкоголь (пульке) давали даже детям. Можно лишь попытаться представить степень общественного угара в эти дни.

Вторая церемония примерно о том же: детей тянули за пальцы, ноги, шеи, уши и даже носы, чтобы всё это росло в грядущий 260-дневный цикл.

Если прочитанное уже вселяет в вас ужас от негуманности по отношению к детям, крепитесь..

Ложка чили в бочке детства

Воспитание детишек начиналось уже с трёх лет, и до 15 лет занимались этим исключительно родители. Воспитанием мальчиков занимались отцы, а девочек — матери. Надо сказать, что половая принадлежность для ацтеков — это не что-то врождённое. Её нужно было обрести через ключевые церемонии, включающие и повседневные дела, свои для каждого пола.

Кодекс Мендоса в красках рассказывает и показывает нам, как именно воспитывались девочки и мальчики. Кодекс подробно описывает каждый год жизни детей. По мере того, как мы будем продвигаться вперёд по возрастным группам, обратите внимание на две вещи:

  1. Внешний вид детей. Они коротко пострижены и носят одежду, лишь частично повторяющую одежду родителей: мальчики носят накидку, но не имеют набедренной повязки, мáштлатля (máxtlatl). Девочки носят блузку, но не имеют юбки. С 13 лет мальчики начинали носить маштлатль, а длина юбки девочки росла с каждым годом.

  2. На каждый возраст приводится детский рацион, одинаковый для девочек и мальчиков. В три года дети получали половину кукурузной лепёшки в каждый приём пищи, в четыре и пять лет — целую лепёшку. С 6 до 12 лет — полторы, а с 13 лет детям полагалось уже по 2 лепёшки.
    Основная причина такой «щедрости»: чревоугодию — бой! К тому же мальчику, будущему воину, нужно привить дисциплину — во время похода на войну ему, возможно, придётся несколько дней идти без еды. Лишь во время ритуальных пиров молодежи разрешалось есть больше.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Далее будут однотипные изображения, поэтому пояснения приведу лишь здесь. Голубые кружки означают возраст детей. Голубые завитки рядом со ртом отца и матери означают советы и наставления / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

В три года мальчики и девочки лишь получали ценные советы. Родители рассказывали детям про их кальполли и ту важную роль, которую ребёнок будет играть в будущем в служении своему району и народу. И вот тебе пол-лепёшки, кушай.

В четыре года мальчики начинали заниматься физическим трудом, укрепляющим тело: таскали воду. Девочкам же показывали, что такое веретено и прялка (на картинке они лежат на циновке).

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Возраст 5 и 6 лет. Думаю, пояснения не требуются, разве что про красный щит внизу — так обозначается рынок, на котором парни подбирают зёрна кукурузы и фасоли, упавшие у торговцев / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

В пять лет мальчики таскали небольшие связки дров и тростника, в том числе на рынок, а девочек учили держать прялку и веретено для прядения.

В возрасте шести лет мальчики орудовали на рынке — подбирали всё, что могло упасть у торговцев. Девочки пробовали прясть грубое волокно. Помимо этого, конечно, детей просили (или заставляли) делать и другие разные задания. Таким образом, дети были заняты с утра до вечера — так из распорядка дня исключались безделье и праздность, а стало быть и пороки, которым могли поддаться дети, будь они лентяями.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Возраст 7 и 8 лет. Вероятно, с 8 лет дети могли получать конкретного леща — далее все изображения будут носить довольно жестокий характер / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

В семь лет мальчики учились управляться с рыболовной сетью, а девочки продолжали учиться прядению.

В восемь лет дети начинают познавать, что такое боль. Кодекс изображает плачущих мальчика и девочку перед своими родителями, на этот раз выглядящими грозно. Так представлен процесс наказания детей за то, что они врут. Родители говорят им: «Ещё раз обманешь — буду тебя тыкать вот этими шипами агавы, что перед тобой лежат», а дети в страхе трясутся и плачут. Но, видимо, больше не врут.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Возраст 9 и 10 лет — воспитание приобретает недетские масштабы/ © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

Нет, поторопился я с выводами... В девять лет, если дети продолжали пакостить и не слушаться родителей, угрозы тыкать шипами становились реальностью. Причём если девочки отделывались простым протыканием рук, то мальчики огребали по-полной: раздетые догола и связанные по рукам и ногам, они, вероятно, очень жалели о своём поведении во время сеанса ацтекского иглоукалывания.

Если и этих уроков было мало, с десяти лет родители переходили к битью детей палками и обзывательствам. Здесь, судя по изображениям, связывали уже девочек.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Внизу справа в виде серой люстры с красными покеболами изображено ночное небо, полное звёзд / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

В одиннадцать лет непокорных детей наказывали ещё более изобретательно — заставляли дышать дымом от горящего перца чили.

В двенадцать лет лентяев и бунтарей связывали и голыми заставляли лежать в грязи («влажная земля» — это ведь грязь, да?) целый день. «Полежи и подумай о своём поведении», — говорили отцы. Девочкам же приходилось в наказание подметать дом и улицу, вставая до восхода солнца.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Последние два года перед началом школьного обучения / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

Фух, с наказаниями, похоже, закончили. В тринадцать лет мальчики также таскали грузы (на изображении связки тростника) рассекали каналы города на лодках. Девочки мололи кукурузные зёрна для приготовления лепёшек, готовили еду — рядом с ней изображен кувшин и очаг из трёх камней с комалем (комáль — местная сковородка, по виду напоминающая круглый противень).

С 13 лет объём пайка увеличен до двух лепёшек (наверное, как награда за предыдущие годы страданий).

В четырнадцать лет парни рыбачили на озере Тескоко, умело управляясь с сетями. Девушки уже могли прясть хорошего качества одежду из хлопковой ткани.

Семейный альбом ацтеков — часть 3 Дети, Школа, Ацтеки, Мезоамерика, Культура, Воспитание, Длиннопост

Кодекс Мендоса говорит, что в 15 лет отец отправляет сына либо в кальмекак под крыло жреца, либо в куикакáлли — Дом Песен, где обучали песням, танцам и игре на инструментах / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0

И вот, наконец, молодым людям исполняется пятнадцать лет! Мальчики пренепременно идут в школу. Девочки в принципе уже могут выходить замуж, но, скорее всего, тоже идут учиться.

О начале обучения в 15 лет говорится в Кодексе Мендоса. В других источниках также утверждается, что в школу ребёнка могли отдать и до 15-летия — годам к шести. Иногда отдавали сразу после того, как дитя научилось ходить.

Так или иначе, пора собирать портфель, скоро в школу!

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!

© mexicalli

Лига историков

15.6K постов52.3K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения