Семейный альбом ацтеков — часть 3
В прошлый раз мы остановились на том, что еле унесли ноги с праздника по поводу рождения девочки и мальчика — не все же могут гулять несколько дней кряду.
Родители купают своего ребёнка (что-то мама недовольна...) / Флорентийский кодекс
Нынче нас снова позвали в гости к ацтекскому семейству. С собой возьмите только душевный покой и выдержку, потому что сегодня мы будем вместе с родителями малышей изучать книгу «Счастливое детство от А до Я», брошюру «Ребёнок: инструкция по применению» и статью газеты «Мешикская правда» под названием «Способы наказания ребенка: правильные и да».
Будем наблюдать за воспитанием и становлением новых граждан Ацтекской империи.
Но если отбросить шутки-прибаутки, как ацтеки понимали детство?
Как возраст, в котором человек подвергается величайшим опасностям естественного и сверхъестественного порядка.
Как период чистоты души, дающий несовершеннолетнему возможность общения с богами.
Как этап жизни, на котором благодаря образованию человек укреплялся и постепенно подключался к экономической деятельности семьи и общества.
Наконец, как этап существования, на котором (по крайней мере, в первые годы жизни), человек был существом с ограниченной ответственностью за свои действия.
Взрослые активно помогали детям выжить в этом мире и на протяжении всего детства защищали их магическими и религиозными средствами, призванными отразить злых духов, завоевать расположение богов и сохранить чистоту души.
Судя по записям Бернардино де Саагуна (во Флорентийском кодексе), чистота эта не была врождённой. Помните процесс купания новорождённого, описанный в предыдущей части? Так акушерка (тламатки) стирала с дитя нечистоты, полученные от родителей. После этого ребёнок считался очищенным, у него не было в том числе сексуальных желаний, рождающих всякое зло. Саагун пишет, что детей даже будили по ночам, чтобы через них раскаяться перед богами.
Родители времени не теряли. Саагун и Кодекс Мендоса сообщают, что детей «приписывали» к школе сразу после рождения — что-то вроде очереди в детский сад сегодня.
В центре — колыбель с новорождённым. Слева — родители, справа — представители двух типов учебных заведений (о них — в следующий раз) / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
Новорождённого относили в храм, при котором была школа. Именно в ней он по достижению определённого возраста и получал образование. В храме проводился ритуал, цель которого — засвидетельствовать перед богами обязательство о том, что, когда ребенок станет достаточно взрослым, родители отправят его учиться, а преподаватели примут к себе. «Гарантами» этой сделки были раны на теле детей: мальчикам прокалывали нижнюю губу, а девочкам делали небольшие надрезы на груди и бёдрах.
Видимо, чтоб никто не забыл — не было же договоров об оказании образовательных услуг.
В нижней губе мальчики носили ацтекский пирсинг под названием тéнтетль (téntetl — традиционное драгоценное украшение). После этого дети находились под активной родительской защитой и участвовали в разных церемониях, приуроченных как к 365-дневному, так и к 260-дневному циклам.
Пример тентетля у Мотекусомы Второго в виде цветочка под нижней губой
Одним из самых страшных страхов родителей был тот, что ребёнок перестанет расти. Чтобы этого не допустить, проводились сразу две церемонии: первая, как Олимпиада, проводилась каждые четыре года в последний месяц года Ицкалли, вторая — каждые 260 дней.
На празднике Ицкалли маленьких детей в возрасте до 4 лет поднимали над землёй за шею и вытягивали конечности, чтобы они быстрее выросли. Ещё им прокалывали мочки ушей, чтобы те могли к тентетлю добавить и ушные украшения. В этой процедуре участвовали взрослые, выбранные родителями — что-то вроде «крёстных отцов» и «крёстных матерей».
Так маленьким ацтекам показывали Москву / Флорентийский кодекс
Другая изюминка этого события — праздник пильяуано (pillahuano), когда алкоголь (пульке) давали даже детям. Можно лишь попытаться представить степень общественного угара в эти дни.
Вторая церемония примерно о том же: детей тянули за пальцы, ноги, шеи, уши и даже носы, чтобы всё это росло в грядущий 260-дневный цикл.
Если прочитанное уже вселяет в вас ужас от негуманности по отношению к детям, крепитесь..
Ложка чили в бочке детства
Воспитание детишек начиналось уже с трёх лет, и до 15 лет занимались этим исключительно родители. Воспитанием мальчиков занимались отцы, а девочек — матери. Надо сказать, что половая принадлежность для ацтеков — это не что-то врождённое. Её нужно было обрести через ключевые церемонии, включающие и повседневные дела, свои для каждого пола.
Кодекс Мендоса в красках рассказывает и показывает нам, как именно воспитывались девочки и мальчики. Кодекс подробно описывает каждый год жизни детей. По мере того, как мы будем продвигаться вперёд по возрастным группам, обратите внимание на две вещи:
Внешний вид детей. Они коротко пострижены и носят одежду, лишь частично повторяющую одежду родителей: мальчики носят накидку, но не имеют набедренной повязки, мáштлатля (máxtlatl). Девочки носят блузку, но не имеют юбки. С 13 лет мальчики начинали носить маштлатль, а длина юбки девочки росла с каждым годом.
На каждый возраст приводится детский рацион, одинаковый для девочек и мальчиков. В три года дети получали половину кукурузной лепёшки в каждый приём пищи, в четыре и пять лет — целую лепёшку. С 6 до 12 лет — полторы, а с 13 лет детям полагалось уже по 2 лепёшки.
Основная причина такой «щедрости»: чревоугодию — бой! К тому же мальчику, будущему воину, нужно привить дисциплину — во время похода на войну ему, возможно, придётся несколько дней идти без еды. Лишь во время ритуальных пиров молодежи разрешалось есть больше.
Далее будут однотипные изображения, поэтому пояснения приведу лишь здесь. Голубые кружки означают возраст детей. Голубые завитки рядом со ртом отца и матери означают советы и наставления / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
В три года мальчики и девочки лишь получали ценные советы. Родители рассказывали детям про их кальполли и ту важную роль, которую ребёнок будет играть в будущем в служении своему району и народу. И вот тебе пол-лепёшки, кушай.
В четыре года мальчики начинали заниматься физическим трудом, укрепляющим тело: таскали воду. Девочкам же показывали, что такое веретено и прялка (на картинке они лежат на циновке).
Возраст 5 и 6 лет. Думаю, пояснения не требуются, разве что про красный щит внизу — так обозначается рынок, на котором парни подбирают зёрна кукурузы и фасоли, упавшие у торговцев / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
В пять лет мальчики таскали небольшие связки дров и тростника, в том числе на рынок, а девочек учили держать прялку и веретено для прядения.
В возрасте шести лет мальчики орудовали на рынке — подбирали всё, что могло упасть у торговцев. Девочки пробовали прясть грубое волокно. Помимо этого, конечно, детей просили (или заставляли) делать и другие разные задания. Таким образом, дети были заняты с утра до вечера — так из распорядка дня исключались безделье и праздность, а стало быть и пороки, которым могли поддаться дети, будь они лентяями.
Возраст 7 и 8 лет. Вероятно, с 8 лет дети могли получать конкретного леща — далее все изображения будут носить довольно жестокий характер / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
В семь лет мальчики учились управляться с рыболовной сетью, а девочки продолжали учиться прядению.
В восемь лет дети начинают познавать, что такое боль. Кодекс изображает плачущих мальчика и девочку перед своими родителями, на этот раз выглядящими грозно. Так представлен процесс наказания детей за то, что они врут. Родители говорят им: «Ещё раз обманешь — буду тебя тыкать вот этими шипами агавы, что перед тобой лежат», а дети в страхе трясутся и плачут. Но, видимо, больше не врут.
Возраст 9 и 10 лет — воспитание приобретает недетские масштабы/ © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
Нет, поторопился я с выводами... В девять лет, если дети продолжали пакостить и не слушаться родителей, угрозы тыкать шипами становились реальностью. Причём если девочки отделывались простым протыканием рук, то мальчики огребали по-полной: раздетые догола и связанные по рукам и ногам, они, вероятно, очень жалели о своём поведении во время сеанса ацтекского иглоукалывания.
Если и этих уроков было мало, с десяти лет родители переходили к битью детей палками и обзывательствам. Здесь, судя по изображениям, связывали уже девочек.
Внизу справа в виде серой люстры с красными покеболами изображено ночное небо, полное звёзд / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
В одиннадцать лет непокорных детей наказывали ещё более изобретательно — заставляли дышать дымом от горящего перца чили.
В двенадцать лет лентяев и бунтарей связывали и голыми заставляли лежать в грязи («влажная земля» — это ведь грязь, да?) целый день. «Полежи и подумай о своём поведении», — говорили отцы. Девочкам же приходилось в наказание подметать дом и улицу, вставая до восхода солнца.
Последние два года перед началом школьного обучения / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
Фух, с наказаниями, похоже, закончили. В тринадцать лет мальчики также таскали грузы (на изображении связки тростника) рассекали каналы города на лодках. Девочки мололи кукурузные зёрна для приготовления лепёшек, готовили еду — рядом с ней изображен кувшин и очаг из трёх камней с комалем (комáль — местная сковородка, по виду напоминающая круглый противень).
С 13 лет объём пайка увеличен до двух лепёшек (наверное, как награда за предыдущие годы страданий).
В четырнадцать лет парни рыбачили на озере Тескоко, умело управляясь с сетями. Девушки уже могли прясть хорошего качества одежду из хлопковой ткани.
Кодекс Мендоса говорит, что в 15 лет отец отправляет сына либо в кальмекак под крыло жреца, либо в куикакáлли — Дом Песен, где обучали песням, танцам и игре на инструментах / © Bodleian Libraries, University of Oxford, CC-BY-NC 4.0
И вот, наконец, молодым людям исполняется пятнадцать лет! Мальчики пренепременно идут в школу. Девочки в принципе уже могут выходить замуж, но, скорее всего, тоже идут учиться.
О начале обучения в 15 лет говорится в Кодексе Мендоса. В других источниках также утверждается, что в школу ребёнка могли отдать и до 15-летия — годам к шести. Иногда отдавали сразу после того, как дитя научилось ходить.
Так или иначе, пора собирать портфель, скоро в школу!
Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!
© mexicalli
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения