Санкции и производство

Здраствуйте дорогие читатели. Сегодя мы отвлечемся от прошлого энергетики (статья 1, статья 2, статья 3) и поговорим о возможном будущем, о тех возможных проблемах с оборудованием, с которыми лично я уже начал сталкиваться сейчас.

Для тех, кто зашел на канал впервые — меня зовут Олег, и я работаю инженером в электрическом цехе ТЭЦ. В мои задачи входят организация технического обслуживания и ремонта электрического оборудования (бумажная работа) и решение различных практических проблем во вторичных цепях управления, защиты и мониторинга электрооборудования.

Предыстория

ТЭЦ, на которой я работаю, строилась в славные времена, примерно с 2011 по 2013 год. Энергоблок (парогазовая установка или ПГУ) состоит из газотурбинной установки (ГТУ) компании General Electric (GE), котла-утилизатора (КУ) и паротурбинной установки (ПТУ) отечественного производства. По завершении строительства GE оказывала нам услуги по полному сервисному сопровождению своего оборудования в соответствии с их внутренними регламентами и с учетом наших технических требований. В принципе, больших проблем с оборудованием GE у нас не было.

Отдельно хочу рассказать об особенном подходе к работе специалистов GE. На время проведения работ все двери в цех закрывались. Оставляли только одну дверь, у которой стоял охранник. Составлялся список сотрудников, не принадлежащих к GE, кто имел право входить в цех и наблюдать за работой специалистов GE. Все имеющие доступ регистрировались в журнале у охранника. Таким образом, даже мы, заказчики, были не очень желанными гостями на нашем же объекте во время работы GE.

Но вот хорошие времена закончились, и в 2022 году началось "волшебство". Иностранные компании начали массово покидать нашу страну, и GE не стало исключением. Мы остались без сервиса, и проблемы не заставили себя ждать.

В этом (2024) году, после планового летнего ремонта, мы долгое время не могли запустить блок в работу. Причиной этому стала вот эта коробочка:

Санкции и производство Электрика, Инженер, Электричество, Длиннопост, ТЭЦ, Энергетика (производство энергии), Санкции, Импортозамещение, Запчасти, Промышленность, Политика

Контроллер Siemens SICAM ТМ 1703-АСР

Это контроллер Siemens SICAM 1703. Он представляет собой своего рода информационно-обменный узел данных между полевым электрооборудованием и различными устройствами: главным компьютером MARK VI (управляет всей ГТУ), терминалами релейных защит, блоками возбуждения и др.

На нем горел красный светодиод "ER". Согласно инструкции Siemens (много букв и мало толка), горение этого светодиода могло означать целую плеяду проблем: проблемы с софтом, внутренняя поломка контроллера, проблемы с периферийным оборудованием и др. К слову о периферии этого контроллера: она выглядит вот так:

Санкции и производство Электрика, Инженер, Электричество, Длиннопост, ТЭЦ, Энергетика (производство энергии), Санкции, Импортозамещение, Запчасти, Промышленность, Политика

Перефирийные модули контроллера сикам

Что это такое и как это работает.

Грядка периферийных модулей состоит из следующих элементов:

В черной рамке - модули преобразования полевых дискретных сигналов (входа и выхода). Простыми словами, если в квартире включить свет в какой-то комнате, модуль входов сообщит эту информацию контроллеру SICAM, а тот, в свою очередь, может попросить какой-нибудь модуль выходов выключить свет в этой же или другой комнате. Полевые модули передают информацию модулю преобразования полевых сигналов (в красной рамке) через шину ТМ.

В красной рамке - модуль преобразования сигналов от полевых модулей по шине ТМ в сигнал по USB/RS. Далее эта информация направляется в контроллер SICAM или принимается от него.

В желтой рамке - модуль питания преобразователя сигналов и полевых модулей. Он также обеспечивает питание для шины ТМ.

Санкции и производство Электрика, Инженер, Электричество, Длиннопост, ТЭЦ, Энергетика (производство энергии), Санкции, Импортозамещение, Запчасти, Промышленность, Политика

Упрощенная схема работы оборудования сикам 1703

Сам контроллер состоит из материнской платы и плат расширений. Эта модульная конструкция позволяет адаптировать оборудование под конкретные нужды.

Решение проблемы

Первое, что можно было бы сделать, это подключиться к контроллеру и считать его лог-файл. Однако для этого нужно иметь специальный преобразователь, специальный кабель к этому преобразователю, программное обеспечение ToolBox и самое главное — проект.

Проект — это программа, по которой работает контроллер. Он хранится в компилированном виде на флешке, которая вставлена в контроллер. В случае поломки контроллера флешка переставляется в рабочий контроллер, и ничего настраивать не нужно. Однако такой проект бесполезен при использовании программы ToolBox и подключении к контроллеру с компьютера. Нужен был именно оригинальный, некомпилированный проект. Его у нас не было. К слову, его нет и у GE. Этот программный проект, а также проект оборудования в целом, разрабатывался подрядчиком GE — фирмой Andritz Hydro, и они никому не дают свои проекты. Сами Andritz Hydro, как и Siemens, покинули нашу страну.

Каким-то чудом мы нашли для покупки два контроллера SICAM, несколько внутренних плат и из всего этого собрали один рабочий контроллер. Вставили флешку (как оказалось, и тут были нюансы, которые в инструкциях не описаны, нам их подсказали по секрету) и контроллер ожил. Светодиод "ER" на контроллере погас, а на дополнительных модулях загорелись светодиоды "RY", что означает их готовность к работе.

Санкции и производство Электрика, Инженер, Электричество, Длиннопост, ТЭЦ, Энергетика (производство энергии), Санкции, Импортозамещение, Запчасти, Промышленность, Политика

RY горит значит все норм.

Это ещё одна грядка дополнительных модулей, которые сообщают аналоговую информацию (простыми словами — сколько вольт в рИзетке) контроллеру.

Теперь, после всех приключений, проблема стала очевидной. На дополнительных модулях не было готовности, но на них также не горел и светодиод "ER", что означало их исправность, но потерю связи с контроллером. Зато светодиод "ER" горел на самом контроллере, что означало проблему в нём, а точнее, в плате получения информации по USB. Есть ещё грядка модулей, которые передают информацию в контроллер по Ethernet, и на этих модулях была готовность.

На решение этой головоломки мы потратили значительную сумму денег и примерно 7-10 дней и ночей, привлекая сторонних специалистов.

Выводы: санкции работают.

Во вступлении я упомянул, что КУ и ПТУ нашего производства, и это так. Но я имел в виду само оборудование. Его электронное оснащение: датчики, контроллеры и т.д., чаще всего иностранного производства. Вся эта электроника устаревает сама по себе. Её просто снимают с производства и заменяют на более новые технологии (а может, просто делают деньги, выпуская то же самое с минимальными улучшениями, но несовместимое с текущим оборудованием). Запчасти для ремонта западного оборудования становится невозможным купить — по сути, мы покупаем то, что осталось на складах. Всё это скоро закончится, и нового не привезут. А работать как-то надо. Обычно для этих целей предусмотрена модернизация — переход на новые технологии. Но и тут возникает проблема. В моём случае мы не знаем всех деталей. У нас есть контроллер и много других контроллеров, и есть центральный компьютер MARK VI. Но как всё это взаимодействует друг с другом в полном объёме, мы понять не можем. Нельзя просто заменить SICAM 1703 на контроллер с таким же функционалом, но другой фирмы. Мы не сможем его интегрировать в существующие процессы. Да и что мы можем поставить взамен? Китайское решение. Но китайцы сегодня друзья, а завтра могут перестать ими быть, и мы придём к тем же проблемам — нет оборудования. Ждать отечественные решения? Надеюсь, они появятся в ближайшем будущем, но уверенности в этом нет. А пока мы работаем с тем, что есть. В этот раз санкции нам обошлись очень дорого (запчасти + специалисты + простой = очень много потерянных денег), но всё же мы запустились.

Проблема ещё и в отсутствии специалистов. Имея оборудование, нужно уметь с ним работать. Возвращаясь к моему примеру — нужно быть узким специалистом в направлении контроллеров Siemens, заниматься только этим и получать за это деньги. У нас же чаще всего принято, что вот вам производство, и вы специалисты по всему, что тут установлено. Но так не работает. Да, я могу разобраться в общем и целом в работе контроллера. Я понимаю общие принципы и могу сделать заключение на уровне — "дядя, я знаю, что у вас сломалось — машина". Да, я могу заменить модули. Но я не могу знать особенностей программирования контроллера SICAM. Я не могу к нему подключиться. Не могу его перенастроить. Я не обучался для такой работы. Я всего лишь эксплуатационный персонал, конкретно в направлении РЗА - первая ступень в решении данной проблемы.

Я точно знаю, что существует как минимум ещё одна ТЭЦ, похожая на мою. Думаю, и проблемы у нас похожие. А сколько ещё производств построено на западном оборудовании. Какие проблемы у этих производств? Какие проблемы у нас? Страна одна, и мы тут живём. Если проблемы у меня на ТЭЦ, то электричества и отопления не будет не только лишь у меня.

Я не хочу сгущать краски. Я лишь описал реальную ситуацию, лишь один пример работы санкций, которые, как мы знаем, не очень-то и работают. Нам же не будут врать наши собственные СМИ касаемо санкций? Не будут же?

Хотелось бы в комментариях услышать ваше мнение о ситуации на производствах, да и просто хочется видеть обратную связь от подписчиков и читателей моего канала.

Надеюсь, я не сильно вас утомил длинным постом и было интересно.

До новой встречи в следующей статье.