Самый актуальный роман ужасов на данный момент "Кочегарка"
Бентли Литтл, конечно, меня удивил. Сначала он удивил меня прекрасным рассказом «В комнате», который я прочитал в антологии «Вечерний свет». Рассказ задавал настроение в стиле Твин Пикс, странно, тревожно, сюрреалистично. А потом я прочитал The Burning (Кочегарка?). И здесь стоит сказать, что для большинства любителей западного современного хоррора, существует три фигуры. Конечно, Стивен Кинг, Дин Кунц, и вот где-то между ними, молодой и свежий (всего-то 59 лет) Бентли Литтл. Ну, это из ныне живущих. К слову, мужик затворник со всеми вытекающими: мало интервью, журналы отказываются его печать и прочие тяготы ремесла. Как бы уже чувствуется аура утонченной фигуры. Я и сам рассчитывал, что книга будет разделять настроение и стиль вышеупомянутого рассказа. Но как-то совсем прогадал.
Признаться от серии, которая называется «Стивен Кинг поражен…», ожидаешь как минимум, ну, слегка удивиться. Раз уж сам Кинг в шоке, то ты, мелкий человечек, вообще должен в осадок выпасть. Конечно, потом быстро вспоминаешь, что Стиви вообще от всего поражен, а фильм Темная Башня нормальный, но не будем об этом. Единственный вопрос, который возникает после прочтения — почему Джордан Пил еще не взялся за экранизацию?! Это его пациент. Было бы очень в тон настроения.
Много персонажей. Много действий. Но мало смысла.
Литтл начинает сливать интригу с первых страниц, прологом намекая на суть происходящего. И если у вас есть две извилины, то вы быстро поймете основной костяк истории. Но, к сожалению, у персонажей, которые будут бегать туда-сюда по сюжету, голова спроектирована на манер терминатора-убийцы REV-9 из последнего фильма. Т.е мозговая активность отсутствует априори. И ладно бы, если этих персонажей было бы пара от силы, но здесь как минимум 5-7 действующих героев, которые не связаны между собой. Тогда начинаешь думать, что Литтл ловко соберет клубок к финалу, а роман будет напоминать «Безнадегу» Кинга, где разношерстные герои в итоге встретятся, и превозмогут. Но нет. Они просто очень глупые. И в этом основная боль всего хронометража — смотреть на то, как персонажи глазеют в упор на проблему, но продолжают ее игнорировать и не понимать. Хочется кричать: «Алло, ну все же очевидно! даже ребенок, и тот бы понял». Ну и классическое в такой ситуации — много персонажей, значит все контурные зарисовки, которые отличаются лишь именем. И это при довольно внушительных 377 страницах мелким шрифтом. Все кажется очень затянутым.
Сюжет - сценарий для Джордана Пила.
Но если атрофированные мозговой активностью персонажи, прыгающий, как кенгуру сюжет, и миллион действий одновременно, вас не смущает, то сюжет может порадовать. Сюжет, я считаю, конфетка для постхоррора из-под руки Джордана Пила. Поезд-призрак, который собран из мертвецов этнического меньшинства, убивает, давит и кошмарит предков белых расистов-угнетателей. Мощно. Но ресурс, очевидно, использован не на полную силу. Здесь вырастает еще одна важная проблема текста — Бэнтли Литтл ВООБЩЕ не умет нагнетать. Он говорит все прямо. Никакого "ВАУ" эффекта, или хотя бы немного страха там, или на крайняк модных джам-скримеров, не будет. Если в доме есть привидение, то персонаж встретится с ним в тот же день, когда о нем узнал. Это вообще что?) Зачем так? Единственный момент, который работает как хоррор, длится ровно пару страниц. И да, там будут дети, и пчелы, которые образуют своей массой лицо… Авраама Линкольна. Все ради формы, но опять без смысла. Единственное, что может подарить рысканье по страницам этого романа - какие-никакие крошки истории Америки, сноски, и другая вата, которой набит этот монстр. Но это явно не то, что вы ожидали от хоррора.
Приехали. Конечная.
Если попытаться обобщить и сделать вывод, то можно найти пару плюсов, столько же теоретически интересных сюжетных ходов, и кучу пробелов, ненужных описаний, пустых диалогов, и немощь в нагнетание. Какие-то тени, которые питаются спермой, поезд-призрак сначала один, потом их несколько. Зачем, почему? Ожившие мертвецы, привидения, черная плесень, которая заставляет людей беситься и пробуждать в себе ярый расизм. Даже Белый Дом и тот протаранят поездом, но каких-то масштабных разрушений не будет. Хотя все к этому и должно по идее было придти. Финал вообще разрешается максимально корявым образом. Куча людей собирается вместе, подъезжают поезда-призраки с мертвыми, в небе появляется какой-то неописуемый божок, видимо местный из пантеона Лавкрафта. Кажется, что вот-вот начнется великий замес, который поразит своим размахом... Что-то происходит, ты только не понимаешь, и все нормально... Это серьезно, без каких-то личных моих читательских претензий. Кажется, что автор потерял еще страниц 200, или задумывал продолжение. А в итоге, чих-пых, вот финал, вот все счастливы.
***
Конечно, стоит сразу понимать, что вы берете в руки. И я, в принципе, люблю вот такую американскую жвачку, которая пылится на полке еще с 80-х. Когда все просто, когда море крови и всюду мясо, а монстры живут на болотах и древних индейских кладбищах. В таком случае Бентли Литтл, выглядит очень выгодно. Это словно обезжиренная версия того же Стивена Кинга, и куда жестокий двойник Дина Кунца. Без прелюдий, без знакомств — сразу в пекло ада.