Самый актуальный роман ужасов на данный момент "Кочегарка"

Самый актуальный роман ужасов на данный момент "Кочегарка" Зарубежная литература, Современная литература, Длиннопост, Книги, Рецензия, Ужасы

Бентли Литтл, конечно, меня удивил. Сначала он удивил меня прекрасным рассказом «В комнате», который я прочитал в антологии «Вечерний свет». Рассказ задавал настроение в стиле Твин Пикс, странно, тревожно, сюрреалистично. А потом я прочитал The Burning (Кочегарка?). И здесь стоит сказать, что для большинства любителей западного современного хоррора, существует три фигуры. Конечно, Стивен Кинг, Дин Кунц, и вот где-то между ними, молодой и свежий (всего-то 59 лет) Бентли Литтл. Ну, это из ныне живущих. К слову, мужик затворник со всеми вытекающими: мало интервью, журналы отказываются его печать и прочие тяготы ремесла. Как бы уже чувствуется аура утонченной фигуры. Я и сам рассчитывал, что книга будет разделять настроение и стиль вышеупомянутого рассказа. Но как-то совсем прогадал.
Признаться от серии, которая называется «Стивен Кинг поражен…», ожидаешь как минимум, ну, слегка удивиться. Раз уж сам Кинг в шоке, то ты, мелкий человечек, вообще должен в осадок выпасть. Конечно, потом быстро вспоминаешь, что Стиви вообще от всего поражен, а фильм Темная Башня нормальный, но не будем об этом. Единственный вопрос, который возникает после прочтения — почему Джордан Пил еще не взялся за экранизацию?! Это его пациент. Было бы очень в тон настроения.

Много персонажей. Много действий. Но мало смысла.
Литтл начинает сливать интригу с первых страниц, прологом намекая на суть происходящего. И если у вас есть две извилины, то вы быстро поймете основной костяк истории. Но, к сожалению, у персонажей, которые будут бегать туда-сюда по сюжету, голова спроектирована на манер терминатора-убийцы REV-9 из последнего фильма. Т.е мозговая активность отсутствует априори. И ладно бы, если этих персонажей было бы пара от силы, но здесь как минимум 5-7 действующих героев, которые не связаны между собой. Тогда начинаешь думать, что Литтл ловко соберет клубок к финалу, а роман будет напоминать «Безнадегу» Кинга, где разношерстные герои в итоге встретятся, и превозмогут. Но нет. Они просто очень глупые. И в этом основная боль всего хронометража — смотреть на то, как персонажи глазеют в упор на проблему, но продолжают ее игнорировать и не понимать. Хочется кричать: «Алло, ну все же очевидно! даже ребенок, и тот бы понял». Ну и классическое в такой ситуации — много персонажей, значит все контурные зарисовки, которые отличаются лишь именем. И это при довольно внушительных 377 страницах мелким шрифтом. Все кажется очень затянутым.


Сюжет - сценарий для Джордана Пила.
Но если атрофированные мозговой активностью персонажи, прыгающий, как кенгуру сюжет, и миллион действий одновременно, вас не смущает, то сюжет может порадовать. Сюжет, я считаю, конфетка для постхоррора из-под руки Джордана Пила. Поезд-призрак, который собран из мертвецов этнического меньшинства, убивает, давит и кошмарит предков белых расистов-угнетателей. Мощно. Но ресурс, очевидно, использован не на полную силу. Здесь вырастает еще одна важная проблема текста — Бэнтли Литтл ВООБЩЕ не умет нагнетать. Он говорит все прямо. Никакого "ВАУ" эффекта, или хотя бы немного страха там, или на крайняк модных джам-скримеров, не будет. Если в доме есть привидение, то персонаж встретится с ним в тот же день, когда о нем узнал. Это вообще что?) Зачем так? Единственный момент, который работает как хоррор, длится ровно пару страниц. И да, там будут дети, и пчелы, которые образуют своей массой лицо… Авраама Линкольна. Все ради формы, но опять без смысла. Единственное, что может подарить рысканье по страницам этого романа - какие-никакие крошки истории Америки, сноски, и другая вата, которой набит этот монстр. Но это явно не то, что вы ожидали от хоррора.

Приехали. Конечная.
Если попытаться обобщить и сделать вывод, то можно найти пару плюсов, столько же теоретически интересных сюжетных ходов, и кучу пробелов, ненужных описаний, пустых диалогов, и немощь в нагнетание. Какие-то тени, которые питаются спермой, поезд-призрак сначала один, потом их несколько. Зачем, почему? Ожившие мертвецы, привидения, черная плесень, которая заставляет людей беситься и пробуждать в себе ярый расизм. Даже Белый Дом и тот протаранят поездом, но каких-то масштабных разрушений не будет. Хотя все к этому и должно по идее было придти. Финал вообще разрешается максимально корявым образом. Куча людей собирается вместе, подъезжают поезда-призраки с мертвыми, в небе появляется какой-то неописуемый божок, видимо местный из пантеона Лавкрафта. Кажется, что вот-вот начнется великий замес, который поразит своим размахом... Что-то происходит, ты только не понимаешь, и все нормально... Это серьезно, без каких-то личных моих читательских претензий. Кажется, что автор потерял еще страниц 200, или задумывал продолжение. А в итоге, чих-пых, вот финал, вот все счастливы.

***

Конечно, стоит сразу понимать, что вы берете в руки. И я, в принципе, люблю вот такую американскую жвачку, которая пылится на полке еще с 80-х. Когда все просто, когда море крови и всюду мясо, а монстры живут на болотах и древних индейских кладбищах. В таком случае Бентли Литтл, выглядит очень выгодно. Это словно обезжиренная версия того же Стивена Кинга, и куда жестокий двойник Дина Кунца. Без прелюдий, без знакомств — сразу в пекло ада.