Самолечение - дорога к отказавшим почкам

Всем привет! Я продолжаю делиться с вами поучительными историями.

Сегодня мы начнём опять с нашей четы Орловых, хотя в этой истории они не главные герои.

Напомню вам, мои читатели, что Орловы любят вместе по утрам добираться до работы. Никита подвозит жену Клару до её работы и отправляется в свой офис. Никита — важный руководитель разработчиков в довольно успешной IT-компании. Руководить — это настоящее призвание Орлова, он действительно на своём месте. И что примечательно, Никита на работе и Никита дома — два разительно отличающихся друг от друга человека. Как вы помните, свою жену он холит и лелеет, часто уступая и поддакивая ей (в разумных пределах). Но на работе Никита вовсе не уступчивый, он — строгий руководитель (хотя тоже в разумных пределах). Орлов уважает пунктуальность, поощряет ответственность и исполнительность, требует от всех своих сотрудников соблюдения трудовой дисциплины и дедлайнов, и сам является отличным примером работника.

В компании, где работает Никита, разрешена удалённая работа и потому не все члены его команды находятся в офисе, работая из дома. Но все они прекрасно знают и беспрекословно соблюдают утренний распорядок рабочего дня, который утвердил их начальник. Никита всегда в офисе около 9:00. В 9:15 все, кто тоже сегодня с ним в офисе, собираются в его довольно просторном кабинете, а остальные подключаются по видеосвязи. Никита проводит утреннее совещание, где каждый член его команды отчитывается о проделанной работе. Контроль выполненных объёмов — это один из важнейших моментов в любой сфере, а уж тем более в IT, где всё быстро меняется и постоянно оставаться актуальными получается только у тех, кто жёстко соблюдает дедлайны. Самодисциплина и тайм-менеджмент — девиз Никиты.

В целом, Орлов доволен своей командой, все они ответственные ребята, но конечно, как и у всех руководителей, у Никиты есть любимчики. Один из них — Артур — наш сегодняшний главный герой.

Артур даже Никиту поражает своим уровнем самодисциплины. Ему 24 года, и он всего как полгода работает в этой компании, сразу после ВУЗа. В первые две недели Артур привлекал к себе много внимания. Коллеги, да и начальник Никита, подметили, что тот будто бы живёт по строгому распорядку. У Артура есть блокнот, в который он постоянно что-то записывает, какие-то показатели, которые даже вроде оформлены в виде таблички. Ест он только в определённые часы, даже скорее минуты, поскольку о каждом приёме пищи его предупреждает негромкий будильник, срабатывающий то на смартфоне, то на его смарт-часах. Возможно он придерживается так называемого ПП-питания (правильного питания) — с строгим подсчетом каллорий. Но действительно настораживающую особенность в новом сотруднике подметила уборщица Валентина Петровна.

— Никита Сергеич, — Валентина Петровна всегда обращается к Орлову по отчеству, хотя тот младше её лет на 40, — мне кажется, наш новенький — наркоман.

— Валентина Петровна, поделитесь со мной своими наблюдениями, — Никита привык к «докладам» вечно подозрительной уборщицы и всегда охотно включается в такие обсуждения, хоть и с шутливым настроением.

— Артур этот ходит в туалет и я как то видела, что он делал себе укол в живот Вот.

Что же, Никите в этот раз пришлось серьёзно отреагировать на «доклад» уборщицы. Он поблагодарил её за бдительность, правда тут же уверив её, что у Артура точно нет никаких пагубных привычек. Однако, и с Артуром Никита решил тоже побеседовать, что он и так уже планировал, ведь наблюдательный Орлов и сам уже понимал, в чём «особенность» его нового сотрудника.

— Артур, можно задать тебе личный вопрос? — начал беседу Никита, как только Артур по его просьбе зашёл к нему в кабинет.

— Да, конечно, Никита Сергеевич.

— У тебя диабет?

Самолечение - дорога к отказавшим почкам Медицина, Поликлиника, Врачи, Лекарства, Здоровье, Почки, Диализ, Больница, История болезни, Лечение, Самолечение, Длиннопост

Артур улыбнулся: — Верно. Мне кажется, я из-за своих привычек немного выделяюсь.

— Так и есть. Извини, но могу ли я поделиться с твоими коллегами этой личной информацией о тебе. Думаю, всё же стоит им рассказать, а то вон Валентина Петровна уже успела себе насочинять, что ты наркоман.

Артур посмеялся и согласился. Он привык ко всяким теориям о себе ещё со школьных времён. Он с детства болен диабетом 1-го типа, прошёл огонь и воду детских поликлиник и стационаров, и вырос настоящим бойцом с налаженной системой «самообороны» от прогрессирующего заболевания.

*Тут для справки отмечу, что диабет 1-го типа — это неизлечимое заболевание, вызванное «поломкой» в иммунной системе организма человека. В результате в нём образуются антитела, которые «путают» родные бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин, с чем-то чужеродным и убивают их. А инсулин — один из важнейших гормонов в нашем организме, он отвечает за перенос глюкозы (сахара) из крови в клетки. В свою очередь клетки перерабатывают глюкозу в энергию. Также инсулин регулирует выработку глюкозы печенью. Получается, что человек, заболевший диабетом, остаётся без критически нужного гормона. К счастью, уже давно придумали уколы инсулина, чьё качество растёт из года в год, а в совокупности с другими профилактическими методиками, диабет перестал быть обязательно смертельным заболеванием.

И как в нашей стране принято: если в абсолютной строгости соблюдать рекомендации врачей (в этой сфере главные специалисты — эндокринологи), то люди с такой болезнью часто живут не меньше здоровых. - а про это я расскажу отдельно, так как современная наука позволила отойти от МУЧНОЕ НЕЛЬЗЯ! ВСЕ СТРОГО ПО ЧАСАМ и т.п.

Артур уже к студенческому возрасту знал большинство рекомендаций на зубок, выстроил себе почасовой распорядок дня. Он измеряет уровень гликемии (сахара) перед каждым приемом пищи. Составляет меню на неделю, с четким подсчетом хлебных едениц в каждом блюде.

Самолечение - дорога к отказавшим почкам Медицина, Поликлиника, Врачи, Лекарства, Здоровье, Почки, Диализ, Больница, История болезни, Лечение, Самолечение, Длиннопост

*Хлебные еденицы - это условная еденица углеводов в продукте, помогаюшая подсчитать необходимую дозу инсулина.

А любой кусочек торта(без подсчета хлебных едениц и допольнительного введения инсулина) может привести к гипергликемии (когда сахара в крови слишком много). Что касается инсулинотерапии, то в ней Артур разбирается не хуже эндокринолога, и никогда не позволял себе пропускать уколы инсулина или жить без обеспеченного запаса.

— У меня с 18 лет ни одного случая гипогликемии или гипергликемии, — гордо он подытожил рассказ Никите, хотя и прозвучало это как оправдание — Артур не хочет показаться обузой для коллектива. От себя добавлю, что наш сегодняшний герой действительно почти невероятный случай, поскольку это большая редкость, когда люди с диабетом 1-го типа столько лет живут без «проблем». Хотя проблемы, как оказалось, есть. Дочитайте до конца.

— Так вот почему ты такой дисциплинированный, — сделал свои выводы Никита.

— У меня не было выбора. Я хотел для себя нормальную жизнь. А с моим диабетом нормально жить получается только в условиях жёсткого самоконтроля.

— Ну возможно ты и без диабета был бы таким замечательным исполнителем. Во всяком случае знай, что мы готовы оказать тебе любую помощь и поддержим тебя всегда, так что прошу не скрывай свой недуг. Ребятам будет легче с тобой наладить контакт и ты быстрее вольёшься в команду, если мы будем знать о тебе и твоей болезни немного больше. Я ребятам передам, они, конечно, тоже могли сами подойти поинтересоваться.

— Хорошо. А я пойду расскажу Валентине Петровне, а то вдруг ещё какие-то теории про меня придумает, — пошутил Артур.

— Мне кажется, она уже всё знает. Ты как зашёл, она уж больно тщательно начала мыть пол сразу за дверью кабинета, да, Валентина Петровна? — немного громче добавил Никита.

Уборщица бесцеремонно зашла в кабинет, подхватила Артура под руку, не обращая внимания на начальника, и повела его в сторону его рабочего места.

— Ну что ж ты, милый, не рассказал мне ничего. Я хоть и старая, а многое знаю. У меня подруга всю жизнь мается с диабетом. Чего только не поведала я с ней. Но она мне всё рассказывает. А как же? Ведь болячка такая, нужна поддержка. Ты женатый?

— Нет ещё, — с улыбкой отвечал Артур.

— А надо и поскорее. Жёнка и уколы тебе будет делать, и рядом спать, а чего вдруг случится ночью? Ты, милый, зачем колешь себя в туалете? У нас медкабинет есть, ходи туда. Перепугал старую своими шприцами.

— Извините, Валентина Петровна, я не хотел.

— Да чего уж тут. Ну ты молодец, такая дисциплина у тебя. И кушаешь только в нужное время, и пишешь там себе в блокнот чего-то постоянно.

— Это я показатели сахара в крови контролирую у себя.

— Знаю. У подруги часто больше 6.

— А надо, чтобы было на уровне 6 или меньше, вот я и контролирую.

— Батюшки, ты себе палец колешь так часто?

— Нет, — с улыбкой отвечает Артур. — Палец колю не всегда, когда есть возможность наклеиваю специальный пластырь - Либра - он мне все данные передает на телефон.

— Ой все эти ваши новые штуки всё равно работают хуже, чем проверенные старые методы, — качает головой Валентина Петровна.

— Валентина Петровна, ну наука же не стоит на месте.

— Всё-то ты знаешь. Вот и правильно. Подруга моя вот сколько лет с диабетом, а чуть не каждую неделю у врача ходит что-то спрашивает. Ты-то наверное у своего любимый пациент, никаких проблем с тобой.

— Я совсем беспроблемный. Я с 18 лет как выстроил свой распорядок дня, так и не хожу к эндокринологу. Считаю, что в этом нет необходимости, раз я и так всё знаю.

Валентина Петровна на это в ответ неодобрительно покачала головой.

— Врачи всё равно больше знают. Обязательно покажись, а то ты думаешь, что у тебя всё хорошо, а в организме может что незаметно ухудшается.

Ну а здесь, Петровна, была права.

Артур в итоге рассказал коллегам, что за необычный у него блокнот и чем он так строго питается, словом, поделился о своём диабете. Команда у Никиты действительно хорошая, потому Артуру выказали абсолютную поддержку и тот в ответ стал чуть ли не лучшим их дополнением. Натренированный жить по графику, Артур стал составлять подобие графиков и для всех процессов в работе над проектами компании. «Покровитель дедлайнов» называют его в команде.

Всё шло у Артура очень даже хорошо до недавнего времени. Наш «идеальный пациент» вдруг стал ощущать некоторое постоянное недомогание: снизился аппетит, постоянное чувство тошноты. Ничего оригинального Артур не придумал, поставив сам себе диагноз — отравление. Он решил уйти на больничный, но остался на связи с коллегами для решения некоторых неотложных вопросов.

Так прошло трое суток. Никита, после очередного рабочего дня, как всегда захватил и жену по дороге домой. Ехали они в тишине, что было нетипично. Клара ещё подметила, что Никита чем-то загружен.

— Ты чего такой задумчивый? Что-то на работе приключилось?

— Да. Артур у нас на больничный ушёл и три дня уже как в чате отписывается, что никаких улучшений, — ответил озабоченно Никита.

— Это у которого диабет? — обеспокоилась уже Клара.

— Он самый.

— А что с ним?

— Да вроде как началось всё тошнотой и отсутствием аппетита, а теперь ещё и про слабость пишет и ещё что-то.

— А скорую то он вызывал или может ему до больницы доехать?

— Да он уверен, что он «Википедия» по диабету и это никак не связано с этой болезнью.

— Ну сам помнишь, что такая уверенность в итоге полнейшее заблуждение. Уговаривай его обратиться к доктору.

— Он вроде с 18 лет даже не наблюдался у эндокринолога.

— И это с диабетом-то? Всё, пиши ему сейчас же. Пускай вызывает скорую.

В итоге Артур после двух дней уговоров на пятый день недомогания вызвал скорую помощь.

Сразу напишу, что «отличник самообороны от диабета» оказался тем ещё «двоечником». Основная причина смерти при диабете - это вовсе не колебания уровня сахаров в крови - а осложнения, провоцируемые этим заболеванием. Как правило, слабым звеном становятся сосуды, нервы, почки, сердце и глаза. Если поддерживать уровень сахара в крови меньше 6, вероятность осложнений невысока. При его повышении в организме запускаются процессы, которые могут привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до тяжелой почечной недостаточности и ампутации конечностей.

Артур, как вы помните, не наблюдался у врача с 18 лет. Прошло достаточно времени, чтобы развились осложнения. А ведь в нашей стране для таких больных, у кого серьёзные хронические заболевания, существует система специального диспансерного наблюдения, при котором осуществляется динамическая оценка состояния пациентов. Отсутствие такого наблюдения вылилось в одну значительную прореху в «самообороне» Артура — отсутствие контроля гликированного гемоглобина (показателя уровня сахаров за 3-4 месяца), а также контроля уровня креатинина (показатель функции почек: его уровень обратно пропорционален почечной функции, то есть, чем больше уровень креатинина, тем меньше почечная функция).

Диабет беспощадно поражает почки, одно из самых частых осложнений при этом заболевании.

К сожалению, в первые же сутки нахождения Артура в больнице выяснилось, что его почки перестали работать.

Самолечение - дорога к отказавшим почкам Медицина, Поликлиника, Врачи, Лекарства, Здоровье, Почки, Диализ, Больница, История болезни, Лечение, Самолечение, Длиннопост

Эти органы отвечают за выведение продуктов обмена, в частности мочевины, чего не происходило у нашего героя, вследствие чего у него была вышеуказанная симптоматика. «Идеальному пациенту» без выбора была предложена заместительная почечная терапия, на что он конечно согласился.

А если представить позитивный сценарий для этой истории, то что могло бы быть? Артур ежеквартально проходил бы диспансерное наблюдение в поликлинике (бесплатно, по ОМС) и доктора бы увидели ухудшение функции почек — это медленный процесс, проходящий годами. Пациента направили бы к нефрологу (врач, специализирующийся на заболеваниях почек). И тут могли бы быть два варианта развития событий (которые оба лучше получившегося):

1) Артуру было бы назначено специфическое лечение и потребность в заместительной почечной терапии была бы отложена на неопределённый срок.

2) Если бы поражение почек прогрессировало несмотря на специфическое лечение, то пациенту бы было предложено плановое начало заместительной почечной терапии. Тут нужно отметить, что отдалённые последствия при плановом начале лечения практически отсутствуют по сравнению с экстренным.

Самолечение - дорога к отказавшим почкам Медицина, Поликлиника, Врачи, Лекарства, Здоровье, Почки, Диализ, Больница, История болезни, Лечение, Самолечение, Длиннопост

Мораль моей новой истории следующая. Выборочное соблюдение рекомендаций доктора не приводит ни к чему идеальному, даже если эти некоторые рекомендации (по сути первой самопомощи, без учёта возможных осложнений) выполняются с ревностным перфекционизмом.

Какой бы ответственный, начитанный и умный не был бы пациент, это не заменит минимум 8 лет обучения в медицинском ВУЗе.

А диспансерное наблюдение — вот идеальный готовый, удобный и бесплатный вариант для динамической оценки состояния пациентов с различными заболеваниями. Это лучшая комплексная «самооборона».