Самая необычная курсовая работа по биохимии в моей практике

Всем привет! Из моих преподавательских историй становится заметно, что из всего курса я особенно выделяю курсовую работу. И очень трепетно отношусь к этой части обучения. Ну, вот так, да. Считаю, что именно в процессе написания и защиты курсовой студент получает многие знания, ну и демонстрирует их. В несравнимо большем объёме, чем с билетом на экзамене.

Со своей стороны, помимо всесторонней научной поддержки (можем со студентами допоздна сидеть и обсуждать какие-то вопросы, возникшие по ходу, спорить, ругаться, находить истину), я стараюсь подбирать интересные им темы. Да мне и самой в сто двадцатый раз не хочется особо слушать про инсулин с гликогеном... Среди прочих "фишечек" есть у меня и такая, говорю студентам в начале года: "Если у вас есть какая-то особенно любимая и привлекательная вам область биохимии - придумайте себе тему работы из этой области. Если вам реально хочется и интересно писать про это - я поддержу. Обсудим и зачтём (ну, если там всё грамотно). А учебный план с утверждёнными темами пойдёт лесом Мы никому не скажем, что отошли от учебного плана в этом".

В общем, в биохимии всегда есть место творчеству, ага. Эту "свободную тему" брали регулярно, но всегда озвучивали более-менее обычные предпочтения и идеи. Ребята изучали и докладывали какие-нибудь биохимические особенности разных заболеваний (от чумы до диабета), разных явлений и процессов. Один раз пара студентов предложила написать о биохимических реакциях, протекающих в момент оргазма. Думали меня смутить? Ха три раза. И не такое проходили. Пишите, посмотрим, что получится, послушаем. Защищать-то работу вам! Прилюдно, в аудитории перед всеми рассказывать. А, вам нормальненько? Ну, мне-то тем более норм!

Ну и да, ещё периодически предлагали написать о разных веществах (понятно, каких), их влиянии и участии в разных конвейерах в организме. В общем, бывало всяко, но в рамках.

И всё это были не "самые необычные" темы курсовых, нет. Смутить (а точнее, удивить, ввести в состоянии лёгкого офигевания) удалось другой парочке. Они для начала сказали так:

А можно мы напишем про вампиров? Ну, которые в разных книжках, в фэнтези.

Ребята, ну я конечно всё понимаю, но у нас биохимия, мы в аудитории вуза, храма науки, и всё такое. Давайте как-нибудь ближе к этой самой науке. Фэнтези я люблю, но чётко за пределами этих стен. А если что-то совсем фантастичное звучит в учебной аудитории (на конференциях там, на защите и т.п.), то я наоборот начинаю нервничать и злиться. Задавать неудобные вопросы и некомплиментарно высказываться о качестве проделанной работы/исследования. Оно вам надо?

- Нет, - говорят, - вы не поняли. Мы хотим описать некоторые биохимические процессы, протекающие в организме вампира. Встроить его особенности пищеварения в обычный человеческий метаболизм, расписать, какой набор ферментов там будет работать и т.д. Словом, покажем, что и как будет происходить в подобном организме, как если бы он в реальности существовал. Мы, - говорят, - знаем, что таких вампиров вообще-то не бывает, читали об этом где-то в Acta Biochimica. И, видя, что я в мыслях всё-таки подыскиваю аргументы против этой идеи, обиженно добавили:

Вы же сами сказали, что можно любую интересную тему выбрать. Вот мы хотим эту.

Я немножко непедагогично подвисла. Со мной такое бывает редко, я обычно за словом в карман не лезу и отвечаю быстро и содержательно. Но не в этот раз. Удивили, да.

- Но вы замучаетесь биохимически аргументировать процесс трансформации вампира, - всё-таки предприняла я жалкую попытку пресечь безобразия. - Ну, когда он из человека в летучую мышь превращается. Это такая адская прорва конвейеров (теоретических!!!) в нём должна будет работать, что года вам просто не хватит всю картину придумать и собрать. Оно вам точно надо?

- Ну, что Вы как маленькая! Таких превращений не бывает, это же сказки. (Ах ты заср@нец! А вампиры, значит, ему бывают?!) А вот потребление ими человеческой крови, её потребность, усвоение и т.п. мы распишем биохимически. Ну, как метаболизм человека, только вампира.

Я согласилась. Мне стало интересно, что они такого там напишут и обрисуют. Такого у меня ещё не было. Единственное, потребовала в работе предполагаемый метаболизм вампира сравнивать с человеческим. Каждый описываемый процесс. Заодно и посмотрим, какие знания будут продемонстрированы в реальной, а не фэнтезийной области.

Студенты ушли, а я стала думать, как половчее подать список курсовых в деканат, чтобы это не выглядело издевательством над оным. Цинично написала для этой парочки одну из стандартных скучных тем, которую студенты пишут год за годом, и прокатило. Это к вопросу, соблюдаю ли я вузовские правила и требования, да. :-D Заму декана на словах пояснила, что там на самом деле будет написано (ну всё равно ж узнАют), послушала сокрушённое цоканье, но претензий не возникло).

А работа вышла хорошая. Эти деятели по-честному разбирали биохимию человеческого обмена веществ и тут же выстраивали биохимически обоснованные предположения, как это могло бы быть у вампира, если бы он существовал в реальности. Не скажу, что всё у них получилось прямо идеально, но работа определённо хороша и убедительна, со всеми нужными деталями и подробностями. Я, честно говоря, немного усложнила им задачу, когда отсекла возможные аналогии с разными реальными кровоедящими тварюшками. Ваш фэнтезийный вампир - он что? Он только за человеком охотится же, коровкой-овечкой брезгует. А реальный - нет. Значит, обосновывайте и это. А аналогии не прокатят.

Они обосновали. Привязались к Kell-антигенам и системе комплемента, довольно элегантно. В общем, зачёт.

Вот, вспомнилось. Ребята, если читаете, я вас отлично помню (вы для этого постарались, чего уж там). Вы крутые :)

Пишу на "Злобном мракоборце" всякое. Часто - антиантипрививочное, реже - о других аспектах биохимии и разной там физиологии. Этот текст тоже оттуда.

Самая необычная курсовая работа по биохимии в моей практике Студенты, Курсовая, ВУЗ, Биохимия, Зачет, Длиннопост