Saga Age of Magic и с чем ее едят

Решил написать небольшую обзорную статью местами объективную , а местами субъективную посвященную одному из любимых на текущий момент wargame-ов –Saga Age of Magic.


Статья будет содержать, какое-то количество материалов из книг по Saga , предоставленных исключительно в качестве ознакомления, поэтому в дальнейшем, если вы хотите играть в этот замечательный wargame, рекомендую приобрести книгу правил и необходимые аксессуары.


Сама по себе Saga Age of Magic не является самостоятельной игрой , а представляет из себя специальную надстройку для любителей фэнтези к базовой версии правил игры Saga от Studio Tomohawk . Как и основная игра Saga Age of Magic условно бесплатный wargame в котором производитель не выпускает фигуры для игры, а только предоставляет правила и рекомендации по фигурам.


В отличии от другого любимого мной wargame The 9 Age, который также относится к бесплатным, Saga Age of Magic обладает более низким порогом входа так как относится к типу skirmish, т.е к схватке небольших банд.


Однако не смотря на масштаб игра получается очень глубокой в тактическом плане, а также содержит большой элемент стратегии.


Парадокс Saga состоит в том, что при простых решениях и минимальном количестве вариантов выбора отрядов для армии позволяет получить очень большое разнообразие, даже в пределах одного архетипа и не нагрузить правила лишними расчетами или частым расхождением в трактовках.


Для тех, кто не знаком с игрой сделаю небольшое пояснение в Saga набор армии (банды) ведется на очки (обычно 6 очков для классической Saga и 8 для Age of Magic). В классической Saga есть бесплатный вождь (warlord), а также три основных типа бойцов:

· Дружинники

· Воины

· Крестьяне


Так же существуют дополнения, которые включают в себя специализированные или легендарные отряды (наемники для игры)


В зависимости от того как вы планируете собрать свою армию Вы можете потратить 1очко, чтобы нанять:

· 4 дружинников

· 8 воинов

· 12 крестьян

В зависимости от выбранной армии экипировка бойцов может различаться

Age of Magic добавляет новые типы с учетом мира магии и волшебства и за одно очко можно взять

· Мага (алхимика)

· 2 существ (двуногих - например оборотни, четвероногих- например кентавры, летающих –например гарпии)

· 1 монстра (например, титана – например Древень, бегемота – например огромный тролль, летающий – например дракон, грифон)

· 1 боевую машину ( статичную - например пушка, летающую- например вертолет у гномов)


Всего на текущий момент представлено 6 архетипов армий, внутри которых находятся два варианта легендарных армии с особыми условиями и два уникальных подразделения доступных только этим архетипам.


Выбор состоит из следующего

· Великие королевства

· Повелители природы

· Легионы мертвых

· Орда

· Иномирье

· Мастера подземелий.


И хотя на первый взгляд выбор фигур для армий кажется очевидным, например рыцари это Великие королевства с их паладинами, лесные эльфы как Повелители природы или куда уж проще орки в качестве орды. Варианты сбора армии ограниченны только разумной фантазией.


Кроме этого в игре появляются магические школы представленные

· Энергия

· Свет

· Земля

· Металл

· Время

· Смерть

Каждый маг имеет право выбора 3 заклинаний из двух школ в зависимости от армии. Например, шаман орды может знать одно заклинание металла и два земли. Заклинания имеют три уровня сложности/мощности и при использовании самого мощного варианта заклинания, маг может получить тяжелые магические последствия, вплоть до летального исхода.

Для игры понадобится приобрести (найти) три книги

· Основную книгу правил Saga

· Так называемую книгу битв Book of Battles

· И собственно книгу Saga Age of Magic

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Обложка книги

Игра Saga Age of Magic хороша тем что позволяет собрать армию из различных миниатюр, которые по каким то причинам могли перестать использоваться или являлись частью уже закрытых ранее wargame.

В качестве примера покажу Вам две собранных армии из своих запасов миниатюр на стандартные для игры 8 очков .

Первая армия собраны для игры по листу «Орды» и представляет собой в основной своей массе миниатюры фирмы Cool Mini or Not для закрытого ныне wargame Wrath of Kings. Основу армии составляют могучие двуногие существа представленные оборотнями.

Боевой вождь (warlord) в виде могучего волка с двуручным топором.

Вампирша маг - 1 очко

Лейтенант познавший мудрость востока с двуручным мечом - 0.5 очков

4 прекрасных вампирши в качестве легендарного отряда берсеркеры - 1очко

11 различных оборотней в качестве существ - 5,5 очков.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Вторая армия представлена моделями фирмы Games Workshop для закрытой сейчас игровой системы Warhammer Fantasy Battles и отображает легендарную армию гномов (dwarfs) по листу «Мастера подземелий» с увеличенным лимитом усталости до 4.

Боевой вождь(warlord) на щитоносцах с двуручным топором.

Рунный кузнец в качестве мага - 1 очко

Инженер в качестве лейтенант (алхимика) - 0.5 очков

Органная пушка как статичная военная машина- 0,5 очков

32 воина ,12 с ружьями и 12 с арбалетами, 8 с двуручным оружием- 4 очка.

8 дружинников с - 2 очка

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Так же нам понадобятся листы армий (приказов), специальные кубики приказов и обычные кубики д6, а также измерительный инструмент в виде рулетки или специализированной линейки. Если в игре планируется использовать магов нужны еще кубы магии. Такие специализированные кубики называются Saga dice и представляют собой стилизованные д6 -где 3 стороны обычный символ, 2 стороны необычный, 1 сторона редкая. Для обозначения усталости отрядов можно воспользоваться «марблс»

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Всего в игре существует 4 вида дистанции VS -very short (2 дюйма), S-small (4 дюйма), M- medium (6 дюймов), L — large (12 дюймов). В большинстве своем все пешие модели двигаются и атакуют на дистанцию M , стрелковое оружие обычно действует на дистанции L. Вся эта информация также содержится в книге правил и не вызывает сложностей в освоении. Кроме того определенная местность или манипулирование с усталостью (расскажу ниже) могут уменьшить дистанцию движения или атаки.

Правила расстановки и условия игры(Битвы) определяются книгой битв и являются весьма разнообразными, также правила определяют размер и тип игровой местности и доступное количество элементов местности на поле боя.

Правила «Битвы» так же определяю начально количество кубиков саги которые может использовать первый и второй игрок на 1 ход, а так же условия их использования. В дальнейшем количество кубов Саги для игрока определяется наличием на поле отрядов, которые могут генерировать данный куб, то есть ресурсом игры является ваша армия и чем меньше она будет становиться, тем меньше кубов Саги у вас будет оставаться. Все это также приведено в таблице характеристик армии.

Если говорить о характеристиках в целом они минимальны, что впрочем не сказывается на качестве игры. Они включают в себя броню отряда при стрельбе и в рукопашном бою, агрессию — количество кубов атаки в ближнем и дальнем бою и некоторые специальные правила простые для понимания.

Так например Determination, дает возможность объявить действие боевой единице (юниту) без использования куба саги, а We Obey позволяет отдать приказ дружественному юниту на действие на дистанции не более S.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

В качестве сценария для примера я выбрал Сказания о вызовах. Перед игрой каждый игрок выбирает до 4 доступных вызовов, за выполнение которых, он получает победные очки по таблице и если вызов не будет выполнен, игрок получает штраф по таблице. Оба игрока выбирают простой вызов убить вражеского варлорда. Местность в примере будет служить для красоты, более подробно опишу ее в другой статье. Размер игрового поля обычно составляет 48 на 36 дюймов. Правила расстановки отряды могут быть расставлены в пределах L от своего края стола. Волки выставились максимально близко к противнику, чтобы как можно быстрее атаковать, а вот гномы готовясь стрелять, чуть отошли вглубь своей зоны расстановки.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост
Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

На первый ход «Орда» может использовать только 3 куба саги, результат выпал не совсем ожидаемый, но тем не менее можно его использовать. Тут необходимо небольшое пояснение. Доска приказов в Саге делится на две части . В верхней ее части находятся обычные приказы которые можно активировать неограниченное число раз пока есть кубы саги и нижняя продвинутые приказы, которые можно активировать только 1 раз в ход.

В свою очередь продвинутые приказы делятся на собственно orders-приказы которые должны быть разыграны до любых активации, activation-собственно активации, reaction — реакции на определенные действия или фазу игры и Melee и Shooting действия во время рукопашного боя или стрельбы. А также их сочетания как например Shooting Reaction.

Правила не обязывают игрока тратить кубы саги в тот же ход и их всегда можно запасти на доске приказов, однако ни в один из моментов игры у игрока не может быть больше 8 кубов саги на доске приказов.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Закладываем для Орды следующие приказы

Let The Blood — возможность активировать сразу два юнита для атаки, если на каждом из них не больше чем 1 маркер усталости

Prayers to the old Gods — возможность заменить до 4 кубиков атаки на эквивалентное число кубиков защиты в рукопашном бою и если использовался редкий куб то еще плюс 2 кубика защиты.

Me First! — если первая активация игрока будет атака, то атакующий юнит получит дополнительные 4 кубика атаки в рукопашном бою.


Сделаю небольшую сноску.

Усталость (fatigue или «фатига») или маркеры усталости очень важный элемент игры в Сагу. Каждый раз когда юнит активируется на любое действие после первого, после сражения в рукопашном бою или если рядом разбит дружественный отряд он получает маркер усталости. Некоторые продвинутые приказы позволяют игнорировать получение усталости на вторую активацию или снимать усталость с отряда. Во всех остальных случаях снять усталость возможно только если отряд отдохнет в качестве своей 1 активации или специальным предметом — флагом в отряде. За отдых снять больше 1 го маркера усталости нельзя. У каждого юнита есть предел, больше которого он накапливать усталость не может. Обычно это 3 маркера усталости, как только юнит их получает, он становится «истощенным» и не может активироваться на какие либо действия кроме отдыха, при этом его можно атаковать. «Истощенный» юнит очень плохо сражается в рукопашном бою и очень быстро умирает. Кроме того маркерами усталости противника можно манипулировать в рукопашном бою «увеличивая броню себе/уменьшая броню противнику», при стрельбе «увеличивая броню себе», при движении срезая дистанцию на S за маркер усталости, а также можно отменить активацию вражеского отряда совсем за два маркера усталости. При этом маркеры усталости снимаются.

Как видно из расположенных кубов Саги на доске приказов, ни один из них не заложен на простую активацию отрядов. Однако в Сага есть такое понятие как маневры, что позволяет избегать затягивание игры и ожидать кубы Саги для движения войск. Если юнит еще не активировался в этот ход первой своей активацией он может сделать бесплатное движение на свой маневр, но при этом нельзя подойти к любому юниту противника ближе чем на дистанцию L.

Волки пользуются этим правилом и подходят поближе к гномам

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост
Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Наступает ход гномов. Не смотря, что на поле боя у них большое количество отрядов кубы Саги согласно правилам, дают только варлорд, дружина и три отряда воинов — итого 5. Один из выпавших кубов оказывается редким. Согласно способности, которая есть на каждом листе приказов один редкий куб можно превратить еще в два куба Саги, что гномы и делают, заменив редкий куб на два куба, которые также бросаются для получения результата.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост
Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Примечание - таким образом можно раскрутить доску приказов до максимального количества 8 кубов если будут выпадать редки кубы саги, при это иногда иметь больше приказов важнее чем один для которого требуется редкий куб.

В итоге гномы максимально закладываются в доске приказов на активацию воинов и ставят один куб на способность

Experimental Techniques — если при стрельбе на попадание выпадет 6 то вместо одного попадания оно будет считаться как 2.


За счет правила We obey варлорд может активировать любой юнит кроме себя, пользуясь этим, гномы активируют отряд с ружьями на движение, что бы один из отрядов волков попал. После чего уже за один куб саги воины активируются на стрельбу. Согласно характеристикам воинов количество выстрелов равно половине от числа отряда с округлением вверх. Так как воинов 12, количество выстрелов равно 6. Для попадания нужно бросить на кубике значение равное или больше броне противника от стрельбы. В случае существ, которых изображают волки - броня равна 4. Гномы бросают кубики, но получают только два попадания. Однако у волков есть шанс избежать потерь если будут удачны броски на кубиках защиты. Обычно кубики защиты равны числу попаданий (за исключением случаев с применением разных способностей и приказов). В большинстве случаев для удачной защиты надо выбросит на кубике значение 4+ (4 и выше), что волки и делают, бросив 2 шестерки. Так как это была вторая активация отряда, гномы получают 1 маркер усталости.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Гномы решают попытать удачу на другом фланге и активируют арбалетчиков сначала на движение ,а потом на стрельбу. Дополнительно так как это стрельба активируется способность Experimental Techniques . Из 6 кубиков попадания есть на 4-х, но на двух из них выпало 6, значит благодаря Experimental Techniques суммарно волки получают 6 попаданий. Волки бросают кубики защиты и получают 4 ранения. Однако благодаря тому что все существа имеют встроенное правило Устойчивость(1) (Resilience (1)) они могут заменить ранение на маркер усталости, а правило Внушительный (Imposing) дает им лимит усталости до 4 маркеров. В результате отряд волков не несет потерь, но становится «Истощенным», а гномы получают 1 маркер усталости за 2ю активацию.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Наступает второй ход Волков и они пробуют форсировать события получив хорошие кубы саги для доски. К заложенным ранее 3м кубам на доску добавляются еще 5. У волков сейчас можно было получить 6 кубов саги для броска (5 кубов саги дают 5 отрядов существ и 1 куб варлорд), но так как 3 куба не снимались с доски ,а иметь больше 8 кубов нельзя для броска использовались только 5. Редкий куб саги сразу закладывается для очень важно способности для «Орды» :

For The Horde — способность увеличивает дистанцию атаки противника на S в открытой местности у всех отрядов и не дает противнику манипулировать усталостью для уменьшения дистанции атаки (движения).

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Так как For The Horde относится к Orders, она разыгрывается самой первой до всех других активаций, после чего куб снимается с доски.

За способность варлорда We obey один из отрядов волков выдвигается вперед, второй отряд двигается за счет кубика на доске приказов.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

После этого волки играют способность Let The Blood , и объявляют атаку. Один отряд из трех волков объявляет свой целью дружину (гномы с молотками), другой отряд выбирает целью атаки варлорда. Благодаря разыгранному ранее приказу For The Horde оба отряда имеют увеличенную дистанцию при атаке и могут успешно вступить в рукопашный бой. Однако активации отыгрываются последовательно и первыми атакуют 3 волка с целью убить как больше гномов, чтобы варлорд не смог использовать правило телохранители если они все погибнут. Так как эта активация является 2й волки приходят в бой с 1 маркером усталости. Все атаки в рукопашном бою отыгрываются одновременно, но перед этим игроки могут заявить разные приказы с доски или манипулировать усталостью в порядке очередности.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Волки активируют способность для рукопашного боя:

The Power of Steel — если броня противника в рукопашном бою будет 5 или выше то можно будет перебросить неудачные кубы атаки если на них выпадет 1 или 2 и все неудачные кубы если был использован редкий куб.

Сейчас броня гномов равна 4, так как они используют двуручное оружие, но за 1 марке усталости который сейчас есть на волках они все таки решают поднять себе броню до 5й.

В итоге волкам нужно для нанесения попаданий бросить на кубике 5+, а гномам 3+ так как у них тяжелое оружие и оно дает +1 на попадание в рукопашном бою (броня волков 4).

Из 15 бросков(по 5 с каждого существа)с перебросами волки попадают всего 5 раз, а дружинам гномов из 16 бросков (2 атаки с модели) 10

Для защиты в рукопашном бою нужно бросить на кубике 5+. По результам бросков волки не прокидывают 7 кубиков защиты и полностью уничтожены, а гномы теряют 4 дружинников. Так как это был рукопашный бой то на гномах появляется 1 маркер усталости.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Как мы помним для атаки было заявлено два отряда и второй отряд нападает на варлорда гномов в надежде на фортуну. Однако варлорд решает не рисковать и тоже поднимает себе броню до 5й за усталость волков. Стороны обмениваются яростными ударами(10 атак от волков и 8 от варлорда), варлорд убивает 2й отряд волков. Однако сам варлорд получает 3 ранения. Одно из них за правило Устойчивость(1) он превращает в маркер усталости, а еще два сбрасывает на дружину согласно правилу «Телохранители» (в S от себя варлорд может убрать дружинника вместо ранения) и два из них уходя в потери. По результату боя на варлорде появляется еще 1 маркер усталости -итого два.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Тем не менее Орда решает пойти ва-банк и активирует вампирш отображающих элитных дружинников берсеркеров, сначала на движение, а потом и на атаку варлорда. For The Horde все еще действует и вампирши достигают цели. Но недаром гномы славятся во всех мирах как очень крепкие воины, варлорд одерживает победу, предусмотрительно использовав вражескую усталость для повышения брони. По результату еще 1 дружинник уходит в потери, а варлорд становится истощенным получив 4 маркера усталости, а все вампирши уходят в небытие.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Ситуация для волков становится грустной. За счет способности Решимость (Determination) варлорд и лейтенант немного маневрируют на поле.

Вампирша же решает колдовать. Обычно для колдовства маг может использовать только 2 кубика. Заклинание может стоить как 1 кубик так и 2 и иметь разные эффекты в зависимости от выпавших значений. Магия может быть использована в любой момент игры.

Вампирша успешно створяет на себя два заклинания одно увеличивает дистанцию ее движения, а другое превратило ее в летающее существо до конца хода. После этого пользуя правилом «Решимость» она прячется за лесом.

Наступает второй ход гномов. В этот раз необходимых результатов для активации воинов выпало чуть меньше. Однако гномы закладывают кубики для активации пушки в этот и последующие ходы на стрельбу.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

После замера дистанции (мерить можно кстати когда угодно) оказывается, что варлорд волков не вышел из дистанции L от пушки, поэтому она активируется по нему на стрельбу делая 4 выстрела, а не 2. Пушка получает +1 на попадание при стрельбе. Бам бам и волчий варлорд получает три попадания, два из который он успешно отбрасывает кинув два 4+, за не «засейвленное» ранение он получает 1 маркер усталости пользуясь правилом «Устойчивость(1)».

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Варлорд гномов отдыхает снимая с себя 1 маркер усталости. После этого варлорд гномов  пользуется правилом We obey и двигает гномов с ружьями вперед, на дистанцию для стрельбы по варлорду волков. Гномы с ружьями активируются на стрельбу за счет кубика, используя 1 маркер усталости, оставшийся с прошлого хода, варлорд волков поднимает себе броню от стрельбы до 5,что позволяет ему пережить ее получив еще 1 маркер усталости за не проброшенный бросок защиты. Так как это была вторая активация отряда, маркер усталости возвращается на гномов. Однако у гномов есть возможность активировать отряд на стрельбу еще раз. Пытаясь выжить варлорд волков опять повышает себя защиту за счет вражеской усталости, однако очередное использование Experimental Techniques, сводит на нет все его усилия и волки теряют своего варлорда и еще 1 куб саги (напоминание погибшие отряды не дают кубов Саги). По окончанию стрельбы, маркер усталости возвращается на отряд с ружьями.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

По результатам 2х ходов количество доступных кубов саги для броска у волков падет до трех. Однако на них выпадает нужны редкий куб.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

Орда снова активирует For The Horde. Вампирша маг успешно увеличивает себе дистанцию движения на S и превращается за счет заклинания транcформации в варлорда на звере (до конца хода). После чего за счет Решимости (Determination) лейтенант волков и вампирша активируются на движение и подходят ближе к гномам. Снова играется способность Let The Blood и вампирша атакует варлорда и убивает его, после чего лейтенант волков ломает пушку. На этом ход волков заканчивается и они тоже выполняют свой вызов.

Saga Age of Magic и с чем ее едят Миниатюра, Wargame, Настольные игры, Покраска миниатюр, Игры, Гномы, Волк, Длиннопост

В свой ход гномы убивают вампиршу  дружинником, но и сам он при этом погибает. Алхимик гномов убивает лейтенанта волков стрельбой, а арбалетчики достреливают отряд ранее истощенных волков.

Учебную битву можно считать законченной. Обе стороны выполнили свои вызовы, но по результатам сражения большие потери понесли волки .

Поэтому в этой битве уверенно победили гномы.

Очень надеюсь что у меня будет время сделать новые статьи и обзоры. Спасибо всем кто дочитал до конца, надеюсь материал был полезен.