С выходом ChromeOS в 2023 году Google нацелилась на предприятия

С выходом ChromeOS в 2023 году Google нацелилась на предприятия IT, Интернет, Google, Сайт, Программирование, Google Chrome, Операционная система, Длиннопост

ChromeOS от Google - существует уже целую вечность и появляется во всевозможных неожиданных местах. Но как бы она ни старалась - о, Боже, Боже - она просто не может добиться уважения.

Борьба ChromeOS за то, чтобы ее воспринимали всерьез, началась еще в детстве. Когда программное обеспечение впервые появилось во вселенной в более простые технологические времена 2010 года, оно действительно было "голым". Вся платформа была, по сути, просто браузером в коробке - полноэкранным представлением браузера Google Chrome, без реальных приложений, о которых можно было бы говорить, и без многого другого вокруг него.

С выходом ChromeOS в 2023 году Google нацелилась на предприятия IT, Интернет, Google, Сайт, Программирование, Google Chrome, Операционная система, Длиннопост

Samsung

В своем первоначальном виде ChromeOS была, по сути, просто браузером - как на первом коммерческом Chromebook, созданном компанией Samsung.

С тех пор ChromeOS прошла долгий путь, и ее основное назначение претерпело значительные изменения. И все же, спросите обычного человека, что он думает о Chromebook, и вы наверняка услышите один и тот же устаревший ответ: "На них нельзя делать настоящую работу".

На самом деле, это не так уж далеко от истины. И если Google добьется своего, то 2023 год может стать годом, когда предприятия наконец-то начнут видеть потенциал платформы.

ChromeOS, от образования до предприятий

По большому счету, история, связанная с Chromebooks, сводится к тому, что они фантастичны - для детей в классах.

Конечно, именно образованию в целом приписывают последний взлет ChromeOS, когда к концу 2020 года эта платформа полностью обошла macOS от Apple по общему объему продаж. Это был не первый случай, но он определенно был самым экстремальным: в тот период компания IDC, занимающаяся анализом рынка, обнаружила, что Chromebooks продавались с перевесом два к одному по всему миру, что помогло ChromeOS занять 14,4% рынка настольных компьютеров по сравнению с 7,7% Apple. (Windows, как и следовало ожидать, по-прежнему принадлежит львиная доля рынка - 76,7%).
Но вот что интересно: Несмотря на то, что в тот момент популярность ChromeOS в основном определялась школами и пандемией, исследовательская компания Canalys обнаружила, что за последние несколько лет Chromebooks также становились все более популярными среди малого и среднего бизнеса - "растущий интерес" и общий объем рынка, который увеличился почти в четыре раза за несколько месяцев.

В последнее время эта динамика, безусловно, снизилась: вслед за остальным рынком ПК продажи Chromebooks замедлились, и аналитики прогнозируют возвращение к "более нормализованному росту" в ближайшие кварталы. Согласно текущим данным исследовательской компании Gartner, доля ChromeOS на рынке значительно снизилась с 2020 по 2022 год: всего 6,8% мирового рынка ПК в 2022 году и 19,7% в США.

Эти цифры совпадают с данными IDC. Эта компания приводит те же 6,8% доли мирового рынка в 2022 году и прогнозирует дальнейшее снижение этого показателя до 6% в 2023 году.

Тем не менее, по мнению Google, платформа развивается именно так, как нужно, на фундаментальном уровне - и это, как надеется компания, создаст основу для еще большего роста в будущем.

"Я думаю, мы действительно нашли точку опоры в нескольких областях", - говорит Томас Ридл, директор Google по продуктам для предприятий и образования. "Образование научило нас тому, что мы действительно хорошо умеем управлять тоннами устройств в масштабе, и это, в сущности, не требует особых усилий". ... Но потом мы поняли, что платформа может быть намного больше".

Ридл говорит, что момент "ага" для корпоративного потенциала ChromeOS наступил, когда Google сама начала выпускать Chromebooks для своих сотрудников в качестве устройства по умолчанию во всей компании. "Мы разработали наше корпоративное предложение, начиная с себя, и поняли, где мы действительно хорошо подходим [и] где нам нужно еще поработать", - объясняет он.

Приняв тот факт, что стандарт де-факто Windows на рабочем месте был в порядке - "Никого не увольняют за покупку Windows", как сказал Ридл, - Google решила определить, где ChromeOS может быть заметно лучше, чем то, что уже существует. Это привело компанию к тому, что она сосредоточилась на нескольких конкретных областях, где, по ее мнению, профессиональные потребности не удовлетворяются.

Эти области включают в себя сферу передовых работников в таких местах, как колл-центры, а также некоторые специфические рынки, такие как производство и здравоохранение. Что касается последнего, то Google только что запустила новое обширное партнерство, в рамках которого Chromebooks будут поставляться врачам по всей территории США, чтобы обеспечить им более простую и безопасную настройку без всех обычных компьютерных проблем.

"Во многих случаях [существующие] решения - это просто лоскутное одеяло", - говорит Ридл. "Они берут то, что есть, но ничего не оптимизировано до конца".

Исследования показывают, что переход на Chromebook действительно может иметь значение в нужной ситуации - если компания действительно готова к этому. Отчет IDC за январь 2023 года показал, что предприятия, использующие Chromebook, имеют более высокую производительность и значительно более эффективную работу команды безопасности, при этом количество атак на 24% меньше, чем у организаций, использующих более традиционные компьютеры. В течение трех лет, по данным IDC, компании, использующие Chromebooks, смогут сэкономить около $4 000 на каждом устройстве благодаря этим преимуществам.

(Стоит отметить, что компания Google выступила спонсором этого исследования. Однако это не влияет непосредственно на результаты исследования; это лишь указывает на то, что IDC предприняла проект благодаря инвестициям Google).

Учитывая эти цифры, Google работает над тем, чтобы ChromeOS присутствовала в большем количестве мест, где люди даже не догадываются о ее работе - в качестве базовой технологии, обеспечивающей работу киосков, вывесок и других пассивно просматриваемых экранов по всему миру. Уже сейчас программное обеспечение отвечает за такие дисплеи в таких заведениях, как Buffalo Wild Wings, Panda Express и Warby Parker. И Google рассматривает эти виды "необслуживаемых сценариев использования" как огромный источник роста в следующем году.

"Они самые сложные, потому что часто перед ними не всегда находится один и тот же пользователь", - говорит Ридл. "И мы можем удовлетворить эту потребность очень хорошо".

Но амбиции Google в отношении ChromeOS в деловом мире еще глубже, как и планы по продвижению платформы в 2023 году и далее.

Следующие шаги ChromeOS

Когда речь заходит о собственно пользовательском интерфейсе, ChromeOS уже несколько лет находится на определенном пути. Я назвал это "Android-изацией" ChromeOS - медленным, но неуклонным выравниванием двух основных платформ Google и, более того, притоком в Chromebooks элементов интерфейса и функций, похожих на Android.

Этот процесс кажется бесконечной миссией, и даже после нескольких лет разработки мы до сих пор видим, как в ChromeOS появляются новые элементы, напоминающие Android.

С выходом ChromeOS в 2023 году Google нацелилась на предприятия IT, Интернет, Google, Сайт, Программирование, Google Chrome, Операционная система, Длиннопост

В ChromeOS есть множество элементов, явно напоминающих Android, в том числе интерфейс быстрых настроек, показанный в правом нижнем углу экрана. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его.)

Все признаки указывают на то, что эти усилия будут продолжаться в постоянном темпе. Однако в этом году Google видит наиболее значительные достижения в сфере бизнеса в области интеграции - не конкретно в Android, а в том, чтобы сторонние приложения и аксессуары могли легко работать со всеми частями операционной системы, включая браузер.

Скажем, например, колл-центр, использующий Chromebooks, хочет предоставить возможность веб-сайтам, связанным с работой, создавать новые виртуальные столы ChromeOS и автоматически открывать и закрывать окна браузера для своих сотрудников. Ридл и его команда стремятся сделать это не только возможным, но и легко выполнимым. "Вам не нужно запускать дополнительные приложения или агенты на устройстве... чтобы получить все необходимые сигналы и действительно иметь оптимизированное решение", - говорит он.

Еще одним направлением, ориентированным на предприятия, является расширение поддержки приложений для Windows в среде ChromeOS. Ранее Google уже работал над партнерством, которое позволяло запускать целые экземпляры Windows непосредственно на Chromebook, но теперь все больше компаний предпочитают более простой подход - когда такие приложения упаковываются таким образом, что выглядят и ощущаются локальными, но на самом деле безопасно передаются с удаленного сервера.

С выходом ChromeOS в 2023 году Google нацелилась на предприятия IT, Интернет, Google, Сайт, Программирование, Google Chrome, Операционная система, Длиннопост

Google переходит от подхода, который позволял предприятиям запускать приложения Windows с помощью полного локального экземпляра операционной системы, как показано здесь, к подходу, более ориентированному на конкретные приложения и потоковую передачу. (Нажмите на изображение, чтобы увеличить его.)

Google называет такие ситуации "наследственными потребностями" и сотрудничает с компанией Cameyo, чтобы обеспечить предприятиям доступ к определенным приложениям Windows, которые не могут быть воспроизведены ни одним из вариантов нативной версии ChromeOS. (Раскрытие информации: Cameyo недавно спонсировала выпуск моего информационного бюллетеня Android Intelligence).

"Это новый смелый мир, к которому мы идем", - говорит Ридл. "По мере снижения стоимости пропускной способности, снижения стоимости сервера, вам не нужно запускать все локально. Вы можете фактически покрывать свои потребности из облака с высоким временем безотказной работы и низкой задержкой".

В таком сценарии приложение Windows на самом деле отображается на Chromebook как прогрессивное веб-приложение. Но для конечного пользователя никакие технические особенности не имеют значения; он просто нажимает на значок в ящике приложений, точно так же, как он открывает любое другое приложение, и приложение запускается - как будто оно находится прямо на устройстве.

Кстати, о Windows. Еще одна область, в которой Google видит широкие возможности для роста корпоративного рынка в 2023 году, - это система ChromeOS Flex. Это предложение, позволяющее превратить старую систему Windows или Mac в полностью функционирующий, регулярно обновляемый компьютер ChromeOS - всего несколько звездочек, отличающих его от стандартного Chromebook.

"Аппаратное обеспечение в порядке", - говорит Ридл, объясняя привлекательность программы для предприятий, имеющих в наличии старые ПК. "Проблема в программном обеспечении. Поэтому мы даем им лучшее программное обеспечение".

По словам Ридла, в ближайшие месяцы Google планирует расширить число конкретных моделей старых компьютеров, которые будут тестироваться, сертифицироваться и поддерживаться в рамках программы ChromeOS Flex, сохраняя при этом акцент на веб-ориентированности систем, преобразованных в Flex.

С выходом ChromeOS в 2023 году Google нацелилась на предприятия IT, Интернет, Google, Сайт, Программирование, Google Chrome, Операционная система, Длиннопост

Google

На первый взгляд, переоборудованный компьютер под управлением ChromeOS Flex мало чем отличается от обычного Chromebook.

В отличие от стандартной платформы ChromeOS, ChromeOS Flex не поддерживает приложения Android и Google Assistant. Ридл рассказал мне, что на корпоративном и образовательном рынках спрос на такие устройства значительно ниже, поэтому поддержка этих систем в Flex не была первоочередной задачей.

"В этом году наша главная тема - повышение производительности для наших клиентов, особенно корпоративных", - говорит он. "Мы не хотим просто догонять или копировать функции. Мы хотим добавить функции, которые могут значительно улучшить работу пользователей".

В частности, на корпоративном фронте у Google есть над чем поработать. По оценкам IDC, чуть более 8% продаж Chromebook в 2022 году будут осуществляться в коммерческих целях - по сравнению с 72% для образования и оставшимися 20% для потребительского использования. IDC ожидает, что коммерческая часть этой головоломки будет расти, но очень медленно: по прогнозам, в 2023 году 9,5% поставок Chromebook будут ориентированы на бизнес.

Но вот в чем загвоздка: по словам Джитеша Убрани, менеджера по исследованиям IDC, специализирующегося на мобильных устройствах, ограниченный успех ChromeOS на традиционных рабочих местах до сих пор был в основном результатом опасений компаний по поводу совместимости приложений. "Большинство компаний полагаются на специфические приложения [и] сервисы, которые просто не доступны в ОС Google", - говорит Убрани.

Так что, похоже, Google идет по правильному пути, пытаясь сделать такие "старые" программы более удобными для использования на Chromebooks, а также перепрофилировать старые ПК в компьютеры на базе Chrome, одновременно продвигаясь вперед в рабочих областях, где облачная модель вычислений не требует дополнительных приспособлений.

Все детали налицо, и у Google явно есть стратегия. Вопрос теперь в том, готовы ли предприятия принять ее во внимание - или, говоря иначе, сможет ли ChromeOS наконец получить уважение, которого она так долго добивалась.