С училкой не повезло

«Да, с училкой явно не повезло,» - такую фразу все мы слышали много-много раз. И, как правило, были солидарны с автором. А ведь утверждения в стиле «в России нет приличного образования», «в России нет приличных продуктов», «в России нет приличной работы», « в России вообще ничего приличного нет» - одного порядка и корня.

Я не думаю, что в нашей системе образования нет проблем и она идеальна, однако считаю, что часть этих проблем – порождение нашего с вами (родительского) отношения к преподавателям и собственным детям. Потому вполне в наших силах улучшить образование нашего следующего поколения.

Для начала несколько реальных зарисовок из жизни.

По рассказу моей мамы. «Я была тогда в классе пятом, или четвертом… Туалет у нас в школе на улице был, по принципу «мальчики в левый скворечник, девочки в правый». И однажды я увидела, как из туалета выходит наша Маргарита Львовна. Меня даже имя ее тогда восхищало, такое - не как у всех. И тут она, и из туалета! Я побежала всем рассказывать, что – «Представляете, Маргарита Львовна ПИСАЕТ!» Сейчас понимаю, как это странно, но тогда учительница казалась нам чем-то высшим, неземным, и уж заниматься таким приземленным делом, как справлять нужду, точно не могла. Она же УЧИТЕЛЬНИЦА!» Это примерно 1974-1975 год.

А это рассказ брата моего свекора. «Классе в восьмом был. Подрался, и серьезно. Вызвали отца в школу. К директору. Это было тогда ужасней некуда, причем неважно даже было, кто в драке победил, вызвали у всех. Мы тогда все, кто дрался, у деда в сарае прятались, там и помирились. Но от батей все схлопотали.» Это уже 1980.

Из моей школьной жизни. 1992 год. Я еще и в художке училась, поэтому и получила первую в своей жизни двойку. По рисованию. Елена Петровна (мой школьный учитель) сказала, что домашку сделали за меня родители. Как же я ревела! Не из-за двойки, а из-за того, что учитель не верит, что это я! Я! Я могу! Сама! Потом сопли вытерла, осталась после уроков вместе с учителем и доказала ей, что сама так умею. А как потом маме этой пятеркой хвасталась!

2000 год. Опять из личного. 11 класс. Новый город, новая школа, новый учитель литературы. Образцовый класс - по литературе и русскому языку все из пятерок не вылазят, а из проверочных работ – контрольное списывание текста с доски (я не шучу!) и изложения… И никаких сочинений! И это в выпускном-то классе! Эксперимента ради и поддавшись натиску гормонов и подростковому бунту, понавтыкала в изложение матерных слов и, о чудо! – получила пятерку! Сделала вывод, что преподаватель и не читала моего художественного изложения отрывка из произведения М. Горького «Мать». Но оценила, в смысле оценку поставила.

2008 год. Диалог с моим бессменным автомехаником - .

Я: Доча-то уже большая у тебя. Школьница. В каком классе?

АМ: Во втором… Или в третьем…

Я: ? Ты не уверен, в каком классе дочь учится?

АМ: Ну не начинай, как всегда. Я ее в школу отдал, все - тетрадки, там, ручки ей купил, дальше – не моя проблема.

2015 год. Время около 10 часов вечера. Звоню куме в Сибирь и уже после пятого гудка соображаю, что часовые пояса, разница во времени и, вообще, люди там спят давно, однако, кума берет трубку и на мой весьма дурацкий в данной ситуации вопрос: « А ты чего не спишь?» отвечает: «Какое «спишь»?! За дочу домашку делаю. Ты же знаешь, понапридумывали училки фигни, сижу, разбираюсь… Глаза, как пупки уже…»

- А она сама чего не делает? – спрашиваю я.

- Ну она же ребенок… Ей погулять хочется, а теперь спать пора. Тупая училка ведь еще придерется… Я тут, кстати, директору на днях такое устроила! Училка на ребенка наезжает, что она себя, видите ли, плохо на уроках ведет. Ну все же знают, что у детей в этом возрасте порхающее внимание. Чему их там в пединститутах учат? Ой, прости. Ты ж тоже пед заканчивала. Ну и славненько, что по специальности не работаешь, там же копейки платят…


Как так получилось, что всего за полвека общественное мнение относительно педагогов прошло путь от «УЧИТЕЛЬНИЦЫ» до «тупой училки»? Я не утверждаю, что дети должны бить земные поклоны и обожествлять учителя, но уважение должно быть. Ведь вы же, как родители и воспитатели, опираетесь на свой авторитет в глазах ребенка? Ведь вы же старше и мудрее для ребенка? И воспитываете его, потому что хотите для него только наилучшего? Так почему же в семьях, в домашнем кругу авторитет учителя, как правило, ставится под сомнение, а то и унижается? Или людям кажется, что в педагогику идут люди с маниакальным стремлением вредить детям? Так почему же современные дети уверены, что стоит пожаловаться маме с папой, что «училка придирается», и родители рванут в соответствии с принципами ювенальной юстиции и прав ребенка как личности выносить мозг директору, завучу и конкретному педагогу… Брату моего свекора и сотоварищи, пока они в сарае сидели, такое показалось бы галлюцинацией.

Как так получилось, что ценность педагогической профессии в глазах родителей стремительно падает? «Учить и лечить может каждый». Однако, когда у вас болит зуб, вы со стоматологом не спорите. А вот педагог прям каждый первый! «Их же там в пединститутах неизвестно чему учат, а я-то точно знаю, что для моего ребенка лучше.» А лучше для ребенка, как правило, погулять, хорошо покушать и хорошо выспаться. И горят в ночи лампы, и корпят родители после трудового дня над школьными «домашками». Можете себе представить папу-олимпийца, который пришел на физ-ру бежать стометровку за сына-оболтуса? Да он скорее лещей ему навешает, потому что знает - чужими руками медали не взять. А школьные задания это не работа «на результат», это тренировка. Тренировка логики, мышления, умения понимать чужие мысли и формулировать свои, умений и навыков поиска оптимальных, а если повезет с мозгами, то и нестандартных решений. И беря на себя их «домашки», родители лишают их этих тренировок. Ну зато дитятя выспатое и сытое… А виноваты потом педагоги, да.

Как так получилось, что оценка (балл) стала самым важным? В современном мире крайне популярны всякие «индексы успеха», «шкалы счастья» и «рейтинги довольства». По каким критериям они вычисляются – загадка. По-моему, у всех этих баллов, индексов и рейтингов должен быть один критерий доверия – соответствуют они наблюдаемой реальности или нет. Не может быть стопроцентной успеваемости. Всегда кто-то лучше усваивает материал, кто-то хуже. Так вот если педагог не критикует, а просто ставит одни «отлично», то, скорее всего, ему безразличны ваши дети и их будущее. Зато премия от начальства. И безоговорочная любовь родителей. А любить стоит не за «пятерки».

Как так получилось, что мы переложили на школу и педагогов свои функции? Кем станут наши дети, зависит не только от того, хорошо ли они усвоили теорему Пифагора и точно ли вспомнят название столицы Афганистана. Каким станет следующее поколение, зависит от того, понимает ли отдельно взятый ребенок, «что такое хорошо, и что такое плохо», а объяснить, показать это – задача родителей, семьи. Перекладывать этот труд полностью на педагогов недальновидно и трусливо-легко. Без обид, Леха. Механик ты классный, а вот родитель - так себе. Ведь и критиковать потом учителей проще, чем себя.

Не мешайте педагогам учить, а детям учиться. А лучше помогайте.