Русский балетмейстер француз Мариус Петипа

Хореограф Мариус Петипа создал правила академического балета, благодаря которым период его творческой деятельности конца XIX века назван в его честь. Петипа не просто был мастером композиции — он отдал музыке одну из главных ролей в балете. Созданные им постановки исполнялись при его жизни сотни раз и до сих пор не сходят со сцены мирового театра.

Русский балетмейстер француз Мариус Петипа Балет, Творческие люди, День рождения, Видео, YouTube, Длиннопост

1 Мариус Петипа приблизительно в 1855 году

Петипа относился к балету как к серьезному искусству, где главное это пластика и красота. Попытки простого сочетания прыжков и бессмысленные кружения не производят никакого эффекта на зрителя. Когда балет «Лебединое озеро» был впервые поставлен, то не имел никакого эффекта. Петипа не мог допустить, что в этом виновата музыка Чайковского, а причину видел в самой постановке.

Петипа уговорил директора разрешить воспользоваться произведением и сделать постановку в Санкт-Петербурге. Вместе с Чайковским были пересмотрены либретто, а хореография некоторых актов, танцев и апофеоза переделаны самим Мариусом. В результате получилась классическое произведение, которое лежит в основе большинства постановок балета, дошедшего до наших дней.

Работая над балетом-феерией «Спящая красавица» по мотивам сказки Шарля Перро с композитором Петром Ильичом Чайковским, пришлось сделать подробный план. Петипа вырезал за плотной бумаги танцоров и передвигал их по сцене, чтобы зарисовать композицию будущего спектакля. Но рисунок танца менялся по мере написания музыки, чтобы добиться гармоничного сочетания движений и актёров и музыкального сопровождения. В результате получилось «одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века» по словам артистки и историка балета Веры Михайловны Красовской.

Русский балетмейстер француз Мариус Петипа Балет, Творческие люди, День рождения, Видео, YouTube, Длиннопост

2 Глазунов играет для Стасова

Композитор Александр Глазунов вспоминал, как ему пришлось работать над музыкой для балета «Раймонда» под строгим контролем Петипа. Но в то же время творчество в этих жестких условиях была «лучшей школой для развития и воспитания чувства формы». Романтический сюжет и созданное либретто дали балету большую зрелищность, которая позволяет до сих пор ставить его на мировых сценах.

Некоторые факты биографии

Мариус Петипа родился 205 лет назад — 11 марта 1818 года в семье французского балетмейстера Жана-Антуана Петипа и актрисы драмы Викторины Морель-Грассо. С семи лет он обучался искусству танцев в классе своего отца и выступал на сцене с гастролями во Франции, США, Испании. За девять лет он прошел путь от ученического станка до премьера. Получив самостоятельность, стал сочинять танцевальные номера.

Русский балетмейстер француз Мариус Петипа Балет, Творческие люди, День рождения, Видео, YouTube, Длиннопост

3 Портрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 года.

Приглашение в Россию в 1847 году привлекло его не столько выгодные условия контракта, сколько поиск пластики и красоты. Став успешным балетмейстером в Европе к 30 годам, он видел в театральных постановках тягу к «клоунским упражнениям» вместо высокого искусства.

Сейчас с именем Мариуса Петипа прочно ассоциируется целая эпоха в истории русского балета. Ему обязаны не только сохранением шедевров Доберваля, Перро и других классиков хореографии, но и высшими достижениями хореографического искусства XIX века. Балеты Петипа «Спящая красавица», «Раймонда», «Лебединое озеро» (в соавторстве с Львом Ивановым), «Баядерка», «Дон Кихот» (в хореографической версии А. Горского), танцевальные фрагменты из «Пахиты», «Корсара», «Эсмеральды», «Конька-Горбунка», танцы из «Царя Кандавла», «Арлекинады» и других балетов, им созданных, украшают репертуар многих современных театров.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Нет никакого сомнения, что даже и величайшие музыкальные гении работали иногда не согретые вдохновением. Это такой гость, который не всегда является на первый зов.

Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию».

Этот и еще 56 материалов VIKENT.RU по теме Постоянный и профессиональный тренинг

2) Видео: Смешение понятий: «СВОБОДА СЛОВА / МНЕНИЙ» и ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

3) Видео: Онлайн-консультация VIKENT.RU № 304 «КРЕАТИВНЫЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ» 19 февраля 2023 в 19:59 (мск).

Источники

  1. Мариус Иванович Петипа на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/2903/

  2. Два века Петипа. История француза, ставшего русским балетмейстером https://www.culture.ru/s/petipa/

  3. Мариус Иванович Петипа https://www.belcanto.ru/petipa.html

Фото:

  1. Мариус Петипа приблизительно в 1855 году

  2. Глазунов играет для Стасова

  3. Портрет пятнадцатилетнего Мариуса. Около 1833 года.

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов150 подписчиков

Добавить пост