Руководство по пользованию врачом

Не знаю, накипело... Пикабу юзаю не так давно, к своему стыду. Но обратил внимание, что аудитория тут большей частью довольно адекватная. Так что решил высказаться) Не знаю, были ли подобные темы, заранее извиняюсь, если были.

Про взаимоотношения врача и пациента.

Я работаю врачом в одном из крупных городов нашей великой и необъятной. Работал, в общем-то, во всех областях - и в стационарной/неотложной, и в амбулаторной, и в частной медицине.

Просто хочу рассказать, как, на мой взгляд, эффективнее взаимодействовать нам с вами, врачу с пациентом.

1) Ну не воспринимайте вы нас сразу, с порога, как убийц/коновалов/обслуживающий персонал. Массовая истерия в СМИ делает свое дело, зачастую уже с порога на тебя вместо здравствуйте сыпятся обвинения и руководства к действию. Людей целенаправленно учат, что врачей нужно кошмарить, показывать, кто хозяин, а кто прислуга, угрожать жалобами. Я не спорю, и среди врачей встречаются откровенные идиоты и грубияны. Но их меньшинство, подавляющее меньшинство. Большинство же докторов это прекрасные люди, немного побитые жизнью. Люди, которые сквозь очень толстую стену бюрократии пытаются рассмотреть человека и помочь ему. Люди, которые по-настоящему переживают за своих пациентов, думают о них не только на работе, но и дома. Поэтому дайте нам шанс проявить себя хорошими специалистами и полечить вас. Ну а уж если мы покажем себя некомпетентными/неадекватными, тогда можно кошмарить)

2) Вытекающий из первого пункт. Доверяйте своему доктору. Есть в медицине такое понятие, как "комплаенс" - приверженность пациента лечению. И большинство случаев отсутствия результатов лечения связано не с неграмотными рекомендациями, а с невыполнением рекомендаций. Все, что вам пишет врач, он пишет не просто так. К примеру, если при хронических болях в спине вам рекомендуют физкультуру и плавание, то не стоит обижаться на врача, что он не дал вам волшебную таблетку, чтобы вы могли и дальше целый день сидеть сгорбившись за компьютером, но без боли в спине. Стоит начать лечение. А уж если не поможет через какое-то время - прийти и сказать "док, не работает".

3) Спорные вопросы. Скажем, врач не может вам выписать направление на какое-то действительно нужное вам исследование. Почти всегда это не потому, что он не хочет, ему лень или он, злодей, решил припрятать его для себя. Это потому, что он связан по рукам и ногам административными нюансами. Скажите ему "док, я все понимаю, как мы можем решить сложившуюся ситуацию". Поверьте, адекватным людям бежишь помогать с двойной интенсивностью.

4) Вытекающий из третьего. Жалобы.

Да, в правильном обществе система обращений/жалоб/указаний на недостатки делает это общество лучше. Пожалуй, я и сам такой позиции придерживаюсь. Просто хочу, чтобы вы понимали. При жалобе, например, в министерство, в том числе необоснованной, в том числе на систему вообще, а не на частную ошибку, полетит не голова министра, его зама или главного врача. Полетит голова низшего звена, рядового врача. Всегда. Без исключений. Иногда на орехи достанется заведующему. А в компетенции врача не входит, к примеру, организация системы ФАПов по стране, обеспечение доступности лекарственными препаратами или внедрение мер по устранению очередей в ЛПУ. Но по шапке получит врач, к которому вы пришли. Всегда. Без вариантов.

5) Из "скоропомощного" опыта. Если, не дай б-г, с кем-то из ваших близких случилась страшная, жизнеугрожающая ситуация, пожалуйста, не поддавайтесь панике. Тут разговор не про вас. Сейчас от вашей собранности может зависеть жизнь близкого вам человека. Крики, стенания, угрозы, слезы тратят драгоценное время. Вы можете сколько угодно кричать о том, что лично знаете замминистра. Он к вам не приедет. Есть только вот этот человек со скорой/приемного отделения и прямо сейчас только он может вам помочь. И хочет помочь. И поможет (чаще всего). Поэтому привели эмоции в порядок, собрали в кучу все документы, в том числе медицинские, организовали соседей, если нужно нести больного к машине. И четко выполняем все рекомендации бригады медиков. С недовольствами разберётесь потом.

И ещё маленькое дополнение. Постарайтесь не вызывать скорую по несущественным поводам. Да, я понимаю, грань достаточно тонкая. Но если вы простудились/просто болит голова/болит спина - сходите в поликлинику. Каждый необоснованный вызов скорой крадёт минуты у людей, которым требуется помощь здесь и сейчас.

6) Перед тем, как пойти на приём к врачу, постарайтесь для себя сформулировать цель вашего визита. Четко продумайте, что вас беспокоит, где, когда и при каких обстоятельствах, с чем вы это связываете. Постарайтесь использовать общеупотребимые слова для описания ситуации (я про "обносит", "млеет" и пр.). Зачастую заходит уже с порога недовольный человек (ему пришлось подождать 2-3 минуты), выскажет свое "фи", а потом, когда переходишь к делу, начинается "нуууу, я не знаааюююю, вроде здесь, а вроде там". И с предыдущим было точно так же. И поэтому приём задержался на 2-3 минуты. Ни для кого не секрет, что времени на приём врачу даётся крайне мало. И трата драгоценных минут на формирование больным жалоб - точно не лучшая идея.

7) Про благодарности. Во-первых, это дело сугубо добровольное. Если врач вам намекает, толсто или тонко, на какие-либо благодарности после каких-либо действий - присмотритесь к нему повнимательнее, врядли вам с ним по пути. Лечить вас - наша работа, сколько бы нам за нее не платили.

Другой вопрос, если вас хорошо полечили и вы действительно хотите сказать доктору спасибо. Основной набор, как вы понимаете, это кофе-шоколад-коньяк. И так делают 99% пациентов. Если хотите отличиться - подарите фруктов, какой-нибудь необычный чай, открытку, палку колбасы, наконец. А если честно, искренне, именно искренне сказанное "спасибо" греет душу не хуже палки колбасы)


Как бы нас не пытались опорочить в медиа, как бы нас не сжимали административные тиски, мы будем стараться вам помочь. А ваша задача - помочь нам помочь вам. Улыбнитесь доктору при встрече и скажите "здравствуйте", даже если сильно болит. И он вам улыбнется в ответ, даже если очень устал. Давайте жить дружно, а взаимодействовать эффективно.


Фух, все, высказался) Строго не судите, первый опыт. Если вдруг пост вызовет интерес и будут какие-то вопросы касательно "внутренней кухни" медицины - постараюсь ответить.