Рождение легенды: когда, как и почему Скания разработала конфигурацию V-образного мотора

Привет, друзья! Совсем недавно мы подробно рассказывали о двигателях Скания: сравнили 12-литровый HPI, 12-литровый PDE и 13-литровый PDE, 13-литровый XPI, 16-литровый V-образный PDE и 16-литровый V-образный XPI. Будем рады, если этот материал поможет вам сделать правильный выбор.

А сегодня хотим остановиться поподробнее именно на V-образных моторах.

Рождение легенды: когда, как и почему Скания разработала конфигурацию V-образного мотора Дальнобойщики, Ремонт авто, Грузовик, Фура, Scania, Двигатель, Длиннопост

В конце 60-х годов прошлого века мощность грузовика на межрегиональных перевозках не превышала 250 л.с. И вот в 1969 году мотористы компании Scania завершили все работы по созданию нового V-образного 14-литрового 8-цилиндрового турбодизельного двигателя DS 14. Мощность агрегата на тот момент составила невероятные 350 л.с.

Событие потянуло на сенсацию и вызвало много скепсиса и недоверия: ещё бы, целых 100 лошадей плюсом!

Новый двигатель Скания V8 DS 14 мощностью 350 л.с. в то время оказался реально самым мощным дизелем в Европе, и оставался таковым в течение многих последующих лет. На его разработку у шведов ушло ни много - ни мало - семь лет и немало средств, но он стал настоящей классикой и здорово влиял на европейский транспортный рынок.

Преимущество конфигурации V8 заключается в том, что она имеет относительно небольшие физические размеры по сравнению с выходной мощностью и, таким образом, может обеспечивать большую мощность и крутящий момент в заданном диапазоне, чем её шестицилиндровые аналоги.

До этого момента все мощные двигатели, которые использовались в Европе, были из Америки. А тут как раз «проложили» маршруты на Ближний Восток, и только что изобретенный движок пришелся очень к месту. А водители лесовозов из Скандинавии на него так просто молились.

Одним из отцов-основателей легендарного двигателя был Бенгт Гадефельдт. В шестидесятые годы он был главой моторного подразделения в компании Saab–Scania.

Основная концепция мотора – восемь цилиндров, расположенных в V-образной форме – это двухблочная конструкция по четыре цилиндра в каждом, поршневые группы сведены под углом 90º. Почему же шведы не стали использовать идею рядной восьмёрки или рядной шестёрки с эквивалентным объёмом?

Одна из причин заключается в том, что двигатель V8, как правило, получается короче и зачастую ниже, чем рядные моторы. Компактный агрегат с меньшими габаритами гораздо легче установить под кабину, чем рядный мотор той же мощности.

Вторая причина: более короткий коленвал получается более прочным, чем его длинный аналог, устанавливаемый в рядной «шестёрке».

С тех пор прошло почти 55 лет, что очень много для современного моторостроения. Неудивительно, что современные двигатели Scania V8 имеют лишь общую базовую платформу и модульную конструкцию, совпадающую с первым поколением V-образных «восьмёрок».

Хорошим примером произошедших за этот срок изменений является масса мотора. В 1969-м 14 -литровый двигатель весил 334 кг. Сейчас такая же масса уже у 16-литрового мотора, который в топовой версии выдаёт почти в два раза больше мощности, чем предшественник.

А ещё первый дизель Scania V8 выдавал крутящий момент 1245 Н·м на скорости 1500 об/мин. Сегодняшний же чемпион – 730-сильный агрегат - развивает 3500 Н·м крутящего момента, но уже при 1000 об/мин. Удивительное улучшение наглядно демонстрирует отличия между разными поколениями шведских моторов.

Именно с момента изобретения V-образного мотора пробег в миллион километров без отказа двигателя уже не казался фантастическим. С данного момента этот мотор установил новые критерии в Европе. Изюминка моторов Scania — оптимальный рабочий режим при более низких, чем у машин других производителей, оборотах двигателя. И это обеспечило долгую жизнь V – образному мотору.

Но введение норм Евро-3 означало смертный приговор 14-литровому старичку. Доведение до новых норм этого двигателя было экономически нецелесообразно, а механический топливный насос уже никак не соответствовал новым требованиям.

Но, тем не менее, этот мотор достойно завершил свою карьеру: за 32 года рабочего пути он прибавил в мощности на 51 процент и увеличил максимальный крутящий момент на 85 процентов.

Что же было дальше? Мы обязательно расскажем в продолжении.