Ретравматизация клиента в процессе психотерапии

Психологическая травма стремится к повторению. Но не для того, чтобы причинить себе боль, просто таким способом чаще всего человек стремится решить "нерешенную задачу". Сделать то, что не получилось сделать в прошлой истории. И чаще всего, такой человек травмируется снова и снова, потому что способ действий он не меняет. Этот процесс называется "ретравматизацией".


Пример. Девушка, пережившая насилие в отношениях со статусным мужчиной, снова знакомится со статусным мужчиной и унижает его - еще сильнее, чем в прежних отношениях - в итоге - вторая травма - снова насилие.


Чаще всего, такой процесс попыток "самоисцеления" с помощью повторного погружения в травмирующую историю происходит бессознательно. Клиенту сложно себя остановить, когда он уже погружен в этот процесс, описывая это, клиент говорит: "меня словно тянет к таким" - ситуациям, отношениям и т.д.


Именно поэтому психотерапевту при работе с клиентом не нужно сразу входить в травму. Нужно научиться соприкасаться с травмой, но не входить. Умение останавливаться вовремя, не затягиваться в "воронку травмы" - это первый навык при работе с травмой. Этот же навык постепенно развивается у клиента.


Однако, ретравматизация клиента может происходить и в процессе психотерапии, при рассказе клиента о произошедшем. Как это происходит? Чаще всего после травмы есть еще "довесок" в виде реакции окружения. Если бы клиент нашел достаточную поддержку в своем окружении - то и травма не формируется, а становится опытом. Поэтому при рассказе клиент может быть уже "настроен" на определенную реакцию терапевта, может "бояться" ее и, в то же время, ждать этой реакции от собеседника, а также провоцировать ее своим поведением.


Пример. Клиент, который не полчил поддержки в сложной ситуации от своей мамы, рассказывает историю так, словно ему и не нужно этой поддержки сейчас, словно "ничего страшного не произошло".


Получая уже "знакомую" реакцию от терапевта (или интерпретируя внутри себя ее знакомым способом), клиент травмируется повторно.


Собственно, ретравматизация при рассказе клиента - это результат его непонимания ответа терапевта и "приписывания" терапевту тех ответов, которые уже были в опыте клиента.


В каких случаях это происходит?


1. Если рассказ происходит на фоне неясных или неустановленных отношений - то есть реакции терапевта могут быть неправильно поняты клиентом и нет возможности их прояснить (у клиента нет навыка прояснять, нет достаточно устроенных отношений с психотерапевтом, в которых уже принято переспрашивать и прояснять непонятное).

Пример. Я работала с девушкой, пережившей насилие, которая до меня ходила к гештальт-терапевту и ушла от терапевта травмированной, потому что, как ей показалось, терапевт засмеялась при ее рассказе. Полгода я намеренно останавливала ее попытку рассказа о травме. Поскольку речь не шла о том, что это случилось вчера, это было событие давнее, и потом у нее уже был опыт не-контакта с психотерапевтом - нужно было создать достаточно ясный и безопасный "фон" для ее рассказа. Я объясняла ей, как устанавливаются психотерапевтические отношения, на каком фоне будем работать с этой травмой. Параллельно работая с другими запросами.


2. Если нет достаточного количества времени на рассказ о травмирующем событии и на отклик от терапевта. Психотерапевту при работе с травмой нужно быть уверенным, что есть достаточно времени на рассказ, что если рассказ будет остановлен из-за нехватки времени, клиент воспримет остановку не как враждебность или непонимание, а также психотерапевту нужно быть уверенным в том, что клиент вернется в следующий раз и продолжит начатое. Поэтому я против "спонтанных" рассказов клиента о травме в первые сессии - если только это не травматичное событие, произошедшее "вчера" (буквально за день до психотерапии) - экстренная психотерапия имеет свои законы. Итак, если нет времени на ответ терапевта - клиент остается без "опоры", без ясного понимания отклика терапевта. В этом случае клиент может только фантазировать о том впечатлении, которое произвел его рассказ на терапевта. А фантазии клиента обычно основаны на прошлом опыте - и здесь снова возникает риск ретравматизации.


Автор: Ульяна Чернышева. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Вы пишите: "Я работала с девушкой, пережившей насилие, которая до меня ходила к гештальт-терапевту и ушла от терапевта травмированной, потому что, как ей показалось, терапевт засмеялась при ее рассказе. Полгода я намеренно останавливала ее попытку рассказа о травме."

Полгода.... вы работали. До Вас еще гештальт-психолог работал. Вы о себе слишком высокого мнения и нифига не умете работать ни Вы, ни предыдущий гештальт.

Моя знакомая с давним прошлым опытом насилия получила у психотерапевта за одну встречу облегчение с последующим излечением. А перед этим ее психолог травмировала так, что случалась очень страшная паническая атака, после которой, Слава Богу, она нашла хорошего психотерапевта из области психиатрии.

Сравните: одна встреча у психотерапевта и полгода с лишним у вас, психологов.

С таким успехом лучше отдать свой диплом крысам на закуску и не мучить людей, нуждающихся в помощи, и не разорять их.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку