2412

Решили воскресить забытые анекдоты? Их есть у меня. Анекдоты Российской Империи!

  • В царствование Александра I Державин был назначен министром юстиции и в этом качестве получал множество самых разнообразных прошений. Одно из них оказалось более чем оригинальным. Некая весьма расторопная дама принесла Державину белую шелковую подушку с просьбой передать ее в дар царю. На подушке же меж тем вышита была овца и такие, с позволения сказать, стихи:

    Российскому отцу
    Вышила овцу,
    Сих ради причин,
    Чтоб мужу дали чин.

    Министр-поэт, подлаживаясь под стиль просительницы, написал на белом шелке чернилами:

    Российский отец
    Не дает чинов за овец.

  • Президент Академии наук граф Николай Николаевич Новосильцев предложил избрать в почетные члены Аракчеева.
    - В чем же его заслуги перед наукой? - спросил Новосильцева один из академиков - А. Ф. Лабзин.
    - Он ближе всех к государю, - ответил президент.
    - Тогда я предлагаю избрать царского кучера Илью Байкова.
    Он не только близок к государю, но и сидит перед ним, - отвечал Лабзин.

  • Николай Михайлович Карамзин распоряжением Александра I был назначен официальным государственным историографом.
    Однажды Карамзин явился с поздравлением к одному из вельмож, но, не застав хозяина дома, велел лакею записать в книге посетителей свое имя и звание.
    Лакей записал Карамзина, а тот полюбопытствовал, правильно ли сделана запись, и увидел: "Николай Михайлович Карамзин, истории граф".

  • - Есть ли глупые люди в России? - спросил один англичанин секретаря русского посланника в Неаполе Александра Булгакова.
    - Вероятно, есть, и полагаю, что их не меньше, чем в Англии, - ответил Булгаков. - А почему вы об этом спросили?
    - Мне хотелось узнать, - пояснил англичанин, - почему ваше правительство, имея столько собственных дураков, нанимает на государственную службу еще и чужеземных.

  • Граф Александр Иванович Соллогуб однажды прогуливался в Летнем саду со своей племянницей, девушкой необычайной красоты.
    Вдруг встретился ему знакомый, человек очень самоуверенный и глупый.
    - Скажи, пожалуйста, ты никогда красавцем не был, а дочь у тебя красавица!
    - Это бывает, - ответил Соллогуб тут же. - Попробуй женись, и у тебя, может быть, будут очень умные дети.

  • В одном из боев авангард, которым командовал Милорадович, несколько раз атаковывал французскую батарею и всякий раз оказывался отбитым.
    Тогда Милорадович зажал в кулаке дюжину солдатских Георгиевских крестов и бросил их на батарею, закричав: "Собирайте!"
    Солдаты еще раз бросились в атаку, взяли батарею, и те, кто первыми ворвались на позицию, стали кавалерами.

  • Однажды Милорадовичу донесли, что Мюрат, находясь на французских аванпостах, под обстрелом русских егерей, пил шампанское. Тогда задетый за живое Милорадович приказал поставить впереди русских постов легкий походный стол, и не только выпил шампанского, но и съел обед из трех блюд.

  • Два генерала, герои Отечественной войны 1812 года - Милорадович и Уваров, очень плохо знали французский язык, но в аристократическом обществе непременно старались говорить по-французски.
    Однажды за обедом у Александра I они сели по обе стороны русского генерала графа Александра Ланжерона (1763-1831), француза по национальности, и все время разговаривали между собой.
    После обеда Александр I спросил Ланжерона, о чем так горячо говорили Уваров и Милорадович.
    - Извините, государь, но я ничего не понял: они говорили по-французски.

  • В Отечественную войну 1812 года в один из лазаретов привезли раненного пулей в грудь русского гренадера. Лекарь, из пленных французов, стал осматривать гренадера, с боку на бок поворачивать, искать, где пуля засела. Боль была адская, а гренадер стиснул зубы и - ни звука. Офицер, легко раненный и лежавший рядом, поинтересовался:
    - Тебе, братец, что ж, не больно разве?
    - Как не больно, ваше благородие, - ответил тихо гренадер, - мочи нет, да ведь лекарь-то хранц, нельзя перед ним слабость свою показывать.
    Лекарь, очевидно, неопытный был, искал пулю долго. Офицер, который лежал рядом, ответ гренадера передал своим соседям. В палате все притихли, наблюдали. И вдруг слышат, как гренадер зубами заскрипел, а следом стон тихий у него вырвался... Что такое? А гренадер, с трудом повернув голову к офицеру, говорит:
    - Я не от слабости, а от стыда, ваше благородие... Прикажите, чтоб лекарь меня не обижал. - Да чем же он, - спрашивает офицер, - тебя обижает?
    - А зачем он спину мне щупает, я русский, я грудью шел вперед.

  • Денис Давыдов, высоко ценя Александра Сергеевича Меншикова (правнука знаменитого фаворита Петра I), как-то сказал ему:
    - Ты так умно и так ловко умеешь приладить ум свой ко всему по части дипломатической, военной, морской, административной, за что ни возьмешься, что, поступи ты завтра в монахи, в шесть месяцев будешь митрополитом.

    После этого у себя в кабинете Меншиков повесил распятие, а по обе его стороны портреты Аракчеева и Бенкендорфа.
    - Смотрите, - говорил он своим друзьям, - вот Христос, распятый между двумя разбойниками.

  • Граф Павел Дмитриевич Киселев (1788 - 1872), которого Николай I называл "начальником штаба по крестьянской части", в 1837 году был назначен главой Министерства государственных имуществ и провел реформу управления государственными крестьянами.
    Когда подходила к концу война против горцев Кавказа, которыми руководил Шамиль, несколько наиболее непокорных аулов все еще упорно сопротивлялись русским войскам.
    - Кого же послать на Кавказ, чтобы разорить эти аулы? - спросил однажды Николай I членов Государственного совета. - Конечно, Павла Дмитриевича, - посоветовал Меншиков. - Он миллионы государственных крестьян разорил. Чего стоит ему разорить несколько аулов.

  • Крылов одевался крайне неряшливо, носил залитые соусом и жиром сюртуки, надетые вкривь и вкось жилеты, волосы его были растрепаны, в квартире царил вечный беспорядок. Однажды получил он приглашение на придворный маскарад и спросил у одной из опекавших его женщин, в каком костюме явиться ему на маскарад, чтобы никто его там не узнал.
    - Вы, Иван Андреевич, вымойтесь да причешитесь, и вас никто не узнает.

  • Незадолго до смерти врачи предложили Крылову придерживаться строжайшей диеты. Большой любитель поесть, Крылов невыразимо страдал от этого. Однажды в гостях он с жадностью смотрел на различные недоступные ему яства. Это заметил один из молодых франтиков и воскликнул: "Господа! Посмотрите, как разгорелся Иван Андреевич! Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть!"
    (Последняя фраза принадлежала самому Крылову и была написана им во всенародно известной басне "Волк на псарне".)
    Крылов, услышав направленную против него колкость, ответил лениво: "За себя не беспокойтесь, мне свинина запрещена".

  • Н. В. Кукольник шел за гробом И. А. Крылова.
    - Кого это хоронят? - спросил у него прохожий.
    - Министра народного просвещения.
    - Разве граф Уваров скончался?
    - Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.
    - Но ведь Уваров - министр, а Крылов был баснописцем.
    - Это их путают, - ответил Кукольник. - Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни.

    ______________

    Понимаю, что по современным меркам анекдоты эти слишком заятнутые, и не совсем смешные. И хоть некоторые основаны на реальных случаях, считать их достоверными не стоит - суть передана верно, но время и участники истории могут не совпадать с реальными.
    Да и анекдотом в те времена считалась короткая история с неожиданным концом, которая не всегда должна быть смешной.
    Но надеюсь они хоть немного вас позабавили.