Разбор текстов: показывать, а не рассказывать

В марте прошлого года в рамках акции "Добровспышка" я предложила начинающим авторам помощь с разбором их текстов.
Ко мне обратились десятки людей и обращаются до сих пор. И несколько раз меня просили публиковать посты с типичными ошибками начинающих (чувствую себя типичным инфоцыганом). Я не считаю себя суперпрофессионалом, есть с кем сравнивать, но явные огрехи, стилистические ошибки и повторяющиеся косяки вижу и могу подсказать, как их исправить.

Потому планирую публиковать время от времени примеры таких разборов, конечно, с разрешения автора исходного текста.

Итак, сегодня у нас Литрпг от @Grezelda. Она разрешила мне опубликовать выдержки из ее текста и дать ссылку на само произведение: https://author.today/work/265707

1 отрывок:

"Каков принцип создания пузырей в обычном, реальном мире? Берем мыльный раствор, кольцо, через которое будем создавать пузыри, и воздух – вот и все, приложив немного усилий, вы получите пузыри, для пены принцип тот же. Но я-то не в обычном мире, а в игровом, мало того, это еще и подводный мир, где совсем другие законы и условности."

Для Литрпг от первого лица слишком сложно построенные фразы и длинные предложения. Лучше написать просто, как мы говорим в жизни.

Мой вариант: "Как делают пузыри в реальном мире? Берут мыльный раствор, мастерят колечко хоть из проволоки, хоть из пластмассовой крышки, дуют — и вот оно, волшебство! Но в игровом мире, а уж тем более под водой, совсем другие законы и правила."

2 отрывок:

Узнав, что я хочу устроить подарок-сюрприз для Битываса, Уна согласилась мне помочь: она нашла углопа вместе с его слюной (хе-хе!) и раздобыла мятные водоросли – даже не стала спрашивать, откуда они у нее. И под благовидным предлогом рассмотрения возможности выйти замуж, Родогуна увела алхимика в парк на прогулку. Я же осталась с жеванным мясом раков, углопом и-и-и… КрокоДеей за компанию! Как я ни старалась избавиться от кошатины, ничего из этой задумки не вышло. Как только я пыталась взять ее на руки, эта зараза как бы невзначай начинала точить свои когти об доски пола. Увидев, какую стружку снимают ее сабли, я бросила затею с ее выдворением. Пусть сидит, если ей нравится, я не против. Углоп проблем не доставлял, просто попросил и себе порцию пены для салата.

Нет картинки. Все события пересказываются вскользь и как бы сильно после. Читатель не видит, как это происходит, а лишь слышит их пересказ.

Мой вариант:

"– Отличная идея! – воскликнула Уна, выслушав мою идею. – Я всё беру на себя!

За пару часов она притащила мне целого углопа вместе со слюной и прочими жидкостями, раздобыла мятные водоросли, а в конце уволокла Битываса в парк на прогулку, намекнув алхимику на возможные романтические отношения. И как она это так делала? И вроде не сказала ничего определенного, а Битывас уже и слюни распустил.

А я пробралась в лабораторию вместе с углопом, кучей жеванного мяса и … Крокодеей! Даже в игровом мире кошки оставались кошками: ловко пробирались за закрытые двери, оказывались во всех ящиках и коробках разом, устраивались спать на твоих коленях в самый неподходящий момент.

Я выкинула Крокодею из лаборатории раз, другой, третий, но эта вертихвостка умудрялась проскользнуть мимо моих ног прежде, чем я успевала закрыть дверь."

3 отрывок:

В тот момент, когда мы свалились ничком на клумбу, едва успев прикрыть головы руками, произошел взрыв, нет не так. Произошел ВЗРЫВ! Нас накрыло землей, благо, что не камнями и деревьями, они стояли дальше от места взрыва. Я, если честно, не поняла, что пошло не так, но думаю, сейчас при помощи пары ласковых Битывас как интеллигентный ахилот мне все разъяснит.

На самом деле, тут случилось страшное. Автор написал, что "произошел взрыв". Не показал, не оглушил читателя, не сотряс землю, а сообщил, что взрыв-таки был. И большие буквы никак не помогли делу.

Мой вариант: "Едва мы упали на клумбу, прогремел оглушительный взрыв. Тряхануло так, что нас подбросило в воздух вместе с почвой и цветами. В ушах зазвенело! Из носа потекла кровь. Я с трудом подняла голову и посмотрела на товарищей. Всегда аккуратную и ухоженную Уну было не узнать. Она с ног до головы засыпана землей, из мятой прически торчала изломанная ромашка."

_________________________________________________________________

Вывод:

Хотя язык вполне живой, к тому же от первого лица, создается впечатление отстраненности. Словно читателю не показывают происходящие на его глазах события, а пересказывают вскользь. Из-за этого нет ощущения вовлеченности в события. Кажется, что автор оттесняет читателя в сторону, на обочину. Проблема в том, что я, как читатель, не вижу происходящего, не наблюдаю за героиней в режиме онлайн, а читаю скупой репортаж какого-то газетного писаки.

Рекомендации:
1. Добавить описания. Сейчас их попросту нет: ни существ, ни людей, ни местности. Максимум - представьте то-то или того-то. Нет. Это задача писателя - представлять и описывать, а не читателя.
2. Избегать длинных конструкций, попахивающих канцеляритом. Тут ЛитРПГ от первого лица. Поэтому все предложения должны быть написаны просто, как мы думаем и мыслим.

Пример: "В принципе, сложностей с приготовлением возникнуть не должно"... Напишите: "Это несложно" или "не так уж и сложно". или "вроде бы простая задача"

3. Не говорите, что нужно делать или что планируете делать (от лица ГГ). Лучше говорите, что вы делаете прямо сейчас.

Пример "Вот готовить придется в лаборатории Битываса, у меня просто нет необходимого оборудования. "

Надо: "Алхимическим оборудованием я не богата, так что залезу-ка в лабораторию Битываса. А что? Для него же стараюсь!"

4. Диалоги. В главе нет диалогов. Только совсем уж мелкий в конце. Почему не разговаривает углоп? Героиня может напевать какие-то слова, пока готовит пену. Углоп может то и дело напоминать про свою пену. Вот такой он мнительный. и боится, что гг забудет.

Уна! Видимо, очень интересный персонаж, и ее непосредственная реакция легко бы разукрасила главу

5. Не нужно писать от лица ГГ: я решила, я поняла, я подумала, я захотела.

все эти реакции нужно прописывать напрямую. Действиями и мыслями.

Пример: "Я, если честно, не поняла, что пошло не так"

Как надо: Что же пошло не так? Я ведь все сделала по рецепту, и пена была правильного цвета. Не может же быть, что это из-за пары каких-то иголок?

Пример: "Стоп, мне сейчас не до наказания, нужно срочно бежать к углопу"

Как надо: "О боги!!! там ведь еще углоп! Я ему дала пену с того же котла!"

6. Никогда... нет, не так. НИКОГДА не пишите "произошел взрыв". Это просто-таки репортаж. Устройте взрыв. Опишите его как звук, свет и разрушения, как последствия для героев. Можете даже не называть его взрывом, но описать его так, чтобы тряхануло читателя.

7. Вы режиссер! Поставьте камеру. Где она будет стоять? Нависать сверху? Стоять в стороне? или вы повесите ее на лоб героини?

Что делает героиня? Не пересказывайте ее действия, а показывайте. Вот она подошла к столу, взяла колбу, посмотрела на ее содержимое. Понюхала. Послушала, как жидкость внутри булькает.

Включайте в текст и зрительные картинки, и звуки, и запахи. Это важно.

Только во время очень активных событий можно описывать происходящее глаголами. Например, во время погони или драки. В других случаях задействуйте все органы чувств.
________________________________________________________________

Послесловие:
Если написавшие мне авторы согласятся на публикацию разборов (можно без упоминания имени автора, названий и персонажей), то я буду время от времени выкладывать подобные посты.
Автор получит от меня не только рекомендации, но и варианты исправления первых абзацев (больше, чем написано здесь).

Люто рекомендую всем начинающим авторам книгу Норы Галь "Слово живое и мертвое". В ней разобраны 80% типичных ошибок начинающих писателей.