Разбитая чашка (случай из психотерапевтической практики)

От автора: Спонтанно возникшая идея разбить чашку помогла мне распаковать эмоции клиента.


18 -летний юноша уже полтора года посещает кабинет психолога. Часовые разговоры с периодичностью раз в неделю давали ему возможность выговориться, найти ответы на вопросы, которые часто мучили его. Психолог стал для него символическим родителем, который принимает его, не осуждает и может говорить на различные темы.


Но наши сеансы были больше похожи на психоконсультирование, нежели на сеансы психотерапии. Парень тщательно скрывал свою боль, обиды, это мешало ему двигаться дальше, адаптироваться в социуме. При огромном желании влиться в различные компании сверстников, он проявлял недоверие и превосходство, чем провоцировал конфликты и отторжение.

И лишь спустя полгода нашей работы произошел сеанс, после которого пошла успешная психотерапевтическая работа:


Уже привычная застывшая маска на лице пациента, только лишь глаза выдают бурлящие внутри эмоции. Вспомнил о маме, смешанные чувства агрессии и жалости хлынули из глаз, усилием воли сдержал набежавшие слёзы, но в тоже время ни одна мышца на лице не вздрогнула.


Психолог: Вас мама часто наказывала?


Юноша: Нет, чаще ругала, обзывала, а наказывала...вроде нет. Хотя, вспомнил - когда учился в 5 классе учительница нажаловалась маме на мое плохое поведение. Мама пришла домой злая и отлупила меня, даже не выслушав мои оправдания. Было очень обидно, хотелось плакать, но сдержал слезы при маме. Выплакался ночью в подушку. Еще вспомнил , когда мне было 13 лет, папа нашел у меня в кармане сигарету (он часто проверял мои карманы). Я попытался пояснить как попала эта сигарета в мой карман, но ,увы, меня никто не слушал. Папа сильно ударил своей головой мне в переносицу. Почувствовал не физическую боль, а боль внутри от обиды, от того что не поговорил со мной, ведь я тогда еще не курил, а просто баловался.


Психолог: Сейчас какие чувства вы испытываете к родителям?


Юноша : Я их ненавижу.


При этих словах на глаза набежали слёзы, но лицо продолжало держать маску безразличия.


Юноша: Я им не нужен, они считают что очень много делают для меня, оплачивая мое обучение в университете. За это я должен быть им благодарен, и быть послушным.


Металические нотки сарказма прозвучали в его голосе. Агрессия и боль в глазах, при этом лицо оставалось каменным. Кажется, что мимика вообще не присуща этому лицу....


Наш сеанс напоминал мне игру в пинг-понг, меня опять начинало накрывать чувство неудовлетворения. Юноша дальше продолжал с сарказмом рассказывать о родителях, затем об однокурсниках, периодически задавая вопросы. Агрессия чувствовалась в голосе, в позе, что-то мешало пациенту выплеснуть ее наружу, а в данный момент это было необходимо.


И тут мой взгляд упал на чашку, которую я случайно оставила на книжной полке.


Инсайт! Спонтанно возникла идея, «... а почему бы и нет...» подумала я и предложила ему:


- Разбейте чашку.


Он был в недоумении, переводил растерянный взгляд с чашки на меня.


- Разбейте чашку (повторила я спокойным голосом)


Немного поразмыслив, он резко встал с кресла, взял чашку и со всего размаха грохнул ею о пол. Вздрогнув от звука разбившейся чашки, он сел в свое кресло. Я заметила, что лицо его слегка оживилось, смягчилось, исчезло напряжение, из глаз полились слезы.


Не подбирая слов и уже не контролируя свои эмоции, он проговорил все обиды на своих родителей, накопившиеся за все предидущие годы...


«...ну наконец-то, лед тронулся» - подумала я. И действительно, все следующие сеансы были очень продуктивными и позитивно повлияли на развитие личности пациента. Обиды проработаны, зажимы сняты.


(Клиент дал согласие на публикацию статьи, сеансы психотерапии уже успешно завершились около пол года назад. Сейчас он сепарировался от родителей, живет и работает в другом городе.)


Автор: Людмила Липовская. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

19.8K пост59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.