Рассуждалочки #21: Немного про носилки.

Ошибочно считается, что врач или фельдшер "Скорой помощи" должен носить носилки с больными. В моих должностных инструкциях этого нет. В них написано, что я должна организовать транспортировку на носилках, в тех случаях, когда это необходимо. В понятие организовать транспортировку на носилках входит привлечение к транспортировке родственников больного, его знакомых, например, соседей, и вовсе посторонних лиц. А если я не смогла этого сделать, то придётся самой тащить больного на носилках. 


Так же многие ошибаются считая, что на "Скорой" есть санитары, которые и должны носить носилки. В большинстве городов на "Скорой" санитаров нет совсем. Есть санитары в психиатрических бригадах и в некоторых реанимационных бригадах. Но такие бригады есть только в больших городах. В большинстве случаев на "скорых" имеются только линейные бригады с двумя медиками - два фельдшера или врач с фельдшером, а иногда вместо фельдшера в бригаде работает медсестра или медбрат. Часто бригада "Скорой" работает вовсе с одним медиком в составе. Катастрофически не хватает врачей и фельдшеров. Мин.здрав сколько угодно может издавать приказов с запретом работать по одному. Если работать некому, то есть только два выхода - работать в одну каску или сокращать количество бригад. Но об этом в другой раз. Сегодня о носилках.


В службе СМП работает большое количество женщин и много пенсионеров. Молодые мужчины не очень-то стремятся к ним работать приходить. Вызывая Скорую к тяжело больному человеку, будьте готовы к тому, что приедет на вызов бабушка с худенькой девушкой, а не два дюжих молодца. Или вовсе одна миниатюрная девушка. И попросят именно вас пойти поискать тех, кто понесёт носилки. На водителя Скорой не рассчитывайте.


20 лет назад, когда я только пришла работать на Скорую, у водителей были "санитарские" надбавки. То есть - водитель совмещал обязанности водителя и санитара. Он должен был помогать бригаде нести носилки. И мыл машину, если она отказывалась замарана биологическими жидкостями - кровью, рвотными массами, экскрементами. А потом у водителей убрали эти надбавки, и теперь водители выполняют только обязанности водителя. Машину, должны мыть медики если она замарана биологическими жидкостями. И носилки носить водитель не должен. Его задача - привезти и увезти бригаду, а так же помочь погрузить пациента на носилках в салон автомобиля и выгрузить из автомобиля, когда привезли пациента в приёмное отделение. Водитель не должен покидать автомобиль. В салоне находится дорогое оборудование, за которое несёт материальную ответственность вся бригада. Например, дефибрилляторы, которые у нас были до прошлого года стоят около двухсот тысяч рублей, а новые, говорят, ещё дороже. Но это не точно. Ну вот. Если украдут такой дефибриллятор из машины, то придётся несколько месяцев работать на покрытие ущерба. Вот только не надо рассказывать, что цена должна быть снижена за счёт износа. Я знаю, что и должна, но администрации больницы на это пофиг. Говорят, что покупать то новое будут, поэтому как за новую вычитать станут. Были уже случаи у нас - выплачивали как за новое оборудование. Так что водитель будет охранять машину, а не нести больного с пятого этажа в доме без лифта.


Соглашусь. Есть ещё МЧС России. Но эту службу мы задействуем крайне редко. В этом году я всего лишь один раз просила их о помощи. Ночью на стройке мужчину с переломом позвоночника надо было с высоты снять. Из работников был только сторож - невысокой дрыщеватый мужичок. А из медиков - я и ещё одна женщина. Нам было нереально вытащить пострадавшего. (Об этом вызове потом расскажу.) Повторюсь - МЧС вызываем в самом крайнем случае, а не тогда, когда родственникам лень идти по соседям, чтобы попросить о помощи. Только тогда, когда обычными силами справиться нет возможности.


Когда на вызове я сообщаю родственникам, что надо найти людей, которые понесут носилки, то я слышу два варианта ответа.

Первый вариант, правильный: "Хорошо. Сколько надо людей?" Но такой ответ редкость. Наиболее распространённый неправильный ответ такой: "Так некому нести." Причём люди даже не пытаются что-либо делать для поиска тех, кто поможет. Вот прямо сразу, только услышав, что нужно нести носилки, начинают утверждать, что:

- А никого нет дома. Все на работе! (Ага, в шестнадцатиэтажном доме абсолютно все работают и ни одного человека дома нет. Конечно же)

- А в нашем доме только пенсионеры и инвалиды живут. (Ну-ну, в пятиэтажке с четырьмя подъездами одни пенсионеры с инвалидами. Дом такой - пенсионный. Причём он не один. Половина города такая - пенсионно-инвалидная. На самом деле - нет.)

И ведь даже с места трогаться не хотят. Сложат ручки на животе и ждут, когда проблема сама собой рассосётся. Можно подумать, что если сказать, что нести носилки некому, носилки сами себя вместе с больным отнесут в машину. Приходится настаивать, чуть ли не силком из дома выталкивать. Говоришь:

- А Вы сходите всё же. В двери постучите, поспрашивайте. Быть может не все сегодня на работе. Может у кого-нибудь сегодня отгул или отпуск. Может к вашим пенсионерам и инвалидам в гости сегодня пришли взрослые здоровые внуки и сыновья? Выйдите на улицу, попросите мимо проходящих помочь. В большинстве случаев люди не отказывают. И ведь через какое-то время приходят и приводят мужчин, готовых помочь.


Часто слышу "А если бы никого рядом не было? Как бы носилки несли?" Ну так вот. Если рядом с больным никого нет, то я сама иду искать тех, кто понесёт носилки. Но вот загвоздка в чём. Медик не должен отходить от пациента. Если медик один, а у пациента очень тяжелое состояние, то покидать его нельзя ни на минуту, тогда вызывают в помощь другую бригаду. Но не потому, что носилки нести некому. А потому, что пациент "тяжёлый". А когда два медика в бригаде - один следит за состоянием пациента, а другой бегает в поисках помощи. Но это неправильно. Оба медработника должны быть рядом с тяжёлым больным, потому как в любой момент пациент может умереть, и понадобятся оба медика. Одному оказывать реанимационное пособие очень трудно, а в полном объёме - нереально. И вот трудится бригада медиков - пытается облегчить состояние больного, просит родственников поискать того, кто понесёт носилки. А родственники отказываются, объясняя свое нежелание разными причинами. Тогда приходится медикам отрываться от своей работы, и заставлять родственников шевелиться. Если всё же родственников не удаётся заставить идти на поиски, то приходится нарушать инструкции.


Очень многие недолюбливают армян за то, что они шумные и их много. Часто они преувеличивают проблему, в том числе и со здоровьем. Есть даже такое понятие как "армянский синдром".  А я уважаю армян за то, что они никогда не ноют, что нести носилки некому. Только услышат, что надо найти "кому нести носилки", сразу начинают действовать - звонят родственникам и знакомым, бегут по соседям. И очень быстро появляется несколько мужчин, готовых помочь. Причём в любое время суток. Возможно, что мне просто везёт, но за 20 лет при мне ни разу армяне не отказались нести носилки или поискать, кто это будет делать. В отличии от русских - на каждом втором (если не первом) вызове слышу, что некому нести и "вдоменикогонет".  Ну почему русские то так не делают? Почему обязательно надо давить на них, уговаривать, а иногда и кричать? Неужели не понятно, что чем быстрее будет доставлен пациент в больницу - тем для него лучше? Неужели так трудно просто попросить соседей? Не денег попросить или чего-то невозможного, а помочь отнести носилки с больным родственником до машины Скорой помощи? Вот прямо невыносимо? Или они реально верят, что никого вокруг нет, вроде как в пустыне находимся?


Вот честное слово, иногда хочется, для ускорения, дать пенделя под зад родственникам. Всё равно ведь придётся идти, зачем тянуть время, тратя его на препирательства?


Предыдущая рассуждалочка здесь.