Работа автокурьером в Яндекс.Такси или история о том, почему монополия - это всегда плохо

Всем привет. Я долго подступался к написанию этого текста и не знал, каким он получится. Изначально мне хотелось просто рассказать людям, которые по другую сторону приложения, о том, как изнутри выглядит работа курьером Яндекс.Такси. Но дальнейшая деградация сервиса породила желание не просто рассказать, но и обличить. Конечно, компания от этого не рухнет и политику свою не изменит, но, возможно, изложенная информация будет полезна тем, кто задумывался о подобной подработке, на данном этапе в это не ввязываться. В идеале, конечно, хочется верить, что оттуда массово начнут уходить курьеры, но один мой текст это вряд ли спровоцирует.


Итак. Живу в Новосибирске. В начале этого года по совету родственника решил попробовать подработку в Яндексе курьером на личном автомобиле. У меня своеобразный график, который иногда подразумевает отдых в будние дни. Острой необходимости не было, но деньги лишними не бывают, к тому же стало просто любопытно. Вообще, начав, я с удивлением отметил, что этим занимаются самые разные люди самого разного возраста на самых разных автомобилях. Дело в том, что это изначально выглядело как очень удобная подработка: достаточно только зарегистрироваться в каком-нибудь из таксопарков, установить приложение, и после этого ты можешь абсолютно в любое время, не имея никаких обязательств по кол-ву заказов, выходить на линию и в любое время с неё уходить. Поначалу мне нравилось. Но были и свои минусы. И имя этих минусов - корпоративные заказы.


Если максимально упростить, то заказы бывают двух видов: частные и корпоративные. Частные - это когда человек в частном порядке через приложение яндекс.go заказывает пересылку чего-либо от одного лица к другому. В большинстве случаев этим пользуется малый бизнес и отдельные ИП, но попадаются и рядовые граждане: люди пересылают по работе какую-то корреспонденцию или какие-то товары, пересылают забытые нерадивыми родственниками ключи и карточки (однажды мне даже довелось забирать у одной девушки ключи от квартиры и ехать открывать ее маму, которая по нерасторопности дочки оказалась заперта с собачкой в квартире; надо ли объяснять, что в какой-то момент у собаки возникла естественная потребность в выходе на улицу) и много чего еще. Как правило, такие заказы оплачиваются более-менее адекватно (иногда даже очень достойно, особенно в период повышенного спроса или непогоды), но и с ними не все так просто (формирование цены вызывает вопросы, когда ты 30 км везешь посылку в отдаленный район за сумму, которая явно не покроет обратную дорогу). Однако главная проблема, как я отметил выше, это заказы корпоративные.


Что такое корпоративный заказ ("корпорат" на жаргоне курьеров)? Это заказы, которые исходят от юр. лиц (в подавляющем большинстве случаев всякий фастфуд и продуктовые сети, иногда и не продуктовые сетевые магазины), имеющие свои договоренности с яндексом. То есть когда вы, например, заказываете себе через приложение бургер из kfc или продуктовую корзину (но чаще это целая телега) из магнита или ленты, этот заказ получает статус корпоративного и в таком виде приходит курьеру. "Корпораты" почти всегда оплачиваются отвратительно, но и здесь есть своя градация: самое ужасное, что есть среди "корпоратов" - это заказы из продуктовых магазинов. Поддержка (о ней тоже будет сказано отдельно) всегда уверяет, что при формировании цены учитываются все параметры (пробки, спрос, погодные условия, вес посылки), но в случае с корпоративными заказами это почти всегда ложь.


По девятибальным пробкам ты можешь сорок минут ехать за заказом из пятерочки, который состоит из тридцати позиций и весит около пятидесяти килограмм, и потом каким-то образом везти клиенту это множество пакетов за.. 100 рублей. И это не преувеличение, а один из множества однообразных кейсов. Мало того, программа может "затупить" и дать тебе недостаточно времени на доставку: то есть их же яндекс навигатор будет показывать, что по пробкам тебе ехать сорок минут, а таксометр отведет тебе на доставку двадцать минут, и за опоздание ты будешь оштрафован. И главное: почти никогда через поддержку ты ничего не докажешь, потому что там отвечают либо роботы, либо роботы в человеческом теле. Возможно, эта мера была введена для борьбы с недобросовестными курьерами, которые иногда решают свои личные дела в то время, которое отведено на выполнение заказа, но обернулось очередным идиотизмом в копилку других идиотизмов сервиса.


Тоже самое и с перевесом товаров: по тарифу за перевес должны доплачивать, и размер доплаты зависит от того, насколько посылка тяжелее допустимого, но зачастую тяжелые посылки либо вообще не отмечаются как таковые, либо перевес сильно занижен, и никто, конечно, не будет на месте заморачиваться с исправлением данных, а отменить заказ без последствий ты не сможешь (и об отменах будет сказано ниже). Почему вообще это происходит и почему такие заказы оплачиваются так плохо? Наверное, мой ответ не понравится части читателей, но дело в том, что доставка стала слишком доступной. Поймите: люди, конечно, разные, но ребята, которые занимаются доставкой - не белоручки и готовы нести вам эти тяжеленные пакеты, но только тогда, когда это оплачивается достойным образом. На деле же это выглядит следующим образом: для заказчика все устроено так, что чем больше будет сумма покупки, тем дешевле будет доставка. В итоге получатель остается доволен, магазин получает свое с получателя, а яндекс получает свое с магазина и по самому нищенскому тарифу заставляет доставлять это все курьера, предпочитая не делиться прибылью (причем слово "заставляет" здесь не преувеличение, и об этом будет самая важная часть этого текста).


Можно было бы еще рассказать и о таком виде "корпоратов", как мультизаказы: это когда у тебя две разных точки получения и две разных точки вручения. Преподносится это, конечно, как гениальная оптимизация логистики, но на практике для курьера это обозначает только одно: ты тратишь в два раза больше времени и фактически выполняешь два заказа по цене одного, экономя для яндекса лишние сто рублей.  Можно было бы рассказать и о том, что, даже приняв заказ, курьер не видит конечной точки (т.е. куда его везти), чтобы не было соблазна отменить. О том, что, если заказ за наличные, курьер почему-то не видит его стоимость до самого момента вручения, хотя часто расплатиться предпочитает отправитель, и приходится верить ему на слово. Обо всем этом, повторюсь, рассказывать можно бесконечно, но, думаю, вы уже поняли главное: корпоративные заказы - не просто невыгодные, а копеечные, и именно из-за неадекватного тарифа курьеры на автомобилях их ненавидят. Ненавидят и стараюсь не брать. Вернее, старались.


Что делает курьер, если при поступлении заказа понимает, что он явно будет ему невыгоден? Конечно, постарается пропустить. Это, конечно, понимает и яндекс. Поэтому все время имело место холодное противостояние между сервисом и курьером: сервис старался сделать так, чтобы отмены были невыгодны водителю. У каждого курьера есть такой параметр, как активность: за выполнение заказов получаешь баллы активности, за пропуск или отмену баллы снимаются. Изначально все выглядело более-менее человечно: активность за пропуски, конечно снималась, но понемногу, и ниже определенной отметки курьер лишался некоторых бонусов, поэтому лично я старался этой функцией не злоупотреблять. До недавнего времени с корпоративными заказами можно было мириться, потому что они, как правило, разбавлялись заказами частными, и средний заработок выходил более-менее нормальным. Но частных заказов становилось все меньше, а корпоративных - все больше, они становились все более невыгодными, и в какой-то момент выполнять их даже с учетом бонусов стало накладно. Поэтому многие стали бегать от "корпоратов" и мультизаказов, как от огня, потому что яндекс и не думал оплачивать их более-менее адекватно. Напротив, недавно он "решил проблему" радикально: фактически яндекс вообще лишил курьера возможности отказываться от заказов.


Формально, конечно, не лишил. Вот как это теперь выглядит: за каждый пропуск снимается 5 баллов (из ста возможных), а как только активность опускается ниже 90 (то есть до 85 после трех отмен), ты лишаешься доступа к заказам. Доступ возобновляется только после того, как будет включена функция автоприем, то есть когда ты автоматически принимаешь весь мусор, который падает. За выполнение заказа ты получаешь один балл. Поднявшись выше 90 баллов эту функцию можно отключить. Но после очередной отмены, если у тебя было меньше 95 баллов, ты снова лишишься доступа и будешь вынужден принимать все. Так незамысловато яндекс довел начатое до логического завершения и "решил проблему". Подписав себе этим, как хочется верить, приговор.


И вот мы подобрались к главной мысли, вынесенной в заголовок: почему монополия - это всегда плохо. В последние годы то и дело появляются новости о том, что яндекс перекупил то какой-то сервис такси, то известный сервис доставки. Это привело к тому, что исчезла конкуренция, а, соответственно, курьер уже не может безболезненно перейти в другую компанию, где условия лучше, потому что её (компании) нет. Поэтому всем, кто задумывался о подобной подработке, хочется сказать: не трать время, лучше проведите его с семьей. Тем же, кто пока еще не принял решение уйти (а на такой тип подработки, действительно, "подсаживаешься", потому что задумка изначально была хорошей, хоть и выродилась в нечто уродливое), хочется сказать: лучше ищите другие сервисы (некоторые еще живы, хоть там и не так много заказов) или другие варианты подработки. Клиентам же хочется сказать: помните, пожалуйста, что курьеры, конечно, бывают разными, но это все равно такие же люди, а не рабы; не заказывайте с жадностью месячный запас порошков и круп в таком объеме, в каком ни за что не стали бы покупать и нести это самостоятельно. Мнимая выгода от бесплатной доставки для вас - это все равно сверхприбыль для магазина и Яндекса. Не ведитесь.


Спасибо. Ниже несколько скриншотов для иллюстрации написанного.

Работа автокурьером в Яндекс.Такси или история о том, почему монополия - это всегда плохо Новосибирск, Яндекс, Доставка, Такси, Длиннопост
Работа автокурьером в Яндекс.Такси или история о том, почему монополия - это всегда плохо Новосибирск, Яндекс, Доставка, Такси, Длиннопост
Работа автокурьером в Яндекс.Такси или история о том, почему монополия - это всегда плохо Новосибирск, Яндекс, Доставка, Такси, Длиннопост

Лига Яндекса Пикабу [ЛЯП]

1.4K постов2.2K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешено:

-все, что не запрещено)

Запрещено:

- Размещать контент не по теме сообщества (последнее решение за модератором)

- Размещать рекламный контент

Бан можно получить:

- За регулярное нарушение правил


//Ваш пост может быть не одобрен к публикации в сообществе без объяснения причин.