Пророк Мухаммед - рождение Ислама и история Арабского Халифата
В районе 570 года в городе Мекка в знатной семье племени курайшитов родился мальчик, получивший имя Мухаммед. Его отец Абдулла умер за несколько месяцев до рождения сына, и оставшаяся одна мать, Мухаммеда Амина, отдала ребенка на воспитание бедуинам, которые обучили его арабских традициям и языку. Вряд ли тогда они понимали, что к ним в опеку попал человек, который вскоре кардинально изменит мир и чье имя будет почитать четверть население планеты даже спустя почти полторы тысячи лет после его смерти.
Иллюстрация из книги «Жизнь Магомета», 1699
Когда Мухаммеду исполнилось 5 лет, Амина забрала его от бедуинов к себе, однако вскоре она заболела и скончалась, оставив мальчика сиротой. Теперь опеку над будущим пророком взял на себя его дед Абд аль-Мутталиб. Следующие 35 лет в жизни Мухаммеда не происходило каких-то значимых событий - он занимался торговлей, а в свободное время уединялся для молитвы в горной пещере Хира. Во время одной из таких молитв к 40-летнему Мухаммеду явился ангел Гавриил, который объявил ему, что он избран стать пророком, и показал как правильно совершать ритуальные омовения и как молиться Аллаху. После этого события Мухаммед начал регулярно слышать откровения Господа, которые его последователи позднее собрали в священную книгу Коран. Отдельные изречения Пророка, а также записанные со слов сподвижников воспоминания о его мнениях и поступках вошли в сборник священных преданий – Сунну, на основе которого сформировался исламский правовой кодекс и нравственные представления общества.
Пещера Хира.
В 613 году Мухаммед активно начал проповедовать среди населения Мекки и соседних городов свою новую веру. Его речи о праведной жизни моментально нашли серьёзный отклик среди городских бедняков, однако местная знать видела в его фигуре угрозу для сложившегося строя и вскоре начала гонения против первых мусульман. В 622 году Мухаммед был вынужден бежать со своими последователями из Мекки в Медину, в которой его вскоре избрали правителем города. В Медине Пророк разработал концепцию своего будущего государства, где вера ставилась выше племенного статуса и рода, и все мусульмане должны были объединится в единое сообщество – умму. Дальнейшим делом его жизни стала кампания по отбору Мекки из рук язычников, на которую он бросил все свои силы. К 630 году Мухаммед сумел обратить в Ислам десятки тысяч человек и стать одним из самых могущественных правителей в регионе. Собрав армию из 10 000 человек, он ворвался в Мекку и захватил в ней власть. Правившие до этого Курайшиты были вынуждены обратиться в ислам и присягнуть Мухаммеду, а те, кто этого не сделал, были казнены. После падения Мекки все племена Аравийского полуострова или приняли Ислам, или были истреблены - так, например, нескольким сотням мужчин из иудейского племени Бану Курайза с одобрения Мухаммеда отрубили головы, а всех женщин и детей племени обратили в рабство.
Мекка
В 632 году Пророк Мухаммед скончался от болезни, и его смерть вполне ожидаемо привела к грызне за право наследования. Старый друг Пророка Абу Бакр провозгласил себя его преемником, но многие племена заявили, что их верность принадлежит только Мухаммеду как посланнику Бога на земле и не распространяется на его заместителей. Не успел Мухаммед навсегда закрыть глаза, как в созданной им умме вспыхнула гражданская война, продлившаяся в итоге 9 месяцев. Победителем из нее вышел Абу Бакр, чьи военачальники смогли угомонить бунтовщиков.
В 633 мусульмане принялись силой сеять веру за пределами Аравии и стали совершать набеги на Южную Сирию и Ирак, которые полностью подчинили себе уже в правление следующего Халифа Умара ибн аль-Хаттаба, еще одного ближайшего сторонника Пророка Мухаммеда. В 637 году арабы отвоевали у Византии Иерусалим, а в 639 году вторглись в Египет, который был житницей всего Средиземноморья, и всего лишь за два года полностью вырвали его из рук византийцев. Умар несколько изменил политику в своей быстро развевающейся империи. Если его предшественники силой насаждали Ислам на покоренных территориях, то Умар этого делать не стал, дабы избежать восстаний, и требовал от побежденных народов лишь политического подчинения мусульманам. Христиан и иудеев не заставляли переходить в ислам, но обязывали платить налог за свою веру - джизью. Те же, кто отказывался признать власть мусульман, подвергались жестокому террору. Однако такому же террору подвергались и сами халифы...
В 644 году обращенный в рабство персидский воин по имени Пируз, поругавшийся с халифом за несколько дней до этого, во время утренней молитвы выхватил кинжал и ударил им Умара, который скончался от полученных ран через 4 дня. Новым халифом стал Усман ибн Аффан, в чье правление мусульмане активно отвоевывали земли Персидской империи и отгрызали у Византии земли в Северной Африке. Несмотря на завоевательные успехи, многие из арабской знати были недовольны халифом, так он отдавал большинство титулов и богатств своим соплеменникам из рода Курайшитов. В 656 это недовольство вылилось в свержении Усмана - мятежники ворвались в его покои и закололи халифа. Новым правителем стал Али, двоюродный брат Пророка Мухаммеда, но и он долго не протянул - уже сторонники свергнутого Усмана убили Али в мечети города Куфа... В халифате вспыхнула очередная гражданская война, в результате которой власть досталась Муавии ибн Абу Суфьяну, который положил начало династии Омеядов, в последствии правившей Халифатом следующие 89 лет и приведшей арабский мир на пик его могущества.
Омеядский халифат к 750 году.
Омейядам удалось закрепить результаты предыдущих завоеваний и превратить разрозненные покоренные земли в настоящую империю. Однако в их правление произошёл раскол исламского мира на шиитов и сунитов. Мусульмане-шииты отказались признать легитимность халифата Омейядов и правления Абу Бакра Омара и Османа. Они настаивали, что законным преемником Мухаммеда был его двоюродный брат Али, что подразумевало абсолютно другой порядок преемственности власти. Этот раскол продолжается и по сей день, и в новейшее время привел к началу к ирано-иракской войны в 80-е годы 20 века, а также к холодной войне между Саудовской Аравии и Ираном.
В начале 670-х годов Омеяды всерьез нацелились на полный захват Византийской империи. Поначалу они все чаще и чаще совершали набеги на их земли, а в 674 году, собрав крупный флот, направились к стенам Константинополя, который взяли в осаду, продлившуюся в результате почти 5 лет. Разумеется, у арабов не было столько сил, чтобы взять весь город в кольцо, и византийцы чувствовали себя достаточно спокойно и не страдали от голода и жажды. Фактически осада представляла собой серию столкновений омеядов с византийцами у стен города. Решающее сражение произошло в Босфорском проливе в 678 году. За несколько лет до этого византийские ученые создали смертоносную маслянистую смесь, вошедшую в историю под названием греческий огонь. Византийцы установили на носы своих кораблей сифоны, из которых прд давлением, как из огнеметов, распыляли смесь на вражеский флот, превращая его в один большой костер. Греческий огонь горел в воздухе и на воде, и потушить его можно было только засыпав песком или залив уксусом. До нас не дошли сведения, из чего был сделан Греческий огонь, так Византия держала его состав в строжайшем секрете и унесла эти знания с собой в могилу, когда была уничтожена Османами. Наиболее вероятными компонентами этой смертоносный смеси были негашёная известь, сера и сырая нефть. Обрушив на корабли омеядов огненный ад, византийцы сумели, наконец, прогнать врага от стен своей столицы и снять осаду.
Отстав на время от Константинополя, арабы сосредоточились на других направлениях и вскоре захватили земли современных Пакистана, Афганистана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Киргизии, а также проникли в Северную Африку, где захватили Тунис, Алжир и Марокко. В 711 г. они пересекли Гибралтарский пролив и начали завоевательный поход на Пиренейском полуострове. Без труда разгромив обитавшие там племена вестготов, арабы создали на территориях современных Испании и Португалии Мусульманское государство Аль-Андалус.
В 717 году омеядский халиф Сулейман предпринял новую попытку по захвату Константинополя, но все с тем же результатом - византийский флот вновь обрушил на корабли арабов Греческий огонь и весь его утопил. Данная неудача окончательно прекратила попытки омеядов захватить Византию, и они полностью сосредоточились на наведении порядка на уже завоеванных землях. Оммеяды выпустили собственные монеты - динар из золота и дирхам из серебра. Ввели в империи государственный язык - разумеется, арабский. Подавляющее большинство населения халифата составляли неарабы, и самыми распространенными языками среди них были греческий и персидский. Омеяды не собирались притеснять людей, говоривших на этих языках в повседневной жизни, но запрещали пользоваться ими на государственной службе. Теперь, если ты хотел стать чиновников, первым делом было необходимо выучить арабский язык. На всей захваченной территории стали возводиться потрясающие воображение мечети. Так, например, в Иерусалиме при омеядах были построены знаменитое святилище "Купол скалы" и мечеть "Аль-Акса". Несмотря на неудачу при захвате Константинополя, в 720-е годы Омейядский халифат достиг пика своего могущества.
"Купол скалы"
Мечеть Аль-Акса.
В 732 году омеяды решили расширить свои владения в Европе и вторглись в земли современной Франции. Они изрядно разорили герцогство Аквитания и разбили войско франков в битве на берегу реки Гаронны. Отражать угрозу королевству вышла армия под командованием Карла Мартела, которая встретила арабское войско на дороге между Туром и Пуатье. Семь дней две армии совершали маневры, после чего сошлись в битве, в которой франки просто уничтожили мусульман. Многие историки считают, что победа франков в битве при Пуатье спасло Европу от тотального мусульманского завоевания.
Битва при Пуатье
Омеядский халифат пал в 750 году в результате очередной гражданской войны в империи. Получившие самостоятельную власть в удаленных провинциях Халифата наместники объединились в группировку и решили положить конец диктатуре Оммеядов. Возглавил мятежников наместник Большого Хорасана Абу Муслим. Восставшие ураганом прошли по землям Халифата, захватили Дамаск и убили халифа Марвана II, после чего перебили всех представителей омеядской династии. Новым правителем арабского мира стал Ас-Саффах, положивший начало династии Аббасидов. Новый халиф перенес столицу империи из Дамаска в Багдад и в корне изменил политическое устройство государство, в котором теперь эмиры городов были практически независимыми от халифа. По сути, на этом моменте произошел развал Арабского халифата на отдельные государства. Аббасиды формально правили империей до 1258 года, пока на их земли не вторглись монголы, которые разрушили Багдад и убили последнего халифа аль-Мустасима.
Разгром Багдада.
Эпоха Аббасидов вошла в историю как золотой век ислама, когда процветали искусство, архитектура, поэзия, философия, медицина и разнообразные науки. Аббасиды похитили у китайцев секрет производства бумаги и пороха. При них были собраны огромные библиотеки, такие как Дом Мудрости в Багдаде, где хранили, переводили, переписывали и изучали на благо общества десятки тысяч книг и свитков. Многие историки считают, что большинство достижений европейской эпохи Возрождения были бы невозможны, если бы мусульманский мир не сохранил у себя античные знания и собранные со всего мира технологии. Слова же Бога, явленные Мухаммеду в пещере в Мекке в VII веке, продолжают влиять на повседневную жизнь огромной части населения земли и в 2024 году.
Лига историков
15.1K поста51.8K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения