Пророчества скопцов

Под пророчеством скопцы называют изречения своих пророков, произносимые во время радений. Эти изречения именуются «судьбою», «словом», «лучшими тайнами». По своему назначению и содержанию пророчества хлыстов и скопцов разделяются на два вида:

1. Общая судьба. Пророчество обращено ко всем членам корабля. Сюда относятся предсказания о судьбе корабля, определение разных невзгод, предсказание различных метеорологических явлений природы, влияющих на благосостояние членов корабля.

2. Частная судьба. Пророчество обращено для определенного человека, и говорит только об обстоятельствах его жизни. Сюда относятся предсказания о религиозно-нравственной стороне человека, его добродетелях и пороках, наградах и наказаниях в будущей жизни и в этой.

По мнению скопцов, происхождение общей и частной судьбы – сверхъестественно. Во время радений, Святой Дух объемлет пророка, его человечество умирает, и он не может ни действовать, ни говорить, и потому все, что он говорит, то вещает Святой Дух обитающий в нем. Безусловно веруя в сверхъестественное происхождение пророчеств, скопцы, всегда обращаются к Богу с молитвою, чтобы Он „избрал Себе слугу на святом божьем кругу.

Вообще, пророчество скопцов, в этой форме, скорее всего, есть результат крайнего нервного возбуждения. Выражаемое в бессвязных и непонятных звуках и словах, сопровождаемое при этом разного рода, странными конвульсивными телодвижениями самого пророка, пророчество не заключает в себе никакого определенного смысла. Смысл, оно получает только в субъективном толковании того лица, к которому бывает обращено.

. Догматическое основание для употребления пророчеств во время богослужения скопцы видят в учении апостола Павла, который в своем послании к Kopинфяном, заповедует христианам, сходясь на богослужение, иметь каждому псалом, учение.... и сказание, т. е. пророчество. Обряд произнесения пророчеств, обыкновенно происходит, как только заканчиваются радения и умолкает пение роспевцев. Все присутствующие на собрании благоговейно падают на колена перед объявившимся пророком, крестятся, кланяются ему в землю и усердно просят его сотворить им милость. Пророк перевязывается крестообразно веревкой, берет в руку платок и становится так, чтобы его мог видеть каждый здесь присутствующий. Перед произнесением пророчеств, каждый пророк считает необходимым сначала обратиться с молитвенным воззванием к виновнику его. Потом, обратившись лицом к собранию, он начинает громко выговаривать речи стихами. Все присутствующие слушают пророка с глубоким вниманием, некоторые даже умиляются и плачут. По окончании пророчества, все присутствующие благодарят его низким поклоном за изречение воли Божией и чинно садятся на свои места. Далее следует изречение частной судьбы. Тот, к кому обращается слово пророка, также, как и прежде, благоговейно встает пред пророком на колена, крестится на него, нередко плачет и внимательно выслушивает все, что скажет мнимый провозвестник будущих судеб. По окончании пророчества, оно толкуется.

Читайте далее "Пение духовных роспевцев"