Профессия звукорежиссёр. FOH. MON. Sys ENG

Я долго думал как начать повествование о том, кто такой звукорежиссёр, почему он инженер, почему он не инженер, кто такой FOH, кто такой MON. Кто такой системный инженер, почему он не FOH и почему он FOH. Кто такой звукооператор, кто такой звукотехник, чем занимается радио-менеджер. И в конце концов чем отличается работа на стационарной площадке от работы в прокатной сфере. Будет много, долго, интересно. Сразу предупрежу - в этом посте не будет фото, только текст и короткое видео. СЛедующий пост будет с фотоматериалами.

Итак, други, начнём. Для начала немного теории, а потом еще немного теории.

Как говорит нам Википедия Звукорежиссёр (англ. Audio Engineer, Sound Director, Sound Engineer, Recording Engineer) — творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило, владеет и техническими аспектами профессии — хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Эта профессия востребована в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.

А вот другое определение :

Front of House engineer (FOH) занимается микшированием звука для аудитории и чаще всего работает в середине или конце площадки. Выходные сигналы с консоли FOH подключаются к системе звукоусиления. Другие члены концертной группы, не связанные со звуком, такие как оператор светового пульта, также могут работать с позиции FOH, поскольку им необходимо иметь возможность видеть шоу с точки зрения аудитории.

Получается, что с точки зрения определения в России концертным звукорежиссёром все-таки называют звукоинженера, занимающегося микшированием звука на концертной площадке, либо на сцене (Мониторный инженер). С одной стороны мы занимаемся микшированием звука и выполняем художественную задачу, поставленную режиссёром мероприятия, с другой стороны мы творчески должны подходить к процессу и нередко принимаем участие в мероприятии, на этапе его создания и подготовки.

Я долго ломал голову над тем, как начать повествование, в комментариях к предыдущему посту задали очень много вопросов. Я решил начать с рассказа, повествующего об одном рабочем дне на одной из стационарных площадок. И я специально подчёркиваю, что речь идёт о стационаре, ибо в сфере проката будет сильно отличаться алгоритм действий и их количество. Речь пойдет о концерте музыкального коллектива. Работа фестивалей, сборных концертов и других мероприятий, в которых выступающих более одного коллектива это отдельный жанр работы, о нем поговорим в других постах. Да простят меня коллеги техники, но этот пост я буду писать для тех, кто закулисье видел максимум на фотографиях и не знает, что вообще из себя представляет концертный комплекс.

Подготовка звукорежиссёра к мероприятию начинается с изучения технического задания (райдера) артиста. На почту заранее присылается райдер, в котором мы сразу пролистываем на чем артист будет добираться до нашего города, чем он должен питаться и на какой машине ездить – это нам не интересно. Доходим до технической части и читаем.

Грамотный райдер должен содержать в себе:

  • Со своим звукорежиссёром/ами и техниками едет ли артист или нет. Этот пункт очень важен, по нему я понимаю, только ли нам надо будет подготовить поляну к приезду артиста или самим рулить всем процессом. В этот раз исходим из варианта, что артист едет без тех группы.

  • Бэклайн (в пер. с англ. «Задняя линия») Сюда входит техническое оборудование, которое площадка должна предоставить артисту: ударные инструменты, клавишные инструменты, возможно гитары, комбо-усилители, мониторные линии, коммутацию и т.д. Это отдельный пункт, который мы как-нибудь изучим отдельным постом.

  • Стэйдж-план. Тут всё просто: стэйдж – это сцена, план – это трава. Шутка.

    План расстановки на сцене. Я видел великое множество стэйдж-планов, от самых убогих (лучше бы не было) до таких, что глаз радуется. В хорошо сделанном плане есть позиции музыкантов на сцене, возле их фигурок есть указатели что им нужно, сколько электросети, сколько дырок в розетке им будет нужно, с какой стороны от себя им нужен монитор и даже какое расстояние должно быть между теми или иными позициями. Это правильно, так как сцены имеют разный размер, ширину, глубину и вот это вот всё, а музыканты всегда должны быть на одном расстоянии друг от друга, видеть друг друга, слышать и взаимодействовать одинаково на каждом концерте.

  • Input-list (Out-list опционально). Он бывает не всегда. Если артист поехал в какой-то город без своего звукорежиссёра, то последний может написать этот пункт в райдере и указать, какие инструменты и голоса чем он подзвучивает и список каналов. Этот пункт может быть заменен на состав музыкантов, чтобы звукорежиссер площадки сам принял решение, чем и как озвучить коллектив. В оut-list прописывается кому на сцене нужно себя слышать из мониторов, возможно ушной мониторинг и это оформляется так же списком.

  • Прочая информация: здесь указываются тайминги, во сколько заезд артиста на площадку, во сколько приезжают техники, если они есть; сколько нужно времени на саунд-чек и так далее. Здесь же могут быть прописаны требования по расходным материалам и прочему.


    Итак, мы просмотрели райдер и, скорее всего, нашли внизу приписку, типа «по всем вопросам звонить по номеру 89005553535 (проще позвонить, чем кого-то наебааааать)». А вопросы у нас могут быть следующего характера:

    У нас нет какой то конкретной позиции техники, прописанной в райдере: гитарного усилителя, пластиков на барабаны конкретной марки или мы не можем предоставить конкретные клавиши и тому подобное.

    Уточнение о стэйдж-плане относительно размеров нашей площадки. Очень важный момент, ибо если не согласовать этот параметр, то нередко можно услышать от прибывших артистов –«Валера, ебанись, у них зеркало сцены 25 метров, ахуееееееть». А музыканты при этом стэйдж-плане чётко дали понять, что они занимают в ширину метров 8. Надо что-то делать с кулисами.

    Согласование относительно света/звука/видео. Три службы могут друг-другу неслабо мешать и артисты, не видя площадки, могут не знать, что такие проблемы возникнут.

    Прочие вопросы. Это отдельный пункт, в котором может быть всё, что угодно.

    Сформировав пакет вопросов, мы звоним человеку, указанному в номере. Скорее всего это будет тех директор коллектива, их штатный звукорежиссёр или другое ответственное лицо. На пример:

    Барабанщик запросил в райдере комплект тарелок для барабанов производителя MEINL, а у нас есть Zildjian K Custom и Sabian HHX. Тут есть два варианта развития событий: барабанщик соглашается на один из наших вариантов, либо сообщает, что ему принципиально играть на MEINL и надо найти. В первом случае всё гут, во втором начинаем искать :)

    Если нет возможности созвониться и утрясти всё по телефону, то составляется оффер. Там пописано то, что хочет артист, потом колонка, что можем предложить мы, далее ответ устраивает это артиста/не устраивает. Подбив все вопросы, мы считаем, что оффер согласован и можно приступать к работе. Заранее, на планёрке нужно решить ряд вопросов, связанных с предстоящим концертом, а именно: кто, что, где будет делать на сцене, в пультовой/ых. Нам нужно расписать сколько людей нужно на сцене, что будут делать техники на этапе подготовки и на самом концерте в зависимости от поставленных задач. Какое оборудование и микрофонный сет мы берём из микрофонного парка, какие мероприятия идут параллельно и не оставим ли мы коллег с голой жопой без нужных им вещей.

    Итак, день Д наступил и мы прибыли на работу. Техники заранее видели райдер, оффер, получили от меня инпут-лист, составленный мной, с учетом НАШЕЙ конфигурации оборудования и микрофонов. Выглядит он примерно так:

Профессия звукорежиссёр. FOH. MON. Sys ENG Звук, Звукорежиссура, Звукорежиссер, Концерт, Живое исполнение, Shure, Мат, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост
  • Первая колонка это порядковый номер, вторая обозначение инструменты, третья используемый микрофон/дибокс, четвертая крепление микрофона стойка/клэмп/отсутствие, пятая колонка тока подключения (вот о них тоже будет отдельный разговор).

    Имея на руках стэйдж-план, инпут/аут лист, список бэклайна, техники разбирают задачи, согласно купленным билетам заранее составленному плану и приступают к монтажу площадки. Отдельным постом будем говорить о сложностях в работе, но здесь я вскользь коснусь очень важной темы – не может техник ставить барабаны на подиум (к примеру), если монтировщики сцены подиум не поставили. Тут нужно постоянно взаимодействовать с другими тех службами. Бывают ситуации, когда каждой службе приходит свой райдер и о чаяниях и веяниях коллег узнаешь на площадке в день концерта. Так что sheet случается, но мы стараемся этого не допускать.

    Пока техники расставляют мониторные линии, барабаны, гитарные стеки, стэйдж-боксы, прокладывают кабельные трассы, накручивают микрофоны на стойки нам тоже есть чем заняться. Нужно сделать патч пульта.

    Пульты бывают разные черные белые красные , и архитектура и подход к одним и тем же вопросам у них сильно разнится (это будет еще один отдельный пост!) Мы сегодня не будем углубляться в вопрос, как это работает в мелочах, на сегодня главное понять, что микшерный пульт — это устройство ввода/обработки/вывода звука. Для начала хватит. Помните, выше была табличка с входами/выходами? Воооооот. На пульте нам нужно сделать так же. А потом сделать группировку каналов, назначение их в DCA, назначение приборов динамической обработки, назначение приборов пространственной обработки, назначение выходных групп и так далее и прочее интересное. Тема достаточно долгая и обширная, я посвящу этому еще страниц 5-6 текста, что ж мы там делаем. Спойлер – не три кнопки нажимаем, минимум 6. Второй спойлер – кнопки «сделать заебись хорошо» не существует.

    Мы молодцы, мы подготовили пульт, подготовили устройства записи звука (если это согласовано), у нас есть поканальный список микрофонов в программе секвенсоре, мы на отдельном компьютере мониторим, что у нас показывает радио эфир, дабы не допустить ни помех, ни интермодуляционных искажений (мы ж еще и в радио менеджмент немного умеем). Получаем сигнал от техников, что мы готовы проводить line-check.

    Это процедура проверки прохождения сигнала от источников звука до пульта. Так мы убеждаемся, что на сцене нет битых кабелей, битых стэйдж боксов, битых витых пар, мёртвых микрофонов, мертвых мониторов. Убедившись, что всё у нас приходит и всё хорошо все уходят перекурить и ждать прибытия музыкантов на сцену.

    И вот момент настал прими Гастал, музыканты прибывают на сцену. И вот тут сценарий бывает оооочень разный, в зависимости от того насколько хорошо вы согласовали райдер и согласовывали ли вообще, и вы ли это делали (ибо это мог делать не вы). Может быть движение всего по площадке, сдвиг, поворот, разворот, перемещение всего, что стоит, лежит, проложено или левитирует. Закончив с этим процессом музыканты настраиваются, барабанщик дособирает полуфабрикат ударной установки по своему вкусу, гитаристы настраивают инструменты, все заняты своим делом. По готовности мы начинаем проводить SOUND – CHECK. По-русски «проверка и отстройка звука». Говоря в микрофон, розданный по мониторам на сцене, мы просим музыкантов по очереди поиграть, чтобы отстроить звук. Чаще всего я делаю два комплекта каналов – один для зала, один для сцены. Это важно, и я посвящу этому отдельную главу. Отстроив звук с каждого микрофона в отдельности, начинаем собирать из музыкантов сбалансированно звучащий КОЛЛЕКТИВ. Когда у нас коллектив в зале звучит достойно и на сцене музыканты хорошо слышат себя в мониторах, ничего нигде не свестит, не заводится и радует на сцену приглашается солист. С ним проводятся те же манипуляции, отстраивается звук и в завершении все довольные, получив искомый результат уходят отдыхать перед началом концерта. Ну, как отдыхать. После заверения саунд-чека нужно проклеить к полу кабельные трассы, убрать со сцены лишнее, заменить батарейки в радио системах и решить еще несколько насущных вопросов.

    Всё, дальше концерт и я просто делаю свою работу. И может быть даже, я напишу об этом еще один пост. Может быть)

    По завершении концерта бывает два варианта концовки: музыканты молодцы или звукорежиссёр пидарас не молодец. Другого не дано.

    В любом случае в конце демонтаж, возврат оборудования по складам, операция «антипроёб» на сцене и отчёт руководству о том, что все живы, миссия выполнена, потерь нет/есть.

    FIN

    Ух, и простыня получилась. Задавайте вопросы, относительно них я буду понимать о чем рассказывать в следующих постах и как простраивать логику повествования. За сим откланиваюсь и еду на работку. Предвосхищая первый отвечу сразу - 4 места работы, 3 стационара и один прокат.