Проект "Утопия", ч.12

Предыдущая часть - http://pikabu.ru/story/proekt_quotutopiyaquot_ch11_4237417


На прогулке дети много общались, знакомились. Нашлись двое детей, которые при встрече радовали и обнимались, как старые друзья, которые встретились спустя много лет.

- Посмотри на них! - обратила я внимание Александры на этих двоих. - Они выглядят такими счастливыми!

- Группы собираются случайно, главное - так, чтобы один и тот же ребёнок не попадал в группу два раза подряд к одному и тому же воспитателю, а так же так, чтобы в разные недели не было двух детей, которые гуляли на прошлой неделе вместе. У каждого воспитателя есть свой список мест, куда он ходит - обычно три-пять. За год дети узнают близлежащие улицы получше и начинают ориентироваться в городе. А так же тренируют память - вечером они будут делиться друг с другом, кто кого видел, кто с кем познакомился. Будут делиться друг с другом своими впечатлениями и воспоминаниями о тех или иных ребятах.

- До сих пор не очень хорошо понимаю, как эта система с разбитием на группы помогает в воспитании детей.

- Они учатся. Учатся общению - если дети будут строго в своей группе, им рано или поздно не о чем будет разговаривать, им станет скучно друг с другом. Разбитие на маленькие группы препятствует созданию "группировок", так сказать, в которых дети дружат строго друг с другом. Знакомство с новыми детьми даёт новые темы для общения как внутри группы в общежитии, так и внутри групп, которые собираются на площадках. Дети все разные, поэтому они всегда учатся чему-то новому у тех, кого видят впервые. Неделя - самый оптимальный срок, за который дети не надоедают друг другу.

- За четыре года в общежитии дети узнают всех, кто живёт поблизости.

- Нет. С каждым годом дети уходят гулять всё дальше и дальше - с возрастом они становятся выносливее. Так происходит знакомство уже с другими общежитиями, которые стоят дальше.

- А как они вообще стоят? Я не понимаю принцип строения этого города.

- Смотри, - она достала свой телефон, - мы сейчас находимся здесь, - она ткнула пальцем в карту. - Твоё общежитие находится тут, - она промотала карту немного вниз и ткнула пальцем. На карте стояло четыре дома, я жила в самом левом. - Тут пешком десять минут. Пройти всего пару улиц. Вот видишь, выше через дорогу стоят такие же дома. А так же ещё вот правее через дорогу ещё пара таких квадратов, - она двигала карту, показывая пальцем. - Вообще, наш город в целом состоит из квадратов, - она уменьшила карту. Я увидела клетчатое поле. - Несколько таких квадратов образуют микрорайоны. Например, вот это, - она снова приблизила карту, - это микрорайон общежитий. Тут ничего нет, только шестнадцати домов-общаг. Вот если посмотреть а этот квадрат, - она передвинула карту и показала пальцем на область, из девяти квадратных и прямоугольных дворов - то в этом доме есть продуктовый, в этом - она показывала пальцем на карту, выделяя дома, - хозяйственный, в этом - магазин табака, в нём же есть досуговое антикафе, а вот в этом есть кофейня и аптека, в этом - пиццерия и кинотеатр. Вот в этом дворе, - она ткнула пальцем в прямоугольный двор, значительно больше других, - помимо детской и тренажёрной площадок есть площадка для выгула животных - такие есть обязательно в каждом микрорайоне. Это деление не строгое, тебе не обязательно жить в пределах своего микрорайона. Но в пределах одного микрорайона обязательно есть всё, что нужно для жизни и проведения досуга.

- Ты знаешь каждый микрорайон? - удивилась я.

- Нет, я просто в этом живу, - засмеялась Александра. - А вообще, каждый микрорайон примерно похож на предыдущий. По крайней мере, набор заведений в них одинаковый, различается лишь их территориальное положение.

- Так, дети, я замёрз, давайте собираться, - окликнул детей наш воспитатель.

- Ну пожалуйста... Ещё немного... - запричитали дети.

- Дети! Мы же договаривались!

- Ну да... - почти хором сказали дети. Они опустили головы и выглядели самыми несчастными детьми на свете.

- Давайте, у вас две минуты, чтобы попрощаться с новыми друзьями, - смягчился он.

- Ого, уже два часа прошло! - удивилась Александра.

- Почти два, - поправил её воспитатель. - Нам же ещё вернуться надо. А к ужину опаздывать не стоит.


- Вообще, разнообразие в еде очень полезно растущему организму, - мы разговаривали за ужином. - Если ты посмотришь меню на неделю, ты не увидишь ни одного повторяющегося блюда. Обязательно каждый день даётся мясо или рыба, мясо самое разнообразное - курица, кролик, говядина, свинина, индейка, каждый раз обязательно готовится по-разному. Гарниры тоже разные. Один раз я наблюдала за общежитием, и там повар целый месяц готовил разные блюда и ни разу не повторился!

- Месяц? - удивилась я. - Это невозможно.

- Возможно. Ингредиенты могут быть теми же, что и неделю назад, но блюдо само по себе - другим. Заметь, рис с куриными котлетами отличается от плова на курином мясе. А основные составляющие блюд одни и те же.

После ужина мы вернулись в общую комнату. Полы тут были мягкие и тёплые, дети играли прям на нём. Они оживлённо общались и обсуждали детей, которых они видели сегодня. Воспитатели, сейчас все вместе, сидели за столом и тихо что-то обсуждали. Подписав какие-то бумаги, воспитатели, которые работали с утра, стали собираться.

- Дети, попрощайтесь с Мариной Игоревной и Ольгой Александровной, - обратился к шумной толпе ребятишек парень. Видимо, именно с ним мы ходили гулять - он был единственным парнем в компании воспитателей. Оказался он типичным представителем азиатских народов. Его чёрные волосы были коротко подстрижены, а следов растительности на лице не было видно. Его возраст было невозможно угадать - с одинаковым успехом ему могло быть как 15, так и 25 лет.

- До свидания! - хором сказали дети. - Хорошо вам отдохнуть! Увидимся завтра! - и дети вернулись к своим прежним занятиям.

- Их учат этому? - засмеялась я.

- Нет, они сами решают, что говорить, - пожала плечами Александра.

- Давайте немного позанимаемся, - обратился к детям парень. - Чем вы хотите сегодня заняться?

- Рисовать! - решение было почти единогласным.

- Мы давно не рисовали, - сказала одна девочка из толпы.

- Иди к ним, - легонько пихнула меня в бок Александра. - Ты тоже часть этой группы, занимайся с ними.

- Но я не умею рисовать! - я была в ужасе.

- Иди, кому говорю! - она пихнула меня сильнее.

Я пожала плечами и села на пол рядом с детьми. Парень уже достал из своего стола пачку листов и упаковку простых серых карандашей. Он начал ходить по толпе с целью дать каждому - в том числе и мне - лист А4 и карандаш.

- Кто напомнит нам технику безопасности? - обратился он к детям, когда проходил с пачкой листов. - Давай ты, Аня, - сказал он какой-то девочке, протягивая ей лист и карандаш.

- Рисовать обязательно нужно на твёрдой подложке, чтобы не порвать лист и не испортить рисунок, - начала девочка. - Если рисунок нужно раскрасить красками, надо делать это за столом, чтобы не испачкать пол, а так же надо надеть фартук, чтобы защитить одежду, и положить под рисунок специальный мат, чтобы защитить стол.

- Молодец, - улыбнулся воспитатель. Он успел раздать всем листы, и пошёл раздавать всем твёрдые планшеты с креплением для листа.

- Так, садитесь все ровно, выпрямляем спинки, - сказал парень, когда закончил с раздачей. Дети послушно подчинялись. - Закроем глазки, - я оглянулась. Дети сидели с закрытыми глазами, и я решила последовать их примеру. - Подумайте о чём-нибудь хорошем, приятном. Настройтесь на приятные мысли и думайте.

"Как глупо!" - подумала я, но решила попробовать. Что мне приятно? В голове сразу всплыл шум моря, крики чаек. Я ни разу не купалась в море, но я ездила в летний лагерь, расположенный не очень далеко от моря. К морю нас не пускали, и купаться мы ходили в реку, которая в это море впадает. По утрам, когда солнце только-только вставало, я любила забираться на крышу, пока никто не видит, и наблюдать за рассветом на фоне реки. Где-то вдали, очень-очень тихо кричали чайки. Я помню, как мечтала их увидеть, но приходилось довольствоваться только их далёкими криками. Я непроизвольно улыбнулась.

- Представьте картинку, - где-то далеко звучал голос, - представьте её хорошо, со всеми деталями. Сосредоточьтесь на ней и запомните.

"Такое сложно забыть," - подумала я.

- Запомнили? Теперь открывайте глаза и рисуйте. Сделайте сначала набросок карандашом, а потом подойдите ко мне и скажите, чем вы хотите раскрашивать.

Я открыла глаза. Вокруг меня сидели улыбающиеся дети. Кто-то ещё сидел с закрытыми глазами, а кто-то уже заскрипел карандашом по бумаге. Я решила не отвлекаться и начала рисовать. Быстро обозначила границы реки, вот тут деревья - берёзовые посадки, а тут - соседние корпусы лагеря. Вот один, вот ещё один. А вот тут вставало солнышко... Я решила не брать краски, и сделать рисунок чёрно-белым. Кто-то уже встал и взял цветные карандаши. Кто-то сел за стол у стены, надел фартучек и рисовал красками. Карандаш не успевал за полётом мысли.

Когда я подняла голову и осмотрелась, я сильно удивилась. Все дети сидели и наблюдали за мной. Они сидели тихо и почти неподвижно. Весь стол воспитателя был завален рисунками. Я посмотрела на Александру. Она сидела и наблюдала за мной, просто открыв рот.

- Ты закончила? - спросил меня воспитатель. Я обернулась на голос и увидела, что он стоит прямо передо мной.

- Думаю, да, - я отдала ему свой рисунок. Я даже не посмотрела на результат.

Я подсела ближе к Александре.

- Как долго я рисовала? - тихо спросила её я.

- Больше часа точно. Дети сдали свои рисунки спустя минут сорок, а ты всё рисовала и рисовала.

- Никто меня даже не прервал! - удивилась я.

- Ты была занята делом. Зачем прерывать занятого человека, тем более с таким рвением и усердием.

- Но я не умею рисовать! - возмутилась я. - Я не рисую...

- Ещё со школы? - перебила меня Александра. - Да хоть с самого садика! Это не важно! Ты прекрасно рисуешь!

- Не верю, - буркнула я.

Тем временем воспитатель вывесил все рисунки на доску позади себя. Я обомлела. Мой рисунок выглядел великолепно. А на фоне не очень аккуратных детских рисунков так вообще шедевр.

- А теперь веришь? - засмеялась Александра, увидев моё лицо.

- Но в школе мне всегда говорили... - начала я.

- Да забудь ты уже свою школу! - перебила меня Александра. - Запомни: тут не важно кто ты, сколько тебе лет, как ты выглядишь, какой ты национальности! - она прямо взорвалась. - Не важ-но! - сказала она, выделяя каждый слог. - Главное то, что ты хочешь, что ты можешь, что ты умеешь и к чему ты стремишься! Тебе нагло врали! Всю твою жизнь врали прямо в глаза! Ты это теперь видишь?! - казалось, что она сейчас порвёт меня в клочья. Я обернулась. Наш небольшой диалог слышали все. Все вокруг, даже воспитатель, сидели и смотрели на нас огромными глазами. Но Александра этого не замечала. - Дети здесь не знают, что такое не уметь рисовать. Они берут и рисуют. Им это может нравиться или нет, но это не значит, что они бездари и недоучки из-за того, что не хотят рисовать! Нет понятия "не умею"! Есть понятие "не хочу"! Они просто могут чего-то не хотеть! И это абсолютно нормально! - она сделала паузу, чтобы набрать в грудь побольше воздуха и запнулась. Она тоже услышала эту тишину, что окружила нас. - Если чему-то не учиться, то ты этого никогда не будешь это уметь, - уже спокойнее продолжила она. - Мы все учимся, несмотря на возраст и положение, мы всю жизнь продолжаем учиться. Вопрос в том, хочешь ли ты этому учиться, - она выдохнула.

- А если я хочу быть врачом? - тихо проговорил один мальчик. - Я буду врачом?

- Конечно, если ты будешь учиться, - улыбнулась ему Александра. - Главное - очень сильно этого хотеть и прилежно учиться.

- А я? А я буду... - заголосили дети, перебивая друг друга.

- Дети, спокойнее, - прервал их воспитатель. - Нам пора спать. Рисунки провисят на доске до следующего урока рисования. Давайте пожелаем друг другу спокойной ночи и пойдём по комнатам.

Дети принялись обниматься и что-то тихонько говорить друг другу. К нам тоже подошли дети и стали обнимать. Мне они говорили, что у меня прекрасный рисунок, и мне надо дальше учиться. Я их искренне благодарила. Краем уха я слышала, как они спрашивали у Александры, смогут ли они получить желанную профессию. Она смеялась и говорила каждому, что со временем они узнают о профессии больше и смогут решить сами - будут ли они теми, кем хотят, или нет.


Я ложилась спать с тяжёлой головой. Мысли мешали уснуть, я всё думала о своей школе и о методах обучения здесь. Прямо небо и земля, абсолютно разные подходы. Но какой из них правильный? Я ворочалась очень долго, пока наконец не отрубилась от усталости.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Чудесно, чудесно ))
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку