Проект "Утопия", ч.11

Предыдущая часть - http://pikabu.ru/story/proekt_quotutopiyaquot_ch10_4235349


- Понимаешь, смысл всего этого в том, что дети учатся отвечать за свои поступки, - мы сидели за столом воспитателей, Александра уже минут десять мне рассказывала о методах воспитания, и мы ели вместе с детьми манную кашу. С детства ненавижу манную кашу! - Наступает понимание, что мир не крутится вокруг тебя, что вокруг тебя есть люди, которые тоже умеют чувствовать и имеют свои желания и потребности. Самым действенным способом донести это до детей оказалась жизнь под одной крышей двадцать четыре на семь.

- Дети живут по четыре человека. Этого мало, - пожала плечами я.

- Не-а. Они живут вчетвером только с вечера до утра. Всё остальное время они находятся в общей комнате или гуляют. Ты чего не ешь? - вдруг спросила она.

- Ненавижу манную кашу. С детства.

- Наверное, потому, что вам её давали холодную и с комочками, да?

- Именно. Мерзость, - я скривилась, когда вспомнила, что нам скармливали в детдоме.

- А ты попробуй. Хотя бы ложечку. До ужина больше ничего не будет ведь.

Я закрыла глаза и положила себе в рот ложку каши. Мягкая, тёплая, сладенькая.

- Ну, всё оказалось не так страшно? - засмеялась Александра. - Так вот, ты знаешь вообще что-нибудь о психологии?

- Не очень, - я пожала плечами. Голод взял своё, и я начала есть. - Кстати, действительно вкусно.

- Ну вот, а ты мне не верила. Теперь о психологии. Дети с трёх лет до пяти начинают копировать поведение окружения. Они стараются походить на взрослых, потому что это взрослые. Умудрёнными жизнью старцами в глазах детей кажутся все, даже десятилетние ребятишки. И дети, большей частью неосознанно, копируют поведение окружения. Ввиду того, что наши дети общаются только со сверстниками, дети копируют поведение друг друга и учатся на ошибках друг друга. Ну и воспитатели, без них никуда. Именно поэтому воспитатели выступают именно как соглядатаи, подталкивая в нужную сторону только в нужный момент, если ребёнок сам не в состоянии до этого дойти. По сути, копирование - основное поведение детей в этом возрасте.

- И чему они могут научиться в изоляции?

- Они не совсем в изоляции. Каждую неделю воспитатели составляют группы по трое-пятеро детей, которые будут ходить на близлежащие детские площадки во дворах. Но на детских площадках могут собираться до двадцати малышей сразу.

- Из других общежитий, - закончила за Александру я.

- Именно. Дети знакомятся, видят других детей, перенимают что-то от них, дают что-то им. В итоге за неделю они, возможно, даже успевают подружиться. За год дети из разных общежитий могут увидеться несколько раз. А по вечерам дети обсуждают, с кем они познакомились. Это очень хорошо тренирует память, кстати говоря. К пяти годам они знают большую часть ровесников города, - она засмеялась. - А знаешь, что ещё помогает им найти общий язык?

- Какая-то общая работа, может быть? Не знаю, - я пожала плечами.

- Угадала. Например, дети каждые выходные проводят уборки - каждый в своей комнате и все вместе весь оставшийся блок, каждую неделю список обязанностей меняется. Например, на прошлой неделе ты мыла душ, значит, на этой ты моешь раковину и полы возле неё, на следующей - туалет, на следующей - коридор и стойку для обуви. И так каждый месяц. Тебя тоже это ждёт. Общий на четыре человека душ и туалет располагает к мусору. Как угадать, кто это бумажку кинул мимо ведра или кто это не вытер за собой воду в душе? Но когда ты раз в месяц вынужден это отмывать и вычищать, возникает некоторое чувство ответственности. Дети задаются вопросом, который часто поднимается при ссорах: "Вот я что-то нехорошее сделала по отношению другого. А было бы мне приятно, если бы этот кто-то другой сделал то же самое по отношению ко мне?". В большинстве случаев ответ выходит отрицательным, и дети перестают делать плохие вещи по отношению к другим.

- Я не верю, что дети в три года на такое способны. Они же...

- Ещё маленькие? - перебила меня Александра. Я кивнула. - Они маленькие только лишь в глазах взрослых. Поверь, дети в любом возрасте - самые обучаемые люди, и трёхлетки - не исключение. Они понимают всё очень быстро. И запоминают, кстати, всё очень хорошо. Не стоит их обижать или недооценивать - любое происшествие оставляет на них большой след. Вот не надо даже за примерами далеко ходить - возьмём в пример тебя, - я удивлённо на неё посмотрела. - Ты перестала писать стихи, потому что тебя высмеял учитель, - внутри всё сжалось, воспоминания всплыли в голове моментально, будто это случилось вчера. - Ты решила, что у тебя нет таланта, хотя это не так - мнение более старшего ты приняла за авторитет, и бросила то, что тебе нравилось.

- Это не так? - после этой фразы я ничего больше не слышала.

- Поверь, проблема была именно в твоём учителе, а не в твоём таланте. Знаешь, описать это сложно, лучше один раз увидеть, не правда ли?

- Увидеть что? - я не могла никак выбросить из головы эти слова.

- Увидишь вечером, - улыбнулась она.


Обед представлял собою рыбный суп (оказалось, у меня аллергия на морепродукты - а я и не знала, - поэтому мне вместо него дали двойную порцию второго блюда), на второе - манная каша с кусочками фруктов и холодный чай со сладкой булочкой. На пункте выдачи тоже стоял сканер, к которому дети прикладывали свои маленькие ручки, а на экране писалось, что им нужно дать из меню.

Всего на одно общежитие было четыре игровые комнаты и четыре столовые - по количеству возрастных групп. В каждой группе было в среднем по двадцать пять человек, чуть больше или чуть меньше - разница была не существенной. На каждую группу выделялось от четырёх до шести воспитателей - на каждые три-пять человек в группе. Они работали посменно, и только в часы прогулок работали все воспитатели в группе.

Тихого часа как такового не было - детей отправляли по своим комнатам, где они могли спать, а могли и не спать - это оставалось чисто на усмотрение самих детей.


После обеда детей отправили по комнатам. Мы с Александрой вышли в курилку. Внутри было темно, свет включался автоматически при открывании дверей. По периметру у стен стояли лавки, в центре - урна. На стене напротив двери был выключатель для вентиляции.

- Ты говорила, без присмотра воспитателей никуда, - засмеялась я, закуривая.

- Знаешь, у меня есть некоторые привилегии, - улыбнулась она, выпуская клубы дыма с каждым словом.

- Я и не думала, что ты куришь.

- Неужели я выгляжу такой паинькой? - она не прекращала улыбаться.

- Я думала, королева должна быть идеалом, примером для подражания, - пожала плечами я. - Примером для народа и окружающих.

- Этого же никто не видит, - она засмеялась. - К тому же, мы учим уважать выбор других. Ты будешь в шоке, когда узнаешь меня поближе.

- Что же такого я узнать должна? Я заинтригована.

- Не сейчас. Сейчас это действительно повергнет тебя в шок, - она улыбалась. - Как я говорила, ты будешь узнавать всё постепенно и именно в тот момент, когда это будет нужно.

- Ты говорила, что дети легко обучаемые, - я решила перевести тему. - А как относятся к тем, у кого действительно не получается что-то? Или к тем, кто просто не хочет чем-то заниматься?

- Общие знания дети получат в любом случае - они научатся читать, писать, считать, например. Дальше уже по их собственным предпочтениях - любое желание детей в плане обучения мы стараемся выполнить.

- И они смогут узнать обо всех шансах?

- О большинстве точно. О самых основных - однозначно. Например, если ребёнку нравится рисовать, ему предложат художественные кружки. Там он уже узнает о том, что существует акварельная живопись или, например, искусство граффити. И там он сможет сделать выбор и идти дальше. Если ты сам не знаешь, что тебе нравится, ты можешь пойти в один кружок, понять, что это тебе не по душе, уйти оттуда и пойти в другой. Все занятия бесплатные, поэтому ты ничего не потеряешь, и только получишь полезный опыт.

- Звучит как-то слишком идеально.

- Не думай о том, где подвох. Думай о том, как это использовать с пользой для себя.


Весь оставшийся тихий час я исписывала свои блокноты заметками и мыслями. Александра ушла поговорить по телефону, и мне никто не мешал.

В коридоре прозвенел звонок. За стенкой послышались шаги, какая-то возня. Ко мне в комнату зашла Александра.

- Собирайся, нам пора.

- Куда собираться?

- Как куда? Гулять! - она улыбалась.

Девочки стояли в коридоре, уже одетые в куртки, и обувались.

- Они такие самостоятельные. Так странно это видеть, - тихонько, почти в самое ухо, проговорила я Александре.

- Привыкай. Ты это будешь видеть каждый день.

На улице было прохладно, шёл снег. Дети собрались по группам, образуя четыре кучки. К каждой группе подошли воспитатели, и начали озвучивать фамилии.

- Ерёмина! - спустя пять минут услышала я.

- Это я что ли? - удивилась я.

- Да, ты. Ты полноправный член группы, поэтому ты тоже есть в списках, - улыбнулась Александра. - Иди.

Я подошла к воспитателю. Я чувствовала себя неловко, несмотря на то, что всем, казалось, было плевать, что рядом с малышами трёх лет стоит взрослая девушка.

- Мы сегодня идём гулять на улицу Есенина, - сказал нам воспитатель. Это был парень, его внешность и возраст было невозможно разглядеть за капюшоном и шарфом - были видны только его глаза. В группе помимо меня было ещё четверо детей.

- Совсем недалеко! - обрадовались дети. - А можно мы погуляем сегодня подольше? - почти хором спросили они.

- Как только я замёрзну - сразу идём домой. Договорились?

- Да! - радостно завопили дети, взялись за руки парами и пошли за своим воспитателем.

- Они уже ориентируются в городе? - удивилась я.

- Пару мест они успели запомнить точно, - ответила мне Александра. - Места, где они чаще всего бывают, запоминаются хорошо.

- Я до сих пор не могу поверить, что дети в три года могут быть такими самостоятельными!

- Помни, что многим из них уже есть четыре, кому-то вот-вот исполнится четыре. Когда они только поступают сюда, они мало что умеют, им тяжело поначалу. Мы стараемся селить в один блок детей разных возрастов, чтобы более старшие могли позаботиться о только что пришедших сюда. Арине, твоей соседке, например, не очень повезло - из-за нехватки мест среди старших детей на неё одну свалилось сразу двое детей одного возраста. Но она молодец, она справилась, и уже сейчас она хочет стать воспитателем.

- Разве для детей это не стресс?

- Для детей это опыт. Они учатся ответственности, и это очень важно. Ты, кстати, не заметила ничего необычного?

- Где? - удивилась я.

- Например, в твоих соседках.

- Ну... Одна девочка - типичная европейка с русыми волосами, вторая - негритянка, третья - альбинос неизвестной мне национальности. Это необычно, что они ужились друг с другом под одной крышей.

- Как ты думаешь, почему оно так?

- Не знаю, - честно призналась я.

- Потому что дети не знают, что такое национализм. Они не знают ещё, что это есть в мире. Они видят лишь детей. Да, они немного другие, но это вызывает интерес, а не вражду. Понятие национализма во всём остальном мире детям прививается взрослыми.

- Поэтому вы принимаете детей до полугода, - вдруг пришло осознание. - Они чистые листы, на которых можно написать всё, что угодно. Которых не нужно перевоспитывать, из которых не нужно искоренять вредные привычки и взгляды.

- Верно, - кивнула Александра. - главной ошибкой всех предыдущих проектов была попытка перевоспитать взрослых. Это невозможно, и предыдущие девяносто девять проектов это доказали.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, почему минусят, имхо этот рассказ достоен отдельной книги...очень интересно, каждый день жду новую главу
раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий
Очень интересный рассказ, очень интересная идея, автор, жду продолжения с нетерпением )
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже заинтересован рассказом и подписан на проду. Правда, изначально я надеялся на хэппиэнд и реальную утопичность происходящего. А теперь выясняется что Александра имеет какие-то иные планы на город. Занимаясь воспитанием детей со столь малого возраста, она может очень многое из них слепить. Кроме того, лишив их контакта с биологическим родителем, она сформировала у детей базовое недоверие к миру. Из них можно вырастить идеальных полицейских, космонавтов, солдат, но уже нельзя сделать счатливых людей, удовлетворенных своей жизнью.
раскрыть ветку